Этот благословенный уголок мог бы быть настоящим раем для туристов
Есть в Аксубаевском районе два селения Узеево – Старое и Новое. Их жители издавна спорят, какое из них старше. Как правило, населенный пункт с определением «новый» является своеобразным продолжением второго, его «младшим братом». В таком родстве состоят, например, близлежащие села Старое и Новое Тимошкино, Старые и Новые Киязлы, другие селения Аксубаевского района. Логично предположить, что и Новое Узеево вышло из Старого. Однако в самом Новом Узееве уверены, что это не так. Старое Узеево – старинное чувашское село. Новое Узеево – старинная татарская деревня.
Убежище за рекой
Всем, кто гостит в Новом Узееве, местные старожилы рассказывают легенду, которая передается здесь из поколения в поколение.
…Год 1236-й. Войско Бату-хана разграбило и сожгло болгарскую землю. Пострадала от жестокого нашествия и пограничная крепость Марджани. После покорения население крепости было уведено в полон. Спастись удалось немногим.
Был среди них Кисы-бабай, в те времена молодой джигит. Вместе со своей дружиной, женой и малолетним сыном нашел он убежище на опушке дремучего леса, что на берегу полноводной речки Сульча. Здесь поставил Кисы новое жилище. А вскоре рядом выросли несколько домов соплеменников – из числа спасшихся после нашествия земляков.
С годами обитатели стана стали называть селение на манер Кисы-бабая – Яна Узием, в переводе с татарского «Мой новый дом».
О древности Нового Узеева свидетельствуют могильные камни на местном кладбище. Многие из них сохранили древние тюркские орнаменты и надписи, сделанные арабской вязью. Само кладбище гораздо крупнее, чем в Старом Узееве, что, по мнению местных старожилов, призвано доказать старшинство Нового Узеева.
Под руководством местных краеведов школьники по крупицам собрали описания многочисленных свидетельств об истории деревни и написали книгу о ее происхождении. Два экземпляра рукописи бережно хранятся в сельском музее и красном уголке местной школы.
Вторая соборная
Важная достопримечательность Нового Узеева – большой железобетонный мост (длиной 98 метров) через реку Большая Сульча, делящий ее на две части – верхнюю (ее здесь называют «югары як») и нижнюю («тюбян як»). Нынешний мост построен в 1981 году, а до этого на его месте стоял деревянный. В обеих частях селения до революции были построены мечети.
Кстати, первое в нынешнем Аксубаевском районе мусульманское культовое сооружение возведено в 1890-е годы именно в Новом Узееве. Сразу две махалли в одном населенном пункте – случай в закамской зоне сам по себе уникальный.
- Стратегическое для наших предков значение этих мест демонстрировал тот факт, что даже питьевую воду сюда в XI веке доставляли из столицы государства – Биляра, до которого отсюда по прямой линии всего-то километров пятнадцать. С этой целью болгары соорудили акведук, образовавший единую с билярскими источниками уникальную водную систему
Первая мечеть, сооруженная на «югары як», в советские годы была уничтожена. А вот во второй соборной мечети службы ведутся и поныне. Не закрывалась она даже в годы жестоких репрессий и нападок на религию. В 1931-м в мечети решили устроить амбар. Но сельчане дружно поднялись на ее защиту. Проведя сход, мужики вышли из своих домов и за день построили амбар в другой части деревни. Мечеть была спасена.
Ныне она входит в республиканский каталог памятников истории и культуры. Это характерный образец татарских мечетей с традиционным оформлением фасадов в стиле эклектики и сочетанием архитектуры классицизма и народного зодчества. Построена мечеть в 1911 году по проекту архитектора Н.Фошдеребрюггена.
Это одноэтажное деревянное сооружение с минаретом над крышей. Имеет высокий подклет с дверью со стороны восточного фасада. Верующие утверждают, что в помещении не бывает холодно даже в самые трескучие морозы и жарко – в летний зной. Как это удалось нашим предкам, непонятно.
Недавно в мечети сделали ремонт, заменили окна, внутреннюю обшивку. Вскрыв полы, ничего, кроме сухой соломы, под ними не обнаружили. Менять солому не решились. А вдруг наши прадеды обработали ее неким составом, наделив рецептом вечной сохранности?
При входе в мечеть устроена небольшая выставка старых вещей: мусульманский настенный календарь, большой чугунный чайник, старая утварь, арабские книги… Рядом – старый железный конус с полумесяцем, снятый из-за ветхости с минарета и замененный новым. В местном музее для ценного экспоната уже приготовили почетное место.
Нам, дорогим гостям, хозяева позволили подняться на двухъярусный восьмигранный минарет, откуда открывается живописный вид на округу.
Две мечети было – и есть
Вторую соборную мечеть ныне называют старой, потому что не так давно в Новом Узееве появилась новая, уже третья по счету, мечеть. Возведена она из кирпича, а строительство стало возможным благодаря московскому предпринимателю Наилю Ахметвалееву (его дед родом из Нового Узеева), выделившему для новой мечети около полумиллиона рублей. Ахметвалеевы посчитали, что должна восторжествовать справедливость, – до революции в их селе было две мечети. Так что вернулся долг…
При мечети в 1904 году в Новом Узееве появилось первое медресе. Одним из первых учителей здесь стал Сиразетдин Курамшин. Он был незаурядным человеком – хоть и имел сан муллы, но по взглядам слыл чуть ли не пламенным революционером. В Новом Узееве сохранилась байка о том, что мулла Сиразетдин тайно встречался на старой мельнице в 35 километрах от села с… Лениным. Ну, если не с ним самим лично, то с его непосредственными соратниками – точно.
Доподлинно известно, что в 1911 году на Курамшина (который якобы агитировал молодежь не служить в царской армии и не подчиняться властям) донесли, и его арестовали. Родственники Курамшина вроде бы были предупреждены о готовящемся аресте и успели накануне уничтожить большую часть книг революционно настроенного муллы. Но часть его рукописей все-таки была сохранена и находилась долгие годы у дочери Сиразетдина – Зайнап, проживавшей в Киргизии.
Уроженец Нового Узеева писатель Газиз Кашапов переписывался с Зайнап Курамшиной, в начале 1990-х годов он побывал у нее в гостях, написал о ней очерк. Газиз Салихович мечтал написать книгу и о мулле Сиразетдине, но не успел – умер в 1991 году.
Слезы нечисти
Есть в Новом Узееве еще один объект гордости. Это небольшое Трофимово озеро, расположенное в поле за оврагом, возле деревенского кладбища. Не пересыхает оно даже в долгий летний зной. В отличие от других деревенских водоемов.
- Водовод проходил в основном под землей, хотя на некоторых участках тянулся по поверхности и, видимо, искусно маскировался – благодаря частым лесным посадкам. Впрочем, следы старинных каменных коммуникаций на своей земле аксубаевцы находят то тут, то там до сих пор
Вообще-то в Новом Узееве целых шесть искусственных озер. Все они вырыты в низинах в 1905 – 1906 годах по распоряжению царских властей. Говорят, земельными работами чиновники пытались отвлечь внимание крестьян-татар от участия в нарастающей революции. Сельчане вырыли ямы (одну из них глубиной почти 15 метров!), а потом заполнили их завозной родниковой водой.
Можно удивляться прихотям властей, но озера не раз сослужили сельчанам добрую службу. Особенно их живительная влага неоценима в засуху. Выручили озера и во время памятного всем нам многонедельного знойного марафона 2010-го. Тогда вода в них практически иссякла.
А вот Трофимово озеро полноводно всегда. Откуда оно здесь взялось, никто не знает. Говорят, на его дне бьет родник. Потому вода в нем ледяная, прозрачная и чистая. А вот какая легенда с ним связана.
Жил-был в Новом Узееве человек по имени Трофим. Непутевым он оказался, дружил с зеленым змием и к тому же был ленив. Настрадались от него односельчане. А на следующий день, когда он умер и все втайне про себя вздохнули с облегчением, появился в деревне оборотень в облике покойного. По ночам выходил он с кладбища и бродил по селу, крепко досаждая людям. Говорят, был нечистый вампиром – не дай бог встречи с ним. В стремлении отомстить людям за собственную никчемность оборотень устраивал всяческие козни. Даже детей похищал. А однажды чуть большой пожар не устроил.
Решили узеевцы проучить Трофима-оборотня. В самый длинный летний день в году вырыли его останки из могилы и перезахоронили за оградой кладбища, вбив на этом месте длинный деревянный кол. По поверьям, ночью после этого не смог Трофим выйти из-под земли и заплакал от бессилия. Плакал долго, пока весь не иссох…
Из этих слез и появилось озеро.
В стороне чувашской
В Старом Узееве с нами поделились собственной версией на прошлое края и происхождение селений-спутников. Ее поведал учитель истории Борис Захаров. При этом Борис Андреевич подчеркнул, что черпает информацию не из людской молвы, а исключительно из документов. Несколько лет назад он специально списался с Российским государственным архивом древних актов в Москве, запросив копии царских распоряжений и указов, касающихся истории села.
Вот что, в частности, можно узнать из выписки, составленной ведущим специалистом РГАДА М.Перышкиным.
- У жителей аксубаевской глубинки разные взгляды на прошлое, но абсолютно одинаковые – на будущее
Впервые Старое Узеево упоминается в летописи как деревня Узеева еще в середине XVII века. Населена она была ясашными чувашами и находилась на ногайской дороге Казанского уезда. Накануне первой ревизской сказки 1717 года деревня подверглась нападению каракалпаков, и многие жители были взяты в плен. В переписных документах 1717-го упоминаются как живые, так и погибшие и пленные – всего 103 человека мужского пола. Тогда же разгрому подверглись и соседние деревни – Бердыбекова и Чарабатырева. Сотником, то есть главой, всех этих населенных пунктов являлся Пикчюбарка (Бикчюбарка) Немичев, сорока лет от роду.
Любопытно: фамилия Немичевых происходит от прозвища «немич», в основе которого лежит тюркское «нем» – «сырой, влажный». Возможно, так называли капризного, часто плакавшего ребенка.
В середине XVIII века деревня разрослась. Во время переписи 1762 года местное население (147 мужчин) впервые названо «новокрещенным». По-видимому, многие из них крестились в ходе массовой кампании в 1750-е годы, инициированной во времена Елизаветы Петровны.
Наконец, по данным «Списков населенных мест Казанской губернии» 1859 года, о деревне Узеевой, «она же Старая», сказано: «Казенная, при речке Сульче. 71 двор, 232 души мужского пола и 222 женского».
Челобитная государю императору
А вот в выписке из указа межевания Елизаветы Петровны от 1744 года в фрагменте с описанием Казанского уезда читаем: «В 1700 году, сентября в 4-й день, били челом Великому Государю починка татарина Узейко Кадрякова сотоварищи, [чтобы] поселиться [им], пришедшим сюда из разных уездов, на порожней земле. По нонешней переписи наложен [на них] ясак (натуральный налог, выплачиваемый пушниной, скотом и т.п. – А.Л.), повелев платить [его] в казну Великого Государя до Казани, а тож и впредь владеть порожнею землею».
Борис Захаров подчеркивает: татарами в то время называли и некрещеных чувашей. Далее в документе следует описание границ починка – так в России до революции называли вновь возникшее поселение. Что касается соседнего Нового Узеева, то впервые о деревне упоминается лишь в 1781 году. Борис Андреевич обратил при этом внимание, что это единственное татарское селение в радиусе почти двадцать километров. Есть версия, что среди чувашей татары, которые пришли сюда гораздо позже, искали пристанища, скрываясь от очередной волны насильственной христианизации.
В Новом Узееве, утверждает далее Борис Захаров, вплоть до середины 1920-х годов проживала большая группа чувашских крещеных крестьян. Позднее они ушли с насиженных мест и основали по соседству свое, чисто чувашское селение, которое назвали Беловкой – по фамилии человека, первым построившего дом на новом месте. Примечательно также, что все старые названия в Новом Узееве имеют не татарскую топонимику. Например, расположенное здесь Трофимово озеро.
С надеждой на завтра
Несмотря на разное видение прошлого малой родины, и чуваши, и татары живут сегодня в мире и согласии. В каждодневном общении с полуслова понимают друг друга. И если в Новом Узееве две мечети, то в Старом Узееве недавно всем миром поставили православный храм. Освятили церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. В день приезда журналистского десанта «РТ» на ее колокольне установили семь колоколов, заказанных в Кировской области. Для сельчан это стало настоящим праздником.
Одно огорчает – оба населенных пункта неумолимо пустеют. Их жители покидают родные пенаты. Каждый третий дом в Новом Узееве хозяевами брошен. За последние двадцать лет население только одной этой деревни сократилось с 470 до 380 человек.
Причин немало, но главная – отсутствие работы. Прежние сельхозпредприятия разорились, а новые так и не были созданы. Если в 1990-м в Новом Узееве держали тысячу голов колхозного стада, то ныне его окраины пугают пустыми глазницами трех огромных развалившихся ферм. Была когда-то здесь даже своя пожарная служба – осталось же полуразрушенное пожарное депо.
Но еще горше, что уезжают из сел школьники и их родители. Как ни странно, подобная тенденция усилилась после введения ЕГЭ. Считается, чтобы его сдать, знаний, полученных в деревне, не хватит. К тому же своих пунктов сдачи ЕГЭ в глубинке нет. Вот и бежит молодежь кто в райцентр, а кто и еще дальше – в Казань, Набережные Челны, Самару, Чебоксары…
Сегодня в Новоузеевской неполной средней школе 29 учеников, в том числе трое первоклассников. А ведь когда-то было – 150 и более. Окончив девятый класс, юноши и девушки уже не хотят ходить в одиннадцатилетку Старого Узеева, а выбирают городские школы. Глава местного сельского поселения Илсур Махмутов посетовал, что не за горами то время, когда в школу идти будет некому. И тогда судьба учебного заведения предрешена.
…Когда мы покидали деревню, из окна автомобиля я увидел мальчишек, веселой гурьбой несущихся к озеру. Несмотря на солнце у горизонта, накрапывал мелкий дождик. И я подумал: не может быть, чтобы у этого благословенного уголка не было будущего! Село было, есть и еще, разумеется, постоит.
Дай же бог его обитателям терпения и достатка!