В Чистополе обнаружены документы, раскрывающие интересные детали истории Великой Отечественной войны
Уникальный фотодокумент оказался в распоряжении сотрудников чистопольского Музея уездного города.
По словам работающей здесь Ирины Мясниковой, этот кадр был сделан в начале 1942 года. С фотографии на нас смотрят двое офицеров 18-го запасного авиаполка, который в годы Великой Отечественной войны дислоцировался под Чистополем. На обороте подпись: «Замечательный человек и товарищ Завьялов совершил свой последний полет 14 декабря 1942 года. Как все это не укладывается в голове. Солдат Никрыжка».
Очевидно, что один из офицеров и есть тот самый Завьялов. Кто изображен вторым, сказать сегодня трудно. Зато совершенно точно, что оба были квартирантами семьи Анатолия Арсеньева, по сей день проживающего в Чистополе в доме №6 по улице Фрунзе.
Анатолию Андреевичу ныне 82 года, и, разумеется, постояльцев он помнит смутно. Тем не менее все эти годы фотография бережно хранилась в семейном альбоме.
А в августе прошлого года на главном городском Авдеевском кладбище состоялось торжественное перезахоронение летчиков авиаполка, погибших при катастрофе самолета «Пе-2» в январе 1943 года. На него даже приезжала с Украины родственница одного из погибших летчиков. Учебную авиабомбу, выкопанную на месте первоначального погребения, командир местного военно-патриотического отряда «Выстрел» Дмитрий Юдин передал в Музей уездного города. Теперь она тоже экспонируется в одном из его выставочных залов.
Узнав об этом из районной газеты, Анатолий Арсеньев обратился к поисковикам, рассчитывая уточнить, какое отношение могли иметь погибшие к знакомому ему квартиранту, лейтенанту Завьялову.
Так фотография оказалась в руках следопытов. А те в свою очередь недавно передоверили ее музею – в качестве экспоната.
* * *
Помимо судьбы летчика Завьялова, читателей наверняка заинтересовал вопрос: а что стало с солдатом Никрыжкой? Живы ли их сослуживцы, а может быть, их родственники? И что же это за 18-й авиаполк?
Несколько слов о предыстории вопроса.
Очевидно, январская авиакатастрофа 1943 года была не единичной. Нам уже известно, что аналогичное крушение самолета произошло не ранее 14 декабря 1942-го. Увы, никаких других сведений об этом нет. Поисковикам стоило огромного труда узнать подробности трагического падения самолета в 1943 году. По понятным причинам документы этого дела долгие десятилетия хранились в военных архивах Минобороны РФ под грифом «Совершенно секретно». И все же чистопольцы не уставали «копать». В итоге выяснилась следующая картина.
В задачи 18-го запасного авиаполка входило освоение летным составом новых самолетов, выпускавшихся в Казани. Молодые летчики – вчерашние выпускники авиационных училищ – получали новенькие боевые машины и постигали азы пикирования, бомбометания. После обучения и сдачи экзаменов экипажи на своих бомбардировщиках улетали в действующую армию, на фронт.
Именно в ту лихую годину в районе городского аэропорта на опушке так называемого Мещанского леса (ныне – в его глубине) появились два воинских захоронения. В свое время за ними ухаживали пионеры из школы села Нарат-Елга. Но позднее о могилах, к сожалению, забыли. Над ними возвышались самодельные жестяные обелиски. По свидетельству очевидцев, на одном из них была установлена табличка «Лейтенант Максимов, 1944». Но вандалы с корнем вырвали сделанную из цветного металла надпись, что впоследствии осложнило установление имен всех погибших. Потом исчезли и памятники…
Два года назад активисты отряда «Выстрел» перезахоронили со всеми почестями забытых воинов. Ими оказались пилот сержант Михаил Маркович Криничный, стрелок-бомбардир старший сержант Владимир Кириллович Ванифатов, стрелок-радист сержант Сергей Ефимович Иванов, а также лейтенант Н.Максимов. Но он был летчиком другого разбившегося самолета, скончался в госпитале и похоронен позднее на том же месте.
Криничный, Ванифатов и Иванов погибли возле села Красный Ключ, что в одном километре южнее чистопольского аэропорта. Возвращаясь на аэродром из полета на бомбометание в 14 часов 45 минут 19 января 1943-го, их самолет потерял управление и рухнул при заходе на посадку с высоты триста метров…
* * *
Дальнейшие поиски результатов пока не дали. Нам до сих пор ничего не известно о людях, изображенных на фотографии. Но не покидает надежда: возможно, еще живы очевидцы событий, к которым был причастен летчик Завьялов. Возможно, они живут сегодня не в Чистополе и даже не в Татарстане. Но вдруг кто-то из них прочтет эти строки и узнает знакомые черты?
Всех, кто располагает информацией о 18-м запасном авиационном полке 8-й запасной авиабригады, работники музея просят откликнуться. Связаться с ними можно через редакцию.
Недавно в музее оказалась еще одна фотография, которую хранил у себя Анатолий Арсеньев. Датируется она временем, когда авиаполк прощался с Чистополем. На обороте тоже имеется подпись: «На память друзьям всех проведенных кампаний. 25.3.44». И две подписи: одна неразборчивая, а вторая – «Бедняк».