Здравствуй, Евлаштау!

Под ногами задорно скрипит белейший снег – в городе такого не бывает. Воздух словно насыщен целебным эликсиром – дышишь и никак не надышишься. Настоящая зимняя сказка.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Под ногами задорно скрипит белейший снег – в городе такого не бывает. Воздух словно насыщен  целебным эликсиром – дышишь и никак не надышишься. Настоящая зимняя сказка. Это глубинка Сабинского района, село Евлаштау, со всех сторон окруженное лесом.

Евлаштау для меня – как встреча с юностью. Когда-то, будучи студенткой КГУ, я работала в этом селе на стройке. Вместе с подругами ходила на танцы в старый клуб – он тогда располагался в здании мечети. Почти сорок лет прошло с тех пор…   

Мастер местного лесничества Разак Газизянов, уроженец Евлаштау, встречает меня  у въезда в село. И тут же ведет в клуб. В тот самый, нулевой цикл которого когда-то помогали возводить строителям  казанские студенты. Среди них была и я.

Дом, построенный с душой

Шли по улице мимо крепких аккуратных домов, и я пыталась угадать среди них тот, в котором мы, студенты, когда-то квартировали. Хозяйкой дома была старенькая апа, с ней жила внучка Рушания – очень красивая кареглазая девочка лет семи. А еще в этот дом приходила другая внучка, постарше, Кадрия. Чуть позже, из разговоров с местными жителями, я узнала, что, возможно, это та самая Кадрия, которая уехала в Казань и стала процветающей бизнес-леди.

Прежде чем войти в клуб, обошла его вокруг. Аккуратное крепкое здание, будто и не было прошедших десятилетий. Гаухария Ахметжанова, директор клуба (вернее СДК, потому что здесь сосредоточен целый комплекс культурных заведений), с гордостью говорит, что здание построено  с душой, наверное, потому оно так хорошо сохранилось, в отличие от других в округе. Признаюсь, мне было приятно это услышать – все-таки совсем немного, но причастна к рождению этого храма культуры в татарской глубинке.

– А вы не напишете несколько слов в музейную книгу, как первый строитель клуба? – спросила Гаухария Ахметжанова.

– С удовольствием, – я достаю ручку, пишу и чувствую – за спиной стоит прошлое, словно трогает за плечо. Помню, как мы уезжали из Евлаштау, я прощалась  с лесом, со всех сторон окружающим это село, с удивительно синим небом, с горой и лугом. Прощай, Евлаштау. Впереди – целая жизнь. Наверное, больше и не встретимся…   

Но вот встретились, и я говорю: «Здравствуй, Евлаштау!»

Издалека долго течет река Меша

Оказывается, это очень старинное село. Евлаштау основано еще в XVI веке. А мечеть, которую в советские времена превратили в клуб, является архитектурным памятником начала XX века. Сейчас эта мечеть, обновленная и отреставрированная, с устремившимся к небу минаретом, выполняет свое истинное предназначение и служит верующим.

Музей в Евлаштау – гордость его жителей. Здесь собраны старинные вещи,  которыми когда-то пользовались предки нынешних селян, как самые дорогие реликвии хранятся пожелтевшие фотографии, письма. Местные краеведы по крупицам собирали историю своего села, встречались со старожилами, записывали их воспоминания, работали в архивах.     

…Давным-давно село называлось Ябалдаш – так звалась гора, поросшая густым лесом. Постепенно название видоизменилось в Евлаштау. В XVIII веке здесь, на берегу Меши, проживало 69 человек. Расцвет Евлаштау начался в 1800 году. Тогда же купец Сайфетдин Ажегулов открыл здесь первую лавку. Вскоре на село обратили внимание и другие купцы, самым богатым из них слыл Динмухаммат. Он даже с Москвой торговал. Главный товар – рыба, которой в Меше всегда было много. Динмухаммат не раз признавался: «Если в Меше кончится рыба – мне конец…»

В 1898 году, по свидетельству историка Берстеля, в Евлаштау проживало уже 640 человек. В начале ХХ века здесь строится мечеть, начинает работать шерстобитный завод. Вскоре открылся еще один – там шили знаменитые на весь край шубы из овчины. Управляющим одного из заводов был некто Гараев, который снимал угол у хозяйки по имени Асхаб-Джамал. Ее сын Салих впоследствии стал одним из первых председателей сельсовета в Евлаштау. Примечательно, что его жена Фаузия, которая была намного моложе мужа, до сих пор жива, ей уже за 90. В музее хранится флаг, который трепетал над зданием сельсовета в далекие двадцатые годы прошлого века.

В 1929 году в Евлаштау был организован колхоз, в него вошли девять хозяйств. Народ шел туда с неохотой – село было зажиточное, люди не хотели расставаться со своим скотом и имуществом.    

В годы Великой Отечественной войны из Евлаштау и соседней деревни Мешабаш на фронт ушли 200 человек, 135 из них домой не вернулись. Недавно в Евлаштау похоронили последнего участника Великой Отечественной – Нагима Сулеймановича Сулейманова, защищавшего Москву.

Библиотеки сейчас не в моде. Но на селе, куда еще не успел в полной мере прийти Интернет, они по-прежнему востребованы. Например, в библиотеку Евлаштау, как признается заведующая этим культурным заведением Тагзима Галиева, приходят и стар и млад. В селе сегодня 465 жителей. А библиотеку посещают… 550 человек. Ошибки здесь нет – среди читателей и люди из соседних деревень. 

– У нас богатые фонды, – говорит Тагзима Галиева, – одиннадцать тысяч книг на русском и татарском языках. Выбор большой. А самой активной читательницей назову школьницу Рузилю Мусину – она любительница классики.

Расцветают узоры под руками вышивальщиц

Чем заняться в селе долгими зимними вечерами, когда тебе далеко «за»? Эта мысль начала тревожить Василю Касимову несколько лет назад, когда она, всегда такая молодая, заводная и веселая, вдруг почувствовала себя бабушкой. В прямом смысле – дети выросли, родились внуки. Чтобы рубашечки или сарафанчики на них смотрелись ярко и броско, Василя бралась за иголку и вышивала на детской одежке то цветочек, то ягодку, то грибочек. Этому нехитрому, но очень изящному женскому искусству ее научила мама, Масхура, в совершенстве владевшая всеми видами вышивки.

Как-то незаметно вокруг Васили собрались единомышленницы, в основном ее сверстницы: Сайма Хаирова, Гульсария Сулейманова, Резеда Ваисова, Фаузия Сабирова. Вечерами женщины  настраивают пяльцы, готовят нитки и начинают прокладывать на белом полотне цветные тропинки. И обязательно при этом поют родные татарские песни – веселые и грустные. И даже танцуют, устраивая пятиминутки для отдыха.

Теперь про вышивальщиц из Евлаштау знает весь район. Они участницы многочисленных выставок и конкурсов. Например, на прошлогоднем Сабантуе за свою прекрасную вышивку на полотенце Резеда Ваисова получила ценный приз. Свой «клуб по интересам» женщины назвали «Василек» – в честь инициатора Васили.

Вышивальщицы признаются, что любимое занятие помогает им жить, дает возможность радовать окружающих – ведь вышитые салфетки, скатерти, платки они дарят друзьям, родственникам и просто хорошим людям. Кстати, одна из таких салфеток из Евлаштау красуется и на моем столе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще