Вчера свой рабочий день в Набережных Челнах Президент РТ Минтимер Шаймиев начал с посещения научно-технического центра КамАЗа, на территории которого была развернута выставка образцов новой техники.
На фоне построенной в каре автомобильной техники различного назначения выделялся внушительными размерами окрашенный в ярко-синий цвет опытный образец автобуса “НефАЗ-5299 Турист” – совместная разработка Камского автозавода и его дочернего предприятия в Башкортостане. Зарубежные аналоги подобных машин стоят полмиллиона долларов США. Высокие гости из Казани, сопровождаемые топ-менеджерами КамАЗа, первым делом направились к ней.
– Дизайн европейский, если он еще и заводится… – пошутил Президент. И уже серьезно, выйдя из салона автобуса, заметил: – Это прорыв.
Особенно долго он задержался у автомобиля, оснащенного уникальным, работающим на газе двигателем с многоточечным наддувом. Благодаря равномерной подаче топлива во все цилиндры и полному его сжиганию вредных выбросов в атмосферу почти не образуется. Фактически это двигатель класса “Евро-4”, однако М.Шаймиев прежде всего обратил внимание на необычные газовые баллоны, которыми оснащен автомобиль.
– Это же ракетная технология, – сказал он. – Я специально с нею знакомился.
– Правильно, – подтвердили камазовцы, – баллоны приобретаем на военном заводе в Ижевске.
-А разве на казанском “Союзе” их не делают?
– Делают, но баллоны у них дорогие, – был ответ.
– Что значит дорогие? – заинтересовался Президент. – Если перевести на газ городские автобусы, коммунальную технику, то серийность производства баллонов увеличится и их себестоимость может стать вполне приемлемой для потребителей. Вы изучите этот вопрос, – с ходу дал он поручение заместителю Премьер-министра – министру экономики и промышленности РТ Алексею Пахомову. Одновременно была поднята проблема расширения сети газонаполнительных станций на территории республики.
Импровизированные планерки с членами Правительства происходили почти у каждой машины. Когда дошли до автопоездов нового поколения, М.Шаймиев стал говорить о необходимости взять в свои руки сложившиеся в республике и за ее пределами маршруты грузоперевозок, работая на них с более эффективными машинами. Оказание транспортных услуг на стороне – это реальный рост регионального продукта.
Вызвала интерес у Президента и универсальная энергетическая установка на базе силового агрегата “КамАЗа”. С ее помощью можно обеспечивать электроэнергией малые сети, избегать потерь электроэнергии в самих сетях.
После короткого совещания с руководителями, ведущими конструкторами и специалистами КамАЗа в департаменте развития и внедрения новых разработок М.Шаймиев побывал на заводе микролитражных автомобилей, где общался с рабочими и инженерами недавно введенного в строй цеха окраски, представителем немецкой фирмы – поставщиком оборудования. С введением в строй окрасочного комплекса “ДЮРР” предприятие превратилось в классическое производство западного образца, позволяющее осуществлять сварку, окраску и сборку легковушек в одной технологической цепочке, что открывает перед заводом выгодные перспективы.
В книге почетных посетителей завода глава республики оставил запись о том, что народная машина “Ока” отныне стала более привлекательной. Он поблагодарил всех, чьими усилиями это достигнуто.
Во время выхода к прессе Президент сказал: задача в том, чтобы у микролитражки был свой двигатель. Пока мы получаем их со стороны, интересы завода всегда будут учитываться во вторую очередь. А он мог бы выйти на уровень производства 100 тысяч народных машин в год. При этом конструкция двигателя должна быть современной и не слишком дорогой, чтобы они оставались доступными по цене. Только так можно обойти конкурентов. А будущее у микролитражки есть. Этот вывод подтверждается опытом всех развитых стран. При увеличении парка автомобилей доля в нем “малюток” не уменьшается, а увеличивается.
Я обратил внимание, что настроение на КамАЗе и здесь, на заводе микролитражных автомобилей, изменилось в лучшую сторону, заметил Минтимер Шаймиев. Люди чувствуют себя более уверенно, вовремя выдается зарплата, кстати, она выше средней по республике и продолжает расти. Очень важно и то, что у конструкторов много задумок. Считаю, что команда Сергея Анатольевича Когогина нацелена на будущее, на более смелое участие в конкурентной борьбе с другими товаропроизводителями. Только так мы станем сильными и сможем побеждать. Иного не дано.
Вместе с Президентом на КамАЗе были Премьер-министр Рустам Минниханов, заместители Премьер-министра – министр экономики и промышленности Алексей Пахомов и министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов, другие руководители министерств и ведомств. В полдень они отбыли в Нижнекамск.