В минувший вторник на очередном брифинге в Кабинете Министров РТ первый заместитель министра экономики и промышленности Алевтина Кудрявцева и заместитель министра финансов РТ Алексей Шишкин рассказали журналистам о предстоящем повышении зарплаты бюджетникам. Этого самого повышения бюджетники ждали давно – их зарплата не индексировалась, страшно сказать, с первого декабря 2001 года. И вот федеральные власти все-таки решились на этот шаг. Впрочем, тянуть уже было невозможно: инфляция за минувшие два года скакнула почти на 30 процентов, да и выборы на носу, вдруг бюджетники проголосуют не за тех кандидатов или вовсе не придут на выборы. Словом, решение о повышении зарплаты учителям, врачам, библиотекарям диктовалось не только экономикой, но и политикой.
Впрочем, бюджетники, автоматически повышающие свою нынешнюю зарплату на 30 процентов, могут расслабиться. У нас с вами одна математика, мы ее проходили в школах, а у финансистов математика другая – высшая, ей обучаются в коридорах власти. Там повышение зарплаты на 30 процентов на деле означает повышение всего на… 20 процентов. (Интересно, почему в реальности этот самый рост всегда оборачивается меньшей цифрой? Почему никогда не бывает наоборот: скажем, обещали на 30 процентов, а подняли – на 50? Почему высшая математика всегда работает в сторону уменьшения?)
Наша зарплата состоит из трех частей – основного тарифа, стимулирующих выплат и компенсации, которая выплачивается из республиканского бюджета. Эти самые компенсации выплачиваются не во всех регионах, и то, что мы их получаем, честно скажем, заслуга нашего Правительства, оно нашло средства в бюджете, чтобы мы совсем не голодали. Бюджетники имеют свой тарифный разряд – в зависимости от сферы деятельности и квалификации. Тарифный разряд предполагает свою ставку. К примеру, ставка первого разряда – 600 рублей, а последнего, восемнадцатого, – 2700. Так вот, какой-то великий ум придумал, что ставки разных разрядов увеличиваются на разные проценты. Тариф первого разряда возрастет на 33 процента, второго – на 26, третьего – на 22, у остальных – на 20 процентов, а в среднем повышение составит 21 процент.
Скажем, работник, “сидящий” на первом разряде (в основном это уборщицы), получит тариф, увеличенный на 33 процента, а классный хирург, от мастерства которого зависит, будет или нет жить человек,- только на 20. Алевтина Кудрявцева объясняет это тем, что нужно поднимать зарплату низкооплачиваемым категориям населения до прожиточного минимума (у нас в республике, по собственным расчетам, он составляет 1345 рублей), а остальные как бы могут подождать. В итоге наблюдается тенденция, когда выравнивается зарплата высококлассных специалистов и обслуживающего персонала. Не приведет ли это к оттоку кадров из бюджетных отраслей? – поинтересовались журналисты. У нас нет таких данных, сказала Алевтина Николаевна.
И еще один любопытный момент: существуют две методики исчисления прожиточного минимума – общероссийская и татарстанская. По первой прожиточный минимум составляет 1803 рубля, по второй – 1345 рублей. Следовательно, зарплата перворазрядников тарифной сетки до прожиточного минимума не дотягивает. Поэтому нам рано говорить о том, что все без исключения бюджетники у нас перешагнули черту бедности.
Теперь о других составляющих зарплаты. Так называемые выплаты стимулирующего характера – это своеобразная надбавка к зарплате, которая начисляется по усмотрению руководителя учреждения. Она может быть, если вы ведете классное руководство, проверяете тетради или дежурите в больнице по ночам. Это величина переменная и полностью зависит от главврача, директора школы или редактора газеты. Что касается внутриреспубликанских компенсаций, то журналисты так и не услышали, как изменится их объем по сравнению, скажем, с сентябрем 2003 года. Скорее всего, их размер сократится. Журналистам удалось лишь выяснить, что из бюджета дополнительно на повышение зарплаты бюджетников выделяется 1,6 млрд. рублей, а фонд зарплаты составит 14,9 млрд. рублей. Это 49 процентов всех расходов казны.
Хотелось бы особо сказать о средних величинах заработной платы. Понятно, что средняя температура больных в палате не дает представления о том, насколько хорошо или плохо себя чувствует каждый пациент, но в целом температура может показать, насколько эффективно лечат людей в том или ином учреждении. О том, что зарплата учителей, работников культуры и врачей унизительна, говорит хотя бы тот факт, что она составляет всего 57 процентов (!) зарплаты тех, кто трудится на промышленных предприятиях. Понятно, что те, у кого есть мозги, хватка и высокая квалификация, не живут на одну зарплату. Не будем прятать голову в песок и честно признаемся, что существует серый рынок платных медицинских услуг, когда сами пациенты расплачиваются с врачом, за помощью к которому обратились. Развивается и официальный рынок платных услуг – исходя из проекта бюджета на 2004 год он возрастет на 45 процентов. Будут ли бюджетники с их нынешней зарплатой чувствовать себя полноправными участниками этого рынка? Вряд ли. Скорее всего, они попадут в ряды неплательщиков за коммунальные услуги (в самое ближайшее время мы будем оплачивать не менее 90 процентов их стоимости из своего кармана). Или тому же самому бюджету придется оказывать им адресную помощь.
В этой ситуации более понятным становится стремление Правительства сократить число государственных учреждений. Но вот парадокс: это стремление как бы не затрагивает государственный аппарат: в проекте бюджета-2004 заложено повышение расходов на его содержание. Выходит, сокращать-то будут в первую очередь тех, кто работает в госучреждениях культурной, образовательной, социальной сферы?
И последнее. Как сообщили организаторы брифинга, доля зарплаты в расходах бюджета уже превысила все допустимые размеры, мы, по сути, перешли черту безопасности. Какой отсюда напрашивается вывод? Нужно повышать доходную часть бюджета, а значит, развивать реальный сектор экономики, холить его и лелеять, иначе все протянем ноги. Но это уже тема для другой статьи.