Во вторник в Казань прилетел главнокомандующий Военно-Морскими Силами России адмирал флота Владимир Куроедов. Вместе с главкомом в аэропорту Казанского авиационного объединения высадился большой десант ведущих специалистов ВМФ. Как выяснилось, адмирал решил основательно ознакомиться с возможностями татарстанских предприятий, он пробудет в республике три дня. Это объясняется тем, что сейчас специалисты флота разрабатывают федеральную программу переоснащения ВМФ. В этой связи главком решил посетить не только Зеленодольский судостроительный завод имени Горького и специализированное СПКБ, но и предприятия, выпускающие “электронику” и оптику для судов, Зеленодольское объединение “Завод имени Серго” (без снарядов ни один флот существовать не может), Казанское авиационное объединение.
Основные ознакомительные мероприятия состоялись в среду. День начался с возложения цветов к памятнику адмирала Льва Галлера на Арском кладбище. После этого состоялась встреча Владимира Куроедова и специалистов ВМФ с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Затем гости вместе с Минтимером Шаймиевым приехали в Зеленодольск, на судостроительный завод имени Горького.
Наша справка. Зеленодольский судостроительный завод имени Горького был основан в 1895 году. С тех времен специализировался на производстве пассажирских и военных судов. В лучшие годы (70-80-е) выпускал до 35 кораблей в год, которые поступали в распоряжение советского флота и шли на экспорт. Сегодня завод живет в основном за счет пассажирских судов “Линда” и пограничных катеров “Терьер”. Из крупных судов год назад был сдан корабль типа “Самум”. Теперь он находится в распоряжении Балтийского флота. Предприятие имеет уникальное титановое производство – единственное в Европе. Из титана льют лопасти для атомных подводных лодок.
Главкому ВМФ показали семь судов, которые находятся в процессе застройки. Отметим, что три из них – уникальные военные сторожевые корабли типа “Гепард”. Головной корабль имеет 95-процентную степень готовности. (У остальных – построены корпуса. ) По сути, уже можно начинать заводские испытания первенца. Но они затягиваются из-за того, что на предприятии нет денег. Вся надежда на то, что главком ВМФ решит эту проблему.
Наша справка. Сторожевой корабль “Гепард” – уникальная разработка заводского СПКБ. Он имеет водоизмещение 2,1 тысячи тонн, длина корабля – 102 метра, скорость – 23 узла в час, численность команды – 130 человек, автономность работы – 30 суток. По используемым технологиям это судно не имеет себе равных в России. Как утверждают заводские конструкторы, “Гепард” – это энергетическая платформа, на базе которой можно собирать суда любого назначения, например, по борьбе с подводными лодками.
Сегодня, сообщил Владимир Куроедов, 70 процентов средств, выделяемых флоту, идет на его содержание, и только 30 – на развитие. А должно быть наоборот. Мы к этому стремимся, и процесс идет, поскольку год назад соотношение было 90 на 10. Через два года экономика флота будет в норме, тогда появится и востребованность в новых судах.
Другое предложение заводчан – использовать танкеры (60-процентная готовность) в качестве заправочных комплексов в зонах влияния российского флота. В ходе переговоров затрагивалась и проблема ремонта судов, изготовленных на заводе в советский период. Сегодня по непонятным причинам “родные” зеленодольские суда ремонтируются на Кронштадтском заводе.
Владимир Куроедов пообещал, что Зеленодольский судостроительный завод имени Горького и специализированное конструкторское бюро станут головными предприятиями по возрождению и переоснащению Каспийской флотилии. Сейчас рассматривается вопрос, сообщил Минтимер Шаймиев, что, возможно, в дальнейшем эти предприятия станут базовыми и для переоснащения Черноморского флота. Все необходимые для этого условия в Зеленодольске созданы. Кроме того, в марте нынешнего года будет определен заказ для зеленодольского завода (видимо, все-таки найдутся средства для достройки судов, в которых нуждается флот, в первую очередь Каспийская флотилия), а следующий год начнется с закладки нового судна. По крайней мере, появилась уверенность, что это предприятие найдет свое место в федеральной программе перевооружения Военно-Морского Флота России.
В разговоре с рабочими завода Минтимер Шаймиев подчеркнул, что коллектив предприятия в сложные годы выживал за счет республиканского заказа на изготовление металлоконструкций для моста через Каму. Теперь есть возможность заняться своим любимым делом. Но если заказы от ВМФ России сорвутся, пошутил Президент, придется построить еще один мост… Но завод будет работать.
Затем гости перешли на соседнее предприятие – ПО “Завод имени Серго”. Оттуда главком уехал не с пустыми руками. Коллектив завода безвозмездно передал руководству флота 108 холодильников “ПОЗИС” для семей погибших моряков “Курска”.
В тот же день главком посетил казанский завод “Радиоприбор”, НПО “Свияга”, которые также выпускают продукцию, необходимую флоту. Добавим, что сегодня будет подписан протокол по итогам состоявшихся переговоров. В этом документе, по всей вероятности, и будут закреплены договоренности сторон.
В мероприятиях, связанных с визитом военных моряков в Татарстан, участвовали Премьер-министр РТ Р.Минниханов, руководитель Аппарата Президента РТ Э.Губайдуллин, вице-премьеры С.Когогин и И.Хайруллин, госсоветник при Президенте РТ Ф.Хамидуллин.