Недавнее 200-летие начала Отечественной войны 1812 года – одна из наиболее популярных сегодня тем в краеведческой среде. В музеях, библиотеках и вузах республики проходят выставки и встречи, посвященные этой дате. Не остался в стороне и Национальный архив Татарстана, подготовивший тематическую экспозицию.
200 лет назад в такое же знойное лето 600-тысячная армия Наполеона переправилась через Неман и вторглась в пределы России. Российская армия, насчитывавшая около 180 тысяч человек, вынуждена была с боями отступать в глубь страны.
6 июля 1812 года император Александр I издал манифест «О сборе внутри государства земского ополчения». В нем была выражена надежда, что враг встретит «в каждом дворянине – Пожарского, в каждом духовном [лице] – Палицына, в каждом гражданине – Минина». Формирование ополчения решено было провести по шестнадцати губерниям России, для чего учреждалось три округа. Казанская губерния вместе с соседними Нижегородской, Пензенской, Костромской, Симбирской и Вятской вошла в состав 3-го округа.
Манифест был получен в Казани 18 июля. В тот же день казанский губернатор Мансуров поручил профессору Казанского университета Илье Яковкину организовать перевод манифеста на татарский язык. К созданию ополчения были привлечены все слои общества. Начальником Казанского ополчения был избран генерал-майор Булыгин. Он сформировал один пеший полк и один конный батальон. К Казанскому ополчению было присоединено и Вятское. Общее число ополченцев, судя по документам, насчитывало 2977 человек.
Замечательным проявлением народного патриотизма явилось добровольное пожертвование средств, сбор вооружения, продовольствия для нужд армии и ополчения. В августе 1812 года в Казани состоялось собрание депутатов от населения всех городов губернии. Купечество должно было вносить по 2 копейки с каждого рубля объявленного капитала, а мещане – по 2 рубля 70 копеек с человека. К сентябрю было собрано более 100 тысяч рублей и представлено губернатору для передачи по назначению. Больше всех – 2000 рублей из личных средств – внес архиепископ Казанский и Свияжский отец Павел.
Казань явилась также и местом эвакуации многих учреждений. Сюда из занятой неприятелем Москвы были переведены московские департаменты Правительствующего Сената. В здании Казанской мужской гимназии размещены учреждения Московского опекунского совета, а именно – Воспитательный дом, Александровский и Екатерининский институты благородных девиц. Эвакуированные питомцы Воспитательного дома получили возможность продолжить свое обучение.
Планировалась эвакуация в Казань и Московского университета. Совет Казанского университета на своем заседании от 4 октября 1812 года рассматривал письмо ректора Ивана Гейма, в котором тот сообщал, что московские профессора и студенты находятся сейчас в Нижнем Новгороде и рассматривается вопрос о переводе их в Казань. Единогласным решением совета было принять и разместить московских коллег во всех свободных помещениях университета. Но руководство Министерства народного просвещения приняло иное решение, и москвичи в Казань так и не прибыли. Тем не менее, ректор Гейм счел своим долгом поблагодарить за проявленное сочувствие к их положению.
Эти и другие сведения можно почерпнуть из документов позапрошлого века, хранящихся в фондах Национального архива Татарстана.
Здесь же можно ознакомиться с материалами о праздновании в Казанской губернии 100-летнего юбилея Отечественной войны в 1912 году. Этот комплекс документов интересен в первую очередь тем, что позволяет частично восполнить сведения из утраченных документов. Особенно важным представляется список потомственных дворян Казанской губернии – участников Отечественной войны. В нем представлены подробные сведения о боевом пути, ранениях и наградах представителей казанского дворянства.
Вообще, в начале прошлого века юбилей Отечественной войны получил статус государственного праздника, преследовавшего несколько важных целей. После горького поражения в Русско-японской войне и революционных событий 1905–1907 годов всеобщее торжество должно было вновь объединить народ, невзирая на различие сословий и вероисповеданий. Основные мероприятия проходили 26 августа (по старому стилю) – в день Бородинского сражения.
Во всех городах губернии прошли праздничные богослужения и парады войск, в селах состоялись народные гулянья. Судя по отчету полицмейстера, «не было никаких противоправительственных выступлений и противозаконных действий и даже пьяных не было замечено. Активное участие в мероприятиях принимали мусульмане и представители от еврейского населения, чего в прежние времена не было». От имени мусульман всех приходов Казани в адрес императора Николая II направлена поздравительная телеграмма, на которую император ответил, выразив благодарность за верноподданнические чувства.
Важным аспектом прошедших торжеств были благотворительные акции. Казанской городской управой в праздничные дни открыта богадельня для призрения нижних чинов, купечество за свой счет учредило богадельню для увечных солдат. Совет Казанского университета возбудил ходатайство об освобождении от платы за обучение ежегодно одного студента первого курса на каждом факультете. Памятные стипендии для учащихся гимназии были учреждены Тетюшской и Чистопольской городскими думами. В Арске же от городского общественного управления беднейшему населению выдано по десять рублей, а учащимся всех трех городских училищ вручены сладкие подарки. И это далеко не полный перечень.
Заметим, что собственно праздник был проведен большей частью на добровольные пожертвования (около двух тысяч рублей). Обществом «Газ и электричество» отпущена бесплатная электрическая энергия для освещения световых картин на правительственных и общественных зданиях. Состоятельные граждане выделили средства на иллюминацию и украшение домов и парков, на организацию детских игр в городских садах. Давались благотворительные спектакли, проводились литературные вечера.
Одним словом, празднование юбилея «Грозы 12-го года» явилось ярким и достойным событием для всех казанцев.