“Наверстать темпы во втором полугодии” – под таким девизом прошла вчера коллегия Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ по итогам работы транспортного комплекса Татарстана в первом полугодии 2003 года. Наверстать, потому что, как выяснилось, дорожным строителям осуществить намеченные планы помешали дожди, речникам – нерест рыбы, автоперевозчикам – частные маршрутки. Похоже, порадоваться можно только за железнодорожников – Казанское отделение ГЖД по итогам работы за полгода признано лучшим в России.
“Единые правила игры независимо от форм собственности”
Этой фразой можно обозначить проблемы социального автотранспортного комплекса республики. В чем суть? В конце июня в Казани владельцам “газелек” после проведения специального конкурса выдали договоры и паспорта на городские маршруты. То есть создали им своеобразные правила игры (распорядок движения по времени, по направлению и так далее), дабы они не устраивали на дороге грозящие бедой гонки за прибылью.
В работе маршрутных такси появился определенный порядок. Чего не скажешь о деятельности социального транспорта – здесь происходит снижение объемов перевозок. Так, за первое полугодие нынешнего года доходы от пассажирских перевозок автотранспортными предприятиями республики снизились на 41 процент. Регулярность, скорость, доступность – все это унитарные АТП предложить потребителю сегодня не могут. Поэтому происходит отток пассажиров от них к частникам, поэтому и снижаются доходы государственных предприятий. И эффективность работы АТП республики в среднем составила 62 процента.
– В Набережных Челнах доход с одного автобуса в месяц составляет 324 тысячи рублей, в Казани – 73 тысячи. Чем это объяснить? – обратился вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов к председателю столичного комитета по транспорту и связи Шамилю Гильманову. – И тут, и там тот же водитель, тот же автобус, тот же пассажир… Думаю, просто в Казани полностью упустили ситуацию, – отметил министр. – Хорошо, что на рынок пришли частники. Если бы не они, вы бы провалили перевозки. Сборами доходов никто не занимается. Кроме этого, социальные автобусы не выполняют то количество рейсов, которое им предназначено…
По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ П.Чернова, нынешние симптомы, безусловно, тревожат. Руководители унитарных “перевозчиков” практически смирились с тем, что у них уводят платных пассажиров.
– На сегодняшний день устарели сама система и принципы обеспечения пассажирскими перевозками населения крупных городов, – считает Павел Чернов. – Комплексных взаимоувязанных транспортных схем, соответствующих реальным пассажирским потокам, в городах Татарстана нет. Необходимы прежде всего соответствующая законодательная база, а также конкурсное распределение маршрутов среди всех перевозчиков, независимо от форм собственности.
Что это значит? До конца года будут приняты два федеральных закона – об адресной компенсации льготным категориям граждан и о пассажирских перевозках. Но федеральный закон о перевозках, по словам П.Чернова, будет рамочным, не учитывающим специфики Татарстана. Поэтому республике необходимо разработать свой законодательный акт, который должен создать единые правила игры на дорогах для всего пассажирского автотранспорта. Уже достигнута договоренность с Центром стратегических исследований Минтранса России о содействии нашей республике в разработке такого закона.
“Татфлот” стал жертвой… нереста
В первом полугодии речники снизили свои показатели: пассажиров перевезено на 30 процентов меньше, нежели за аналогичный период прошлого года, грузов – на 25 процентов. Как оказалось, низкие показатели по перевозке грузов связаны с запретом движения судов на период… нереста.
– Это было явное лоббирование интересов конкурентов, – прокомментировал ситуацию Павел Чернов. – Запрет был только на территории нашей республики. Предприятия в других регионах в это время работали. А руководителю “Татфлота” подобные ситуации надо прогнозировать и принимать адекватные меры…
Дорожные строители работают налево
Программу полугодия дорожные строители также не выполнили. В то же время участились случаи, когда предприятия, особенно районные, работают на внеплановых объектах. При этом они используют ресурсы, которые выделяются под объекты… государственных заказов.
Хромает и качество строительства. В ходе последних проверок комиссии по приемке дорог выявлены грубейшие нарушения технологии их строительства. К примеру, земляное полотно возводится не на всю ширину, а только под проезжую часть (обочина заужается). При ремонте же дорожной сети асфальт укладывается на неочищенное основание. Результаты этих нарушений обычно “всплывают” по весне в виде трещин и провалов…
В общем, руководство Минтранса итогами работы своей отрасли осталось недовольно. И дало строгое указание подведомственным структурам во втором полугодии подтянуться.
Денис ТИХОНОВ.