Законы о полях: сельскохозяйственных и информационных

На завершившейся на прошлой неделе сессии Госсовета народные депутаты РТ приняли несколько важных законов.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ


На завершившейся на прошлой неделе сессии Госсовета народные депутаты РТ приняли несколько важных законов.


Татарстан в числе первых субъектов Российской Федерации в 1998 году законодательно разрешил приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. И этот процесс, хоть и не очень активно, но все-таки продвигался. Однако после вступления в силу 30 октября 2001 года Земельного кодекса РФ, действие норм республиканского Земельного кодекса, разрешающих приватизацию таких земель, по сути дела, было отменено. Эта процедура была узаконена 27 января 2003 года Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, согласно которому приватизация земель возможна только при наличии соответствующего закона субъекта РФ. В целях возобновления приватизации и был подготовлен проект закона “О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, расположенных на территории Республики Татарстан”.


Необходимость принятия этого закона особенно понятна главам местных администраций, которые по Земельному кодексу наделены полномочиями распоряжаться такими землями, но сегодня практически лишены этого права.


Помимо возобновления в Татарстане приватизации сельхозземель проект устанавливает и максимальный размер площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности граждан и близких родственников в границах одного административного района. Определение такого размера – это необходимая гарантия для собственников земли, без которой настоящий оборот сельхозземель просто невозможен. К тому же данная норма позволит исключить монополизацию. В федеральном законе установление этого размера отнесено к компетенции субъектов РФ, но при этом он не может быть менее чем 10% площади сельхозугодий в границах одного района.


Министерство земельных и имущественных отношений, разработавшее законопроект, предложило установить данное ограничение в размере 25%. Для сравнения: в уже принятых законах в Чувашии, в Пермской, Саратовской и Оренбургской областях данная норма колеблется от 20 до 30%. По словам министра Валерия Васильева, в Менделеевском районе, например, максимальная площадь составит 12 тысяч гектаров, в Мамадышском – 40 тысяч га, а в среднем по Татарстану – до 25 тысяч га.


Анализ площадей сельхозземель, уже находящихся в пользовании аграрных предприятий и созданных крупными промышленными и финансовыми компаниями (такими как “Красный Восток”, Татфондбанк, “Татрансгаз” и др.), показывает, что размер площадей, приходящихся на каждое такое предприятие, составляет в районах до 20 тысяч гектаров. Это оптимальная площадь для организации сельхозпроизводства. Как отметил В.Васильев, 25% – это не догма и в случае необходимости в дальнейшем эту норму можно будет подкорректировать. Тем более что сегодня уже имеются инвесторы, готовые вкладывать в сельское хозяйство республики. И сдерживать этот процесс не только неразумно, но и невыгодно – экономически и социально.


Депутаты вняли совету министра и одобрили закон в режиме двух чтений.


На подпись Президенту был отправлен и закон “Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан”.


Первоначально этот документ вызвал неприятие у Правительства. Но в процессе его рассмотрения в различных чтениях, разногласия удалось снять. Перед принятием законопроекта в целом в нем были учтены замечания прокурора РТ (по заключению Главного управления Минюста РФ по РТ, документ не противоречит федеральному законодательству) и поправка от Кабинета Министров относительно информационных ресурсов, находящихся в собственности Республики Татарстан. “Нам удалось найти компромисс, который пойдет на пользу дела”, – заключил автор законопроекта, заместитель председателя Комиссии по вопросам экономического развития и реформ Юсуп Якубов.


Кстати, свое отношение к закону выразил и Союз пользователей и операторов Интернета Татарстана, отметивший, что он соответствует потребностям IT-сферы и восполняет пробелы ее правового регулирования в Республике Татарстан. По инициативе союза закон даже прошел экспертизу и получил положительную оценку экспертов международной программы GIPI, отметивших, что он соответствует международным нормам в области защиты и обеспечения прав человека на информацию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще