Пришел самый жаркий месяц года – и по температуре, и по работе в поле и на огороде. Закончились июньские веселые хороводы и гулянья. Издавна говорили так: «Баба бы плясала, да макушка лета настала». Когда же тут плясать, если пришла благодатная пора спелого хлеба, овощей, грибов, ягод и раннего картофеля?
Сейчас месяц именуется в честь знаменитого римского государственного деятеля, полководца Юлия Цезаря. А раньше на Руси его именовали не иначе как грозник – на июль приходится, по многолетним наблюдениям, больше всего грозовых дней в году с обильными дождями.
Но без народного праздника и июль не обошелся – началу уборки хлебов предшествовал день, вернее, ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля). Считалось, что именно в эти волшебные часы деревья разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место, а люди купаются в чудодейственной росе. На берегах рек и озер разжигали обрядовые костры, огонь для которых добывали непременно древним способом – трением дерева о дерево, и прыгали через них, стремясь очиститься от скверны и набраться новых, живительных сил. По поверьям, в ночь на Ивана Купалу в глубине леса расцветает папоротник. Тот, кто его найдет, обретет власть над всеми правителями и сокровищами. Но, увы, пока этот цветок так никому и не показался. А еще говорят, что если в Иванов день перелезть через двенадцать «огородов» (заборов), то заветное желание непременно исполнится. Вот с этим попроще будет…
На Петров день (12 июля) умывались водой из трех источников, чтобы сохранить и приумножить красоту и здоровье. А рыбаки просили своего покровителя Петра о богатых уловах.
15 июля – Берегиня. На Руси березу чтили как Берегиню-матушку. Девушки у березы любви и счастливого замужества просили.
Хотя лето еще в разгаре, но после Марины (30 июля) и Емельяна (31 июля) уже начинали задумываться об осени. Не случайно в эти дни наблюдали за погодой особо пристально: по народной примете осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа.