Вчера в Казани председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина на митинге, который прошел в сборочном цехе КАПО, вручила сразу три сертификата, подтверждающих появление в России нового пассажирского самолета Ту-214. Два из них принял генеральный конструктор ОАО “Туполев” Игорь Шевчук, один – генеральный директор объединения Наиль Хайруллин.
Эти три документа дают новой машине путевку в большую жизнь. Межгосударственный авиационный комитет впервые в истории России выдал сертификаты, которые соответствуют последним международным правилам полетов – АП-25. Ту-214 – первый и единственный в России самолет, который может без всяких ограничений летать над Америкой и Европой. При этом по своим характеристикам он не уступает, а в ряде случаев и превосходит зарубежные аналоги – Боинг-757 и А-321. При этом по цене он более приемлем для покупателей.
Наша справка. Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214 разработан в ОАО “Туполев”. В 1992 году решением Правительства России его освоение было передано Казанскому авиационному объединению. 2 февраля 1996 года состоялась выкатка машины из сборочного цеха. В марте того же года совершен первый полет. С 1997 года начались сертификационные испытания по новым правилам АП-25. 29 декабря 2000 года принято решение о выдаче всех полагающихся сертификатов на данную машину. Самолет имеет скорость 850 километров в час, высота полета – 12 тысяч метров, дальность – 7,2 тысячи километров, с дополнительными баками – 11,2 тысячи километров, максимальная коммерческая загрузка – 25,2 тонны. Число пассажиров, которые могут одновременно находиться на борту,- 210 человек.
В начале и даже в середине 90-х годов очень немногие верили в то, что КАПО сохранит авиационную тематику. Раздавались голоса о том, что дешевле завод закрыть, что 8-9 тысяч человек безработных “рассосутся” в миллионной Казани, устроятся в соседнем моторостроительном объединении. Но республика не могла отказаться от авиастроения. Это было нужно не только Татарстану, заметил Президент Минтимер Шаймиев, выступая на митинге. Это было нужно и России в целом. Теперь федеральные власти это понимают. Мы не могли решиться закрыть завод, который за свою историю выпустил 18 тысяч самолетов, причем высокого качества. Здесь были сосредоточены лучшие кадры, элита. Здесь осваивали технологии, равных которым не было в мире. (Именно поэтому в 1992 году, заметим мы, поскольку об этом Минтимер Шарипович умолчал, Президент на самом высоком уровне “пробил” заказ для КАПО, а именно – самолет Ту-214.)
Эта машина, можно сказать, собрана кровью и потом многих людей. (Некоторые из них не дожили до этого праздника.) Чтобы понять это, достаточно посмотреть, как одеты авиастроители, которые пришли на митинг. Они привыкли к задержкам и без того мизерной зарплаты (на уровне, а то и ниже пенсий), они привыкли не сетовать на постоянное безденежье. Их, можно сказать, кормила надежда, что завод вернет былую славу и будет выпускать лучшие в России самолеты.
Потерпите еще немного, мы начнем продавать самолеты, и у вас появится достойная зарплата, попросил Президент. Причем труд авиастроителей должен оцениваться не ниже, чем труд нефтяников и нефтехимиков. У вас – высокоинтеллектуальная, высокотехнологичная работа. Минтимер Шаймиев, высоко оценивая вклад авиастроителей в создание новой машины, вручил группе работников ОАО “Туполев” и КАПО Почетные грамоты Республики Татарстан и дипломы о присвоении званий “Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан”.
Татарстан немало сделал для того, чтобы Ту-214 поднялся в небо. Сегодня никто не сможет назвать точную цифру, сколько конкретно Татарстан вложил в этот самолет. Не потому, что мы не считаем деньги. Просто кроме прямых финансовых вливаний (а это около 450-500 млн. рублей) были и косвенные – налоговые льготы, помощь продуктами питания (когда люди выходили на митинги и забастовки), договоренности с энергетиками… Именно поэтому сейчас с полной уверенностью можно говорить о том, что Ту-214 подняли своими силами бюджет республики и КАПО. Вручение сертификатов – это праздник в первую очередь на улице Татарстана.
2001 год, отметил Минтимер Шаймиев, должен стать годом выхода авиационного объединения из кризиса. Самое тяжелое время позади. Впереди должны быть новые современные машины. Тем более, сказал на митинге генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин, что у предприятия есть заказы на новые машины. Сегодня подписаны 4 контракта на самолеты Ту-214 (два самолета берет в лизинг компания “Даль-
авиа” и два – президентская авиакомпания “Россия”. Владимир Путин будет летать на казанских “тушках”). Объединение получило свидетельство на производство, ремонт и гарантийное обслуживание военных самолетов Ту-160 и Ту-22М3. Подписаны контракты на ремонт пассажирских самолетов Ил-62.
В нынешнем году объединение должно собрать как минимум шесть пассажирских самолетов Ту-214 и четыре из них продать, сообщил на митинге первый заместитель руководителя Росавиакосмоса Юрий Бардин. Эта и другие осваиваемые на КАПО машины вошли в российскую программу развития авиастроения. Военная тематика предприятия будет отражена в федеральной программе “Вооружение”. Словом, казанские авиастроители имеют все шансы вернуть утраченные позиции. И доказательством тому, заметил Юрий Бардин, – “линейка” самолетов разной степени готовности, которая впервые за многие годы выстроилась в цехе окончательной сборки.
Эти самолеты – результат работы 200 предприятий России, напомнила Татьяна Анодина. И если бы не политическая воля руководства Татарстана, то и эти бы предприятия остались без заказов. Нам еще предстоит возродить приборостроение, продолжил Юрий Бардин. Предприятия этой отрасли, особенно те, которые работают на авиацию, долгие годы прозябали без заказов. У нас еще будут трудности, но они преодолимы.
Татарстан – один из немногих регионов, который постоянно радует приятными сюрпризами Министерство авиатранспорта России, заявил первый заместитель руководителя этого ведомства Александр Нерадько. В прошлом году была сдана новая взлетно-посадочная полоса Казанского международного аэропорта, закуплено новое навигационное оборудование, в нынешнем – республика подарила транспортникам новый пассажирский самолет. Это очень ценные подарки, поскольку Россия такая страна, которая не может жить без авиации из-за своих расстояний.