“Распалась связь времен…” По словам поэта, это самое страшное, что может произойти на крутых поворотах истории. К счастью, несмотря на все передряги рыночных реформ, на Камском автозаводе сохранилась и преемственность поколений, и верность традициям, заложенным еще в период строительства автогиганта.
Подготовка к празднованию 25-летия сборки первого “КамАЗа” высветила это особенно ярко. И дело не только в том, что костяк коллектива до сих пор составляют рабочие и инженеры с опытом монтажа и пусконаладки технологического оборудования: накануне славной даты в центре всеобщего внимания оказались знатные люди КамАЗа – Герои Социалистического Труда Мударис Исламгалеев, Николай Мальнев, Зуфар Иманов, Геннадий Боровиков. Не были забыты и строители-первопроходцы Вазых Мавликов, Виктор Филимонов, Радик Заляев и другие. “Я, – признался генеральный директор автозавода Иван Костин, – не смог бы даже перечислить всех талантливых и энергичных людей, кому мы обязаны тем, что сохранили и имеем сегодня. Каждый камазовец, независимо от места нынешнего проживания и рода занятий, достоин нашего признания и благодарности”.
Уже в начале 1976 года, то есть к моменту выпуска первого большегрузного автомобиля, на КамАЗе работало около 50 тысяч человек. Между прочим, такова и сегодняшняя численность персонала предприятия. А когда-то она была в три раза большей. В иные годы автозавод принимал до 2,5 тысячи выпускников вузов и техникумов со всей страны. Но что характерно: как бы трудно ему ни приходилось в смысле загрузки производственных мощностей, что вынуждало идти на сокращение кадров, двери молодым специалистам здесь всегда были открыты. В 2000 году их принято на работу свыше ста человек. Вроде бы немного, если сравнивать с благополучными временами. Однако максимальный эффект от омоложения коллектива достигается благодаря концентрации свежих “мозгов” на самых ответственных участках, например, в научно-техническом центре. На заводах компании есть цеха, которые возглавляют 30-летние менеджеры.
За переход к рынку и отсутствие опыта, адекватного ситуации середины 90-х годов, КамАЗ заплатил немалую цену. Но трудности ведь и закаляют! Стоило компании в 2000 году прибавить обороты, как впервые за последние несколько лет машиностроение в республике опередило нефтехимическую отрасль по объему товарной продукции.
Освободившись при помощи руководства республики и Правительства России от финансовой удавки в виде 1,2 млрд. долларов долга, КамАЗ продолжает выходить из финансово-экономического кризиса, усилия нынешнего поколения менеджеров постепенно превращают его в конкурентоспособную на международных рынках компанию. Автомобиль, который сойдет с конвейера 16 февраля, будет отличаться от своего собрата, изготовленного четверть века назад, как небо и земля. Если раньше на КамАЗе выпускались большегрузы всего четырех моделей, то в настоящее время их ряд насчитывает 17, число же различных комплектаций автомобиля перевалило за полторы сотни. Рынок того требует, и камазовцы это учитывают.
Не изменяют на заводе и давнишней традиции не жалеть средств на укрепление кадрового потенциала. Только таким способом можно добиться повышения качества продукции до уровня международных стандартов ИСО-9000. На эти цели бизнес-план-2001 предусматривает израсходовать сумму в несколько раз большую, чем было потрачено в прошлом году.
Конечно, трудно прогнозировать, каким будет КамАЗ спустя следующие четверть века. Но в том, что он будет, сегодня мало кто сомневается.
Эти снимки, запечатлевшие выпуск первого камазовского большегруза 16 февраля 1976 года, четверть века назад украсили полосы ведущих газет СССР, всех республиканских изданий.