Именно так заявил на очередном заседании Кабинета Министров Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Именно с таких позиций он предложил обсудить вопросы развития транспортного комплекса республики и соблюдения законов о государственной собственности и имущественных правах в РТ.
Транспорт, который мы выбираем
Еще совсем недавно местные органы власти и Правительство РТ были завалены жалобами на плохую работу пассажирского транспорта в Казани, городах и районах республики. В последнее время поток критики заметно уменьшился: за счет бюджетных средств было закуплено более 1500 автобусов, в эту сферу пустили частника. В итоге проблема перевозок населения, кажется, была снята, но появились жалобы иного рода: микроавтобусы и “пазики” нарушают правила дорожного движения, подвергая опасности пассажиров. Недовольны и предприятия, обеспечивающие перевозки: фиксированная цена на билеты не покрывает их расходов, а дотации выделяются и не в полном объеме, и с опозданием.
Вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов предложил создать в республике специальный орган (например, на базе структурных подразделений министерства или отделов в местных администрациях), который бы выступал заказчиком необходимого для данной территории объема пассажироперевозок, следил за выполнением заказа и платил за него оговоренную сумму. Сегодня же транспортные предприятия сами себе заказывают “музыку”, сами назначают плату и сами выбивают ее из Минфина и глав администраций.
А что изменится с созданием нового органа? – спросил Премьер-министр. Там, где не было контроля и порядка, они, наверное, появятся, согласился он. Но этого сегодня недостаточно. Чтобы придать новый импульс развитию транспортного комплекса, необходимо вообще избавиться от дотаций. У нас есть система адресной социальной защиты. Те, кто не могут платить за проезд, должны получать помощь от государства, остальным придется платить столько, сколько стоит проезд. Транспортники должны думать о том, как продать билет, как довезти пассажира в целости и сохранности, а задача властей – сделать так, чтобы люди смогли заплатить за свой проезд. Это, так сказать, идеальное положение вещей. Жилищно-коммунальный комплекс начал движение по этому пути. В том же направлении должен двигаться и транспорт.
Должен, кто спорит. Но пока, видимо, мы вынуждены ужесточать контроль. В этом вопросе главы некоторых администраций поддержали Владимира Швецова. Предлагаемый им вариант – как бы промежуточный между нынешним положением дел и ситуацией, когда рыночные отношения окончательно придут на транспорт. Судя по обсуждению, в Правительстве пока нет единой точки зрения, как реформировать эту отрасль. Кто окажется прав, покажет время. Но очень бы не хотелось, чтобы очередные реформы обернулись лишь очередным повышением платы за проезд. Хочется, чтобы рост цен сопровождался, как минимум, улучшением обслуживания пассажиров, открытием новых маршрутов, строительством удобных автобусных остановок.
Транспортная проблема, и это понятно, рассматривалась и с точки зрения предстоящего празднования 1000-летия Казани. В этой связи все вспомнили, что гости будут приезжать по железной дороге (в этой связи необходимо завершить реконструкцию вокзальной площади и пригородного вокзала), по Волге-матушке (а речной порт нуждается в перестройке) и, естественно, самым современным видом транспорта – самолетом. Реконструкция аэропорта пока затягивается, необходимо завершить создание второй взлетно-посадочной полосы, перестройку аэровокзала, протянуть новую дорогу из Казани до ее воздушных ворот. Сколько стоят эти работы, приблизительно известно. Пришло время выделять деньги. Нужны средства и для закупки новых самолетов, желательно – Ту-214, по лизинговым схемам.
Известно, что премьер на большие финансовые вложения идет неохотно. Сначала он требует план, как будет работать бизнес, а потом взвешивает реальность расчетов. И на заседании Правительства он потребовал финансового обоснования проектов: бесплатных подарков транспортникам уже не будет, мы и без того много средств вложили в реконструкцию аэропорта, речного порта… Однако эффективного бизнеса пока не видно. Финансовая лизинговая компания не случайно отклонила два варианта бизнес-плана на закупку самолетов Ту-214, потому что это планы о том, как летать на бесплатных самолетах, пошутил премьер. А бизнес должен приносить прибыль. Дарить же машины сегодня никто не собирается…
В выступлении Рустама Минниханова была своя логика. Но логика просматривается и у авиаперевозчиков. Ту-214, если бы обкатывался под родным небом, избежал бы тех терний, которые сегодня преодолевает в Хабаровске. Во-первых, в Казани легче устранять недостатки: КАПО в 30 минутах езды. Во-вторых, местные авиаторы – патриоты, и они не кричали бы на каждом шагу о том, что самолет находится в ремонте. Для новой машины притирка узлов и небольшие сбои в работе – обычное дело. Ну и наконец, Ту-214 с надписью “Татарстан” на борту – это хорошая реклама для республики. Тогда бы не пришлось официальной делегации РТ лететь в Киев на самолете “Якутия”… В общем, вопрос о закупке новых самолетов остался открытым, споры продолжаются, а 1000-летие Казани неумолимо приближается.
Подводя черту под бурным обсуждением транспортной проблемы, Рустам Минниханов посоветовал руководителям министерства внести коррективы в существующую программу развития транспортного комплекса, сделав акцент на развитие бизнеса в этой сфере, создание условий для конкуренции, для притока инвестиций.
Из-под контроля государства уплывают предприятия
С докладом по вопросу “О соблюдении законов о государственной собственности и имущественных правах в РТ” выступил министр внутренних дел Асгат Сафаров. МВД республики проанализировало результаты многочисленных проверок различных контролирующих структур, проведенных на предмет эффективного использования государственного имущества. Выяснилось, что в процессе приватизации, дополнительной эмиссии акций предприятий, продажи земли допускаются нарушения, которые приносят государству вполне осязаемый ущерб. Министр привел примеры, когда из-под контроля государства уплывают предприятия, а отраслевые министерства и местные органы власти не считают возможным поднимать шум. Так, контролирующие органы выявили нарушения при продаже акций и эмиссии двух мясокомбинатов, некоторых оптовых предприятий.
Иногда руководители, предвидя надвигающиеся процедуры финансового оздоровления, умышленно доводят предприятия до банкротства, чтобы затем продать бизнес и активы по заниженной стоимости. Подобная практика была выявлена на предприятиях “Татмелиорации”, “Татсельхозтехники”, “Татагропромстроя”. Чересчур предприимчивые люди начали скупку сельскохозяйственных земель, чтобы затем строить там коттеджи, кемпинги, другие объекты социальной инфраструктуры. А ведь закон четко регламентирует использование сельхозугодий.
Контролирующие ведомства в этой связи, естественно, ужесточат контроль за эффективным использованием госимущества, но, считает Асгат Сафаров, необходимо также принять закон, который регламентировал бы действия республиканских органов в пределах прав субъектов федерации. А для этого, поддержал его министр земельных и имущественных отношений Валерий Васильев, необходимо, наконец, разграничить собственность между республикой и центром. Тогда будет ясно, какое имущество какими законами контролируется. Пока же Мин-земимущество как бы на глазок выбирает способы и методы продажи и приватизации, руководствуясь в основном федеральными законами. А они, как показывает практика, не всегда учитывают местные особенности.
Председатель Комитета РТ по антикризисному управлению Алексей Семин отметил, что в республике 1000 ГУПов, 75 процентов которых убыточные. Несколько месяцев назад Мин-
земимущество предписало отраслевым министерствам инициировать процедуры несостоятельности там, где бизнес работает с минусовыми результатами. Это предписание выполнили 4 процента руководителей предприятий. Остальные ждут. Вернее, не ждут, а действуют. За оставшееся до суда время руководители выводят активы предприятий и продают то, что можно продать. Когда туда придут арбитражные управляющие, считает А.Семин, там останутся кредиторская задолженность и долги по зарплате.
Заместитель прокурора РТ Владимир Метелин со своей стороны предложил принять республиканский закон о продаже имущества только через торги, прекратить выдавать бюджетные кредиты (если учесть, что большая часть их не возвращается или возвращается с большим опозданием), активнее признавать сделки недействительными, если они совершены с нарушением закона.
Итог обсуждению подвел Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Нынешняя экономика – это такой запутанный клубок, что некоторые факты можно одновременно трактовать как с плюсом, так и с минусом. К тому же и расплывчатые законы не позволяют принимать своевременных мер. Ряд прозвучавших на заседании фактов и цифр нужно, конечно, проверять, но есть безусловно негативные примеры. И то, что Правительство вытаскивает их на свет, не боится подставлять себя под огонь критики, уже заслуживает понимания. Кабинет Министров и дальше намерен внимательно следить за использованием государственного имущества. Тем более, что республиканский бюджет (в результате федеральных нововведений) ежегодно теряет в весе.