Покрыты славою чудесного похода

Среди выдающихся деятелей военной истории нашего Отечества всероссийскую извест­ность снискали уроженцы Казани братья-генералы Желтухины. Их судьба напрямую связана с Отечественной войной 1812 года, 200-летие которой мы отмечаем в этом году.

Генералы Желтухины – герои войны 1812 года

Среди выдающихся деятелей военной истории нашего Отечества всероссийскую извест­ность снискали уроженцы Казани братья-генералы Желтухины. Их судьба напрямую связана с Отечественной войной 1812 года, 200-летие которой мы отмечаем в этом году.

«ЛИЦА, ПОЛНЫЕ ВОИНСТВЕННОЙ ОТВАГИ»

Своеобразным памятником героической борьбы нашего народа с французским нашествием является Военная галерея Зимнего дворца (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В галерее находятся 332 портрета военачальников русской армии – участников кампании 1812 – 1814 годов. Эти портреты написаны в 1819 – 1829 годах английским портретистом Джорджем Доу и его русскими помощниками А.В.Поляковым и В.А.Голике.

Военачальник, чей портрет помещался в галерее, должен был отвечать двум требованиям: иметь генеральский чин и принимать непосредственное участие в боевых действиях. Списки генералов составлялись в Главном штабе, представлялись лично Александру I и затем утверждались Государственным советом.

Камер-юнкер и поэт А.С.Пушкин много раз посещал Военную галерею, описанием которой начинается его стихотворение «Полководец», созданное в 1835 году и посвященное Барклаю де Толли.

Тут нет ни сельских нимф,

 ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами,

ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот,

а все плащи, да шпаги,

Да лица, полные

воинственной отваги.

Толпою тесною художник

 поместил

Сюда начальников народных

 наших сил,

Покрытых славою

чудесного похода

И вечной памятью

двенадцатого года…

Среди генералов русской армии в 1812 – 1814 годах было немало близких родственников, чаще всего братьев, которых насчитывается 59 из 27 фамилий. Это говорит о том, что военная служба входила в традиции многих дворянских семей.

Из истории мы знаем примеры пребывания в войсках братьев-гвардейцев Давыдовых, Каблуковых, Паленов, Сиверсов, Ушаковых, Щербатовых и других, которым удалось дослужиться до генеральских эполет.

В Военной галерее на двух портретах запечатлены наши земляки – братья Желтухины. В эпоху начавшихся наполеоновских войн в долголетнюю военную службу оказались вовлеченными патриотически настроенные дворяне Казанской губернии – братья Сергей и Петр Желтухины, старинный род которых был внесен в родословные книги Московской, Пензенской и Казанской губерний.

Портрет генерала Сергея Федоровича Желтухина находится на почетном месте – между портретами Александра I и великого князя Константина Павловича в третьем горизонтальном ряду, считая их снизу.

Портрет генерала Петра Федоровича Желтухина находится на не менее достойном месте – между портретом генерал-фельдмаршала Михаила Богдановича Барклая де Толли и выходом из галереи в первом ряду снизу.

«ДА, БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ…»

Братья родились в многодетной семье казанского вице-губернатора Федора Федоровича Желтухина (1749 – 1800 гг.) и дочери богатого казанского помещика Анны Николаевны Мельгуновой. Их отец Федор Желтухин 18 лет прослужил в лейб-гвардии Преображенского полка от солдата до полковника (1758 – 1776 гг.). В отставку вышел в воинском звании бригадира, что по статусу 1698 года было выше полковника и ниже генерал-майора. В 1780 году поселился в Казани.

Сыновья Ф.Ф.Желтухина числились в лейб-гвардии Измайловского полка, в который были записаны капралами по обычаю своего времени еще в детском возрасте. Сергей и Петр в 1797 году были произведены в первый офицерский чин – в прапорщики – и большую часть жизни посвятили военной службе.

В русской армии было принято офицерам, имеющим одинаковые фамилии, присваивать номера. Старший брат Сергей был Желтухин 1-й, младший брат Петр – Желтухин 2-й. Чем же запомнились и остались в памяти потомства блистательные биографии наших земляков?

В Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) сохранились формулярные списки (личные дела) братьев Желтухиных. Об их героических делах повествуют слова формуляров.

Оба брата участвовали в кампании 1805 года и в походе русской армии М.И.Кутузова в Австрию против французов. 20 ноября (2 декабря) 1805 года братья Желтухины отличились в сражении под Аустерлицем. Полковник Желтухин 1-й был награжден орденом Св.Владимира с бантом. Подполковник Желтухин 2-й был награжден золотою шпагою «За храбрость» и в 1806 году произведен в полковники.

В 1807 году на территории Восточной Пруссии произошли ожесточенные бои русской армии под командованием Л.Л.Беннигсена и французской армии Наполеона. Одно из крупнейших сражений случилось под г.Фридландом (ныне г.Правдинск) 2 (14) июня. Потери русских составили до 15 тысяч убитыми и ранеными.

С.Ф.Желтухин командовал тогда 1-м батальоном полка Его Императорского величества цесаревича Константина Павловича и был ранен под конец Фридландского сражения в ногу картечью. За боевые отличия был награжден орденом Св.Владимира 3-й степени и прусским орденом Pour le merite («За заслуги»).

П.Ф.Желтухин в составе лейб-гвардии Измайловского полка под Фридландом в кровопролитном бою был ранен пулей в грудь. В его батальоне из 520 человек в четверть часа было убито и ранено 400 человек. Петр Желтухин был награжден орденом Св.Георгия 4-й степени и таким же прусским орденом.

В дальнейшем военные дороги братьев Желтухиных разошлись и вновь пересеклись только во время войны за освобождение Германии под Лейпцигом в 1813 году.

ГЕНЕРАЛ СЕРГЕЙ ЖЕЛТУХИН (1776 – 1833)

Герой русско-турецкой войны 1809 – 1812 гг., Отечественной войны 1812 года, заграничных походов русской армии в 1813 – 1814 гг., георгиевский кавалер и обладатель золотого оружия «За храбрость», генерал и дипломат в советское время был предан историческому забвению, так как верно служил царскому престолу и осудил восстание декабристов.

Отдельные авторы, войдя в псевдоисторический раж, приписывали его натуре трусость, старание «подслужиться» к будущему декабристу П.И.Пестелю – адъютанту генерала П.Х.Витгенштейна. Такое отношение к историческим фактам считалось признаком хорошего тона и партийного долга. Документы, боевые награды и ранения свидетельствуют, наоборот, о храбрости и мужестве Желтухина 1-го.

НА ДУНАЕ

В 1808 году полковник С.Ф.Желтухин был назначен командиром Сибирского гренадерского полка, а через год – шефом Пензенского мушкетерского полка, переименованного потом в 45-й егерский полк. Вместе с полком отправился в действующую армию и принимал участие в боях против турок на Дунае в 1809 – 1811 годах.

Участвовал в штурме крепостей Журжи и Кладова, где был ранен 2 июля 1809 года. Затем командовал отдельным отрядом Дунайской армии и особенно отличился 15 марта 1810 года при взятии укрепления на острове Ольмаре, когда были захвачены все неприятельские пушки и знамена. На правом берегу Дуная полковник Сергей Желтухин с небольшим отрядом взял крепость Орсову, захватив в ней 13 орудий.

Далее находился в сражениях под Цибами и Ловчею. В решающем сражении с армией великого визиря Ахмет-паши 27 ноября 1811 года командовал центральным каре Дунайской армии М.И.Кутузова. Действуя против каре Желтухина 1-го, турки потеряли около 300 человек и два знамени.

За отличия в этой кампании Желтухин 1-й был пожалован всемилостивейшим рескриптом и получил чин генерал-майора. После заключения Бухарестского мирного договора 16 (28) мая 1812 года он был оставлен по воле главнокомандующего в княжествах Молдавии и Валахии (юго-западная часть Румынии), получивших автономию в пределах Османской империи, для выполнения требований договора.

НА БЕРЕЗИНЕ

В начале 1812 года 45-й егерский полк, шефом которого был генерал С.Ф.Жел­тухин, в составе 3-й бригады 22-й пехотной дивизии находился в составе резервной армии.

В октябре 1812 года, сдав отчетность в Молдавии и Валахии и вернувшись в Россию, Сергей Желтухин был назначен командиром 3-й бригады 22-й пехотной дивизии. Участвовал в боевых действиях против австро-саксонских войск в боях при Люмболе, Пружанах и Белосельцах, Борисове и Стахове.

Командуя егерской бригадой в 3-й армии П.В.Чичагова, сражался на реке Березине 14 – 17 (26 – 29) ноября 1812 года, ведя преследование французских войск. При переходе русских войск за границу Желтухин 1-й был назначен командиром 10-го пехотного корпуса.

ОТ ЛЕЙПЦИГА ДО ПАРИЖА

Во время четырехдневной кровопролитной «битвы народов» под Лейпцигом, когда в боях на одной квадратной миле участвовало чуть не до полумиллиона человек, Сергей Желтухин был ранен пулей в ногу, но остался на поле боя, за что был награжден орденом Св.Анны 1-го класса с алмазами.

В конце 1813-го и в начале 1814 года командовал пехотой корпуса генерал-адъютанта графа П.А.Строгонова, которая была определена для осады крепости Гамбурга, где затворился маршал Л.-Н.Даву.

В феврале 1814 года отличился в сражениях при Краоне и Лаоне. Во время Лаонского дела (25 – 26 февраля) командовал сводным корпусом из 12-й и 13-й дивизий. Причем целых двое суток отчаянно отбивался от неприятеля. Этим же корпусом командовал и в марте – при взятии Парижа.

Орден Св.Владимира 2-й степени, прусский орден Красного орла 2-й степени и шведский военный орден Меча 4-й степени были ему наградами за боевые отличия в этих кампаниях зарубежных походов русской армии 1813 – 1814 годов.

ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР И ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ

После окончания войны Сергей Федорович последовательно командовал 13-й, 18-й, 12-й пехотными дивизиями. Он неизменно пользовался высочайшим вниманием. 6 июня 1821 года стал георгиевским кавалером – награжден орденом Св.Георгия 4-й степени.

12 декабря 1824 года ученику самого М.И.Кутузова Желтухину 1-му было пожаловано звание генерал-лейтенанта. 20 апреля 1829 года назначен командиром всей резервной пехоты 2-й армии. В том же году зачислен в отставку по армии.

11 (25) октября 1829 года в Бухаресте умер его родной брат Петр Желтухин, тело которого Сергей перевез в Казань.

ГЕНЕРАЛ ПЕТР ЖЕЛТУХИН (1777 – 1829)

Петр Федорович ЖелтухинУчастник коалиционных войн с Францией 1805 – 1807 гг., русско-шведской 1808 – 1809 гг., Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии 1813 – 1815 гг., дипломат, государственный и общественный деятель, герой Бородинского сражения, георгиевский кавалер и дважды обладатель георгиевского золотого оружия «За храбрость» был отмечен Денисом Давыдовым в его «Дневнике партизанских действий 1812 года».

В советское время Желтухин 2-й также был забыт, так как воевал «за царя и пресвятую Богородицу». О генерале П.Ф.Желтухине упоминает только Валентин Пикуль в произведении «Два портрета неизвестных». И опять молчание о честном воине. Будто до сих пор он на выселках у нашего государства.

В «ЛЕДЯНОМ ПОХОДЕ»

В 1808 – 1809 годах полковник Желтухин 2-й воевал со шведами. В сентябре 1808 года он вступил со 2-м батальоном Измайловского полка в Финляндию. В марте 1809 года был участником «Ледяного похода» – перехода Балтийского моря по льду Ботанического залива к островам Аландского архипелага.

В составе пятой колонны корпуса князя П.И.Багратиона Желтухин 2-й в ходе боев на льду истребил многих защитников Аландских островов, которые были заняты шведами 18 марта.

28 мая 1809 года Петр Желтухин был назначен командиром лейб-гренадерского полка и состоял в корпусе генерал-лейтенанта Барклая де Толли при занятии г.Умео на шведском берегу Ботанического залива.

ПРИ ВАЛУТИНОЙ ГОРЕ

В 1812 году Желтухин 2-й выступил из Петербурга в Вильну в должности командира 1-й бригады, состоявшей из лейб-гренадерского полка и гренадерского графа Аракчеева полка. Бригада П.Ф.Желтухина вошла в состав 1-й гренадерской дивизии 3-го пехотного корпуса 1-й Западной армии, когда 12 июня передовые части Наполеона перешли Неман. Началось нашествие «двунадесяти языков».

Во время общего отступления наших войск от западной границы России бригада Желтухина следовала через Витебск к Смоленску. 7 августа 1812 года она мужественно билась в сражении при Валутиной горе близ Смоленска.

Командуя гренадерами, Петр Желтухин отличился в бою, прикрывая правофланговую батарею, поставленную на столбовой дороге. 1-й и
3-й батальоны лейб-гренадерского полка в течение целого дня сдерживали противника – солдат 3-го французского корпуса маршала Нея. Четыре раза бросались французы на батарею, и каждый раз их опрокидывали штыками лейб-гренадеры.

Продолжение – в следующей «толстушке»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще