Именно этой теме – здоровью школьников было посвящено вчерашнее не совсем обычное совместное заседание президиума Российской академии образования и президиума Кабмина РТ.
Открывая совещание, Премьер-министр РТ Р.Минниханов подчеркнул, что оздоровительной программе в нашей республике присвоен статус приоритетной, именно в здоровье подрастающего поколения – гарантия успеха социальных и экономических реформ. Президент РАО Н.Никандров заметил, что Казань для проведения подобного мероприятия была выбрана не случайно: в Татарстане много примеров хорошо поставленной работы по оздоровлению школьников и учителей. Это лишний раз подтвердила церемония награждения “школ золотого уровня, способствующих здоровью”, которая состоялась утром того же дня в культурно-развлекательном центре “Пирамида”.
Министр образования Ф.Харисов напомнил, что активизировалась эта работа после традиционной августовской педконференции 1998 года, где Президент РТ М.Шаймиев проблему здоровья школьников назвал одной из важнейших для республики. Тогда же была принята программа “Образование и здоровье школьников”. Министр на заседании подвел некоторые ее итоги. Из 2506 школ 928 имеют “бронзовый”, 254 – “серебряный” и 14 школ – “золотой” уровень содействия здоровью. Это маяки, на которые должны ориентироваться остальные. В школах Татарстана “насаждается” культ здорового образа жизни, на каждого ученика заведен паспорт физического здоровья, именно уровень здоровья школьников становится одним из главных критериев оценки работы учебных заведений.
Однако министр не смог внятно ответить на главный сегодня вопрос: когда в школах будет снижена учебная нагрузка? Он сказал: “Однозначного ответа нет, но снижать нагрузку надо!” Но как?.. Увы, ничего более конкретного не последовало.
А между тем непомерная учебная нагрузка – главный фактор школьного риска. О чем убедительно в своем выступлении говорила директор Института возрастной физиологии РАО М.Безруких. По наблюдениям специалистов, не отсутствие физкультурно-оздоровительных мероприятий, а плохая организация учебного процесса, несовершенство методик преподавания пагубно отражаются на здоровье школьников. Ребята в школе ежедневно, ежечасно, ежеминутно испытывают стресс, причем не межличностного характера, а стресс “ограничения во времени”, когда возникает ситуация “нужно, но не успеваю”. По данным Минобразования РФ, с 1945 по 1998 год нагрузка на школьников увеличилась в два раза и стала просто запредельной, хотя защитные функции детского организма вряд ли изменились. В первый класс около 20 процентов детей приходят с пограничным состоянием нарушения психического здоровья, а через год более 70 процентов уже страдают различными заболеваниями, и не только психическими. Виной тому – стресс, переживаемый детьми из-за чрезмерного напряжения в учебе.
Поэтому важны не количество фитобаров и силовых тренажеров (последние даже вредны для организма подростков) в школах – они нередко бывают нужны лишь для галочки. Куда важнее реально освободить детей от непомерных умственных нагрузок, оптимизировать методику школьного преподавания, ознакомить учителей с новыми здоровьесберегающими технологиями обучения.