«Раздавать оружие всем и каждому еще рано. Даже для более развитых стран стрельба в кинотеатрах и школах становится серьезной проблемой, а в нашей стране с повышенным уровнем агрессии в быту лучше держать порох подальше от спичек», – Президент Рустам Минниханов.
Предложение некоторых членов верхней палаты парламента страны продавать населению боевые пистолеты в случае его реализации в условиях нынешней российской действительности неизбежно приведет к резкому увеличению количества смертей от огнестрельного оружия.
На днях первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин представил своим коллегам экспертный доклад, в котором обосновывает необходимость введения в России свободного оборота короткоствольного оружия, то есть пистолетов. Уже осенью будет подготовлен законопроект на эту тему. Одним из аргументов разработчиков является прибыль, которую может получить государство за пять лет, – она составит, как предполагается, триллион рублей.
На первый взгляд в логике группы, готовящей доклад, все выглядит разумным и правильным. Любой адекватный человек, не являющийся алкоголиком, наркоманом и обладающий устойчивой психикой (не состоящий на соответствующем учете), может и должен в случае необходимости защитить себя от хулиганов, а то и от преступников, покушающихся на его жизнь.
Но представим воплощение этой красивой на первый взгляд затеи в наших, российских условиях. Тут возникают не просто сомнения, но даже страх – а если все задуманное действительно удастся воплотить в реальную жизнь?
А реальная жизнь в России сегодня такова, что большинство убийств совершается не бандитами с дальним умыслом, а в бытовых, как правило, пьяных разборках в подъездах, на кухнях, в подворотнях. Орудием преступлений выступают обычно самые обыкновенные кухонные ножи, вилки, в сельских условиях нередко и топоры. Сегодня до трети всех пребывающих в колониях сидит за «бытовуху».
Представим себе, что огромная масса жителей завладеет «стволами», применить которые гораздо легче психологически, чем ударить человека холодным оружием. Остается только предположить, сколько случаев мордобоев и поножовщины закончится куда более трагически, если их участники будут иметь на поясе по «стволу». А сколько водителей, использующих сегодня в нередких разборках на дорогах бейсбольные биты и другие подручные средства, в пылу разбирательств прибегнут к более действенному и в прямом смысле убийственному «аргументу»!
Кроме того, сегодня на учете у наркологов и в психиатрических клиниках состоит лишь малая часть тех людей, которых не сумело выявить и внести в определенные списки государство. Сделать это сегодня просто невозможно, так как многие пребывают в так называемом «пограничном состоянии» и определить степень их психического здоровья зачастую не в состоянии даже опытные врачи. А по всем данным они считаются вполне законопослушными и здоровыми гражданами.
Да что говорить о простых людях – сейчас у нас доходит до того, что табельное оружие нередко незаконно применяют даже стражи порядка. Взять хотя бы самое резонансное сравнительно недавнее убийство в Москве майором тогда еще милиции Евсюковым двух ни в чем не повинных человек и ранение им еще семерых таких же.
Нетрудно также представить, сколько жертв будет среди детей и подростков: далеко не все владельцы оружия станут педантично хранить его в «недоступном и безопасном месте». А сколько «стволов», если их будут на улицах носить с собой обычные граждане, перекочует в руки преступников, даже представить страшно…
Неплохо бы обратиться и к зарубежному, увы, во многом печальному опыту. Лишь недавно вся Америка в очередной раз содрогнулась от жуткого преступления, когда в Колорадо 24летний американец в кинотеатре убил 12 человек (многие и сейчас на грани жизни и смерти). Это не первая и, вероятно, не последняя трагедия Соединенных Штатов. Их власти просто боятся вводить запрет на владение оружием, так как у населения эта идея не пользуется популярностью. В этом смысле США стали заложниками демократии – чтобы быть избранными, президенты и претендующие на высший пост в стране предпочитают не затрагивать эту тему. А люди продолжают гибнуть…
Нельзя не вспомнить и прошлогоднюю трагедию в Норвегии, когда от рук фанатика Брейвика погибли 77 человек.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: разрешение на владение оружием в России будет при любом раскладе означать жертвы среди людей, которых можно было бы избежать, оставляя запрет в силе.
Кстати, в 2008 году фонд «Общественное мнение» провел опрос, по результатам которого выяснилось, что, в отличие от американцев, 74 процента россиян выступают против свободной продажи боевого огнестрельного оружия. «За» высказались лишь 14 процентов. Какие еще аргументы понадобятся для сенаторов, чтобы предостеречь их от этого шага? Учитывая сказанное, вести речь о прибыли, которую планирует извлечь государство от продажи боевого оружия, довольно кощунственно…