И cнова – восхождение

Мы вступили в знаменательное для нас время, когда вновь по достоинству оценивается непреходящее значение КамАЗа для экономического благоустройства страны и определяется судьба нашего предприятия на многие годы вперед.

Генеральный директор КамАЗа Иван Костин.Мы вступили в знаменательное для нас время, когда вновь по достоинству оценивается непреходящее значение КамАЗа для экономического благоустройства страны и определяется судьба нашего предприятия на многие годы вперед. Сегодня все, кто за последнюю четверть века внес свой вклад в проектирование и строительство производственных объектов КамАЗа и жилых микрорайонов автограда, монтаж и пусконаладку технологического оборудования, освоение мощностей Камского автогиганта, имеют возможность подвести итоги целому периоду своей биографии и трудовой летописи страны и республики.


Отмечая 25-летие выпуска первого автомобиля “КамАЗ”, мы всегда держим в памяти и другую дату: 29 декабря 1976 года государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н.Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Для страны это означало начало ускоренного переоснащения ее грузового автомобильного парка современными транспортными средствами с одновременной ее дизелизацией, а для Татарстана – создание собственной автомобильной промышленности и национальных кадров автомобилестроения – авангарда экономического прогресса. Наш человеческий и гражданский долг – воздать должное тем, чьими руками воздвигнут и благодаря кому живет гигант отечественной индустрии и его спутник – полумиллионный современный город, бережно передать память об их трудовом героизме потомкам. Память о той неуемной молодежи, которая прибыла на ударную стройку по комсомольским путевкам.


Только по постановлению Совета Министров СССР мы приняли тогда свыше 10 тысяч высококвалифицированных рабочих-машиностроителей по оргнабору со многих предприятий страны. Еще несколько сот руководителей и специалистов-автостроителей высочайшего класса были отобраны и направлены на КамАЗ Министерством автомобильной промышленности СССР и многими обкомами партии. Именно эти люди формировали социально-психологическую обстановку в Набережных Челнах. 2,5 тысячи рабочих, специалистов и ИТР прошли стажировку за рубежом на самых передовых фирмах мира. Они принесли на КамАЗ и в наше общество новое экономическое мышление и мировоззрение, что пригодилось автогиганту в девяностых годах, в пору перехода на рыночные рельсы хозяйствования.


Массовый выпуск новых экономичных автомобилей с большей грузоподъемностью и ресурсом дал толчок развитию экономики всей страны. Уже за первые 5 лет Камский автозавод выпустил почти 203 тыс. автомобилей, а еще через 5 лет, доведя парк “КамАЗов” до 580 тысяч, автогигант окупил все, что было в него вложено. Эксплуатация одного “КамАЗа” в течение года давала экономию, эквивалентную 10 тоннам дизельного топлива.


Неузнаваемо изменилась жизнь некогда заброшенного провинциального уголка страны. Десятки тысяч людей обрели благоустроенное жилье. В Набережных Челнах сформировалась новая культура материальной и духовной жизни, близкая к современной культуре крупных городов. Создание КамАЗа в корне преобразило жизнь народа, давшего название нашей республике. Набережные Челны стали вторым по значению экономическим и этнокультурным центром Татарстана, где получило новое развитие богатейшее духовное наследие татарского народа.


За эти двадцать пять лет потомки первых в Европе сталеваров, литейщиков и металлообработчиков покорили немало высот современного автомобилестроения. Если в первые годы работы КамАЗа доля татар среди рабочих, ИТР и руководителей была очень мала, то сегодня мы с удовлетворением можем сказать, что каждый второй камазовец на всех ступенях иерархии автозавода, его заводов и структурных подразделений – татарин. И это в основном воспитанники КамАЗа, начавшие свою трудовую биографию здесь, на родной земле. С пуском первой очереди автозавода промышленный потенциал республики вырос в два раза. Основательность, постепенность и надежность – эти характерные черты народов, исконно живущих на нашей земле, сцементировали автогигант и многонациональное население молодого города в единое целое и в годы тяжелейших испытаний направили его энергию в созидательное русло.


Велика и неоценима роль руководства Татарстана и нашего Президента Минтимера Шаймиева в том, что КамАЗ выжил, встал на ноги и начал повторное восхождение вверх. Они были первыми, кто поверил в нас. Мы никогда не утратим чувства благодарности за проявленную ими отеческую заботу о предприятии. Я не смог бы даже перечислить всех тех талантливых и энергичных людей, кому мы обязаны тем, что сохранили и имеем сегодня.


Каждый камазовец в душе, независимо от места нынешнего проживания и рода занятий, достоин нашего признания и благодарности. Этапы становления и развития КамАЗа символизируют три первых генеральных директора, внесших выдающийся вклад. Первый гендиректор (1969-81 гг.) – Лев Борисович Васильев. Его в полной мере можно назвать созидателем и вдохновителем коллектива КамАЗа. Это наша живая легенда и образец того, каким должен быть лидер-руководитель. Второй гендиректор (1981-87 гг.) – Василий Алексеевич Фаустов. Он довел освоение мощностей КамАЗа до высшей отметки и обеспечил увеличение выпуска автомобилей с 85 до 128 тысяч в год. Он для нас образец высокой технической квалификации. Третий гендиректор (1987-97гг.) – Николай Иванович Бех. Я бы назвал его реформатором, который перевел КамАЗ из режима государственного в режим рыночного функционирования, реорганизовав его в первое в СССР акционерное общество, действовал в самый трудный, переходный период в России, в период безвременья. Эти три выдающихся руководителя за неимоверно короткий срок сумели вместе с коллективом КамАЗа обеспечить за 18 лет (1976-1993 гг.) выпуск более 1,5 миллиона большегрузных автомобилей, при этом трижды окупить вложенные в строительство средства и в полном объеме решить проблему обеспечения СССР и стран СЭВ грузовыми автомобилями. Эти первые гендиректора навсегда останутся в истории КамАЗа и в нашей памяти.


Нынешнему поколению менеджеров досталось начать и продолжить второй виток подъема КамАЗа – из пучины финансово-экономического кризиса на уровень современной конкурентоспособной рыночной ситуации. Мы все были свидетелями событий последних восьми лет, начиная с 1993 года, когда случился пожар, уничтоживший завод двигателей. Экономические и политические потрясения в СССР, а потом и в России, конечно же, отразились на результатах деятельности КамАЗа. Это было самое тяжелое время в истории автозавода. С августа 1993-го по 23 января 2001 года мы выпустили немногим более 123 тысяч автомобилей (сравните с 203 тысячами за первые пять лет работы и 128 тысячами в 1988 году). Такова совокупная экономическая цена, которую КамАЗ заплатил за годы перехода к рынку. Сложилась парадоксальная ситуация: чем больше мы производили автомобилей, тем больше получали убытков. Вспомним также о многолетней эпопее с реструктуризацией долгов КамАЗа, образовавшихся за 1992-1997 годы. В сумме они были эквивалентны примерно 1,2 млрд. долларов США.


Настоящие потрясения в душах камазовцев и челнинцев вызвали остановка главного сборочного конвейера на продолжительное время, вынужденное сокращение занятости, громадные задержки и 6-9-месячные долги по зарплате, прекращение финансирования многих социальных программ.


Да, никому еще не было легко на переправе. И мы сейчас выполнили только малую часть своей задачи, поэтому даже в этот торжественный день будет уместно напомнить о вставших перед коллективом проблемах. Окончательную оценку результатам работы новой команды менеджеров даст только время. Пока можно лишь утверждать, что в управленческой деятельности нами решена очень сложная психологическая задача: состоялся переход от стиля руководства “советского” образца к современному менеджменту рыночного типа. Вся система управления КамАЗа поднялась от ожидания команды сверху до самостоятельного совершения необходимых оперативных действий, вытекающих из анализа реальности и тенденций рынка. Запущены механизмы планирования на основе долгосрочных стратегических планов, продуктовой политики и бизнес-планов, совершенствования деятельности на основе непрерывных изменений. Теперь этот процесс должен быть направлен вглубь и вовнутрь с тем, чтобы он в виде конкретных, воспринимаемых и реальных решений доходил до низовых звеньев управления, а через них – до каждого рабочего места.


Все, что мы делали за три последних года, ярко иллюстрирует, насколько верно классическое утверждение “Кадры решают все”. Мы вновь убедились, что самые беспроигрышные инвестиции – это инвестиции в человека, в его обучение, квалификацию, культуру, человеческий и духовный рост. В чисто производственном плане – в обеспечение качества продукции и всей деятельности. Именно поэтому на эти цели мы предусмотрели в бизнес-плане КамАЗа 2001 года средств в несколько раз больше, чем в 2000 году, ибо уверены, что они окупятся сторицей.


Основные рыночные и производственные цели КамАЗа в текущем году были доведены до всего персонала и общественности. Я думаю, нет необходимости их пересказывать. Еще раз выделю лишь важнейшие направления нашей работы: полная сертификация всех производств, а затем и компании в целом по международным стандартам ISO-9000; создание новых продуктов, начало их выпуска и продвижение на рынок (грузовые автомобили, автобусы, двигатели, тракторы и т.д.); увеличение продаж на экспорт и перенос сборочных производств в другие страны.


Обращаясь в этот день ко всем камазовцам, челнинцам и гостям города на Каме, я искренне поздравляю всех, кто разделяет с нами эти торжественные мгновения, с юбилеем КамАЗа.


Иван КОСТИН.
Генеральный директор КамАЗа.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще