Не броской, но душевной и трогательной красотой славится буинская земля. Особенно хороша Свияга – полноводная, тихая, приветливая река. Испокон веков она кормила людей, щедро делясь с ними богатыми рыбными запасами. А как причудливо изогнуты ее берега, поросшие то остролистной осокой, то густым кустарником, то плакучими ивами. На берегу красавицы Свияги со времен Казанского ханства раскинулось вольно село Черки-Кильдуразы.
«Сладкая жизнь» созрела в поле
Любого спросите в Кильдуразах, и всякий скажет, что родоначальником села был Ураз-бабай, который пришел (кильды) в эти места, построил дом, обзавелся соседями. А дальше, как говорят, пошло-поехало. И назвали люди селение, не мудрствуя, в честь бабая-первопроходца.
Так оно было или не так, теперь трудно сказать, но сегодня Кильдуразы – процветающее село, центральная усадьба сельского поселения, в состав которого входят восемь деревень. Причем одна из них, Старые Лащи, по сути, слилась с Кильдуразами: нужно только перейти дорогу – и ты уже в другом населенном пункте.
В ухоженном, чистом селе прежде всего бросаются в глаза трехэтажное здание средней школы, утопающий в зелени детский сад, не так давно отреставрированный клуб. Да и дома жителей Кильдуразов добротные, сразу видно, что народ здесь живет трудолюбивый. У каждого большой огород, сад, многие держат коров, другую скотину.
Немалую лепту в благоустройство села внесло руководство ООО «Коммуна». Это коллективное хозяйство много лет возглавляет Жаудат Хусаинов, бывший некогда председателем колхоза «Коммуна». По старой памяти жители Кильдуразов и других окрестных сел продолжают называть ООО колхозом, а себя – колхозниками. Отчасти потому, что не хотят изменять традициям. Ведь «Коммуна» всегда считалась крепким хозяйством. В настоящее время общество владеет большим пахотным клином (более 4 тысяч га), использует на полях улучшенные технологии земледелия, потому даже в трудные годы добивается устойчивых урожаев. Неплохо идут здесь дела и в животноводчестве – на фермах «Коммуны» содержатся 1500 голов КРС. На одну корову в этом году надоили 6 тысяч 390 кг, что считается весьма неплохим результатом.
С гордостью показывая своих буренок, главный зоотехник ООО Фарис Замалтдинов говорит, что главное в животноводстве – хорошие корма и уход за стадом.
– Мы уже заготовили их на полтора года вперед. Прошлый засушливый год хорошо пережили, потому что все было организовано, и животные не голодали. Корма выращиваем сами – у нас хороший кормовой клин с люцерной, клевером, однолетними травами для сена.
Сразу за селом раскинулось свекловичное поле. Стоял чудесный осенний денек – тот самый, про который говорят, что он год кормит. Поэтому в поле кипела работа: пять агрегатов убирали урожай, груженные сладкими корнеплодами «КамАЗы» спешили в Буинск на сахарный завод.
– Здесь триста гектаров свеклой засеяно, – сообщил Фарис Файзуллович. Как никогда в этом году она уродилась, пожалуй, 350 центнеров с гектара будет.
Ищешь работу? А работа ищет тебя
Говорят, жить нынче в селе непросто: и работы не найти, и развлечений никаких. Вот и рвется молодежь в город. К сожалению, Черки-Кильдуразы – не исключение. Глава сельского поселения Мансур Залялтдинов сожалеет, что не остаются ребята на родине, уезжают в Буинск, Казань. Не прельщает даже, что колхоз готов предоставить дома молодым семьям – лишь бы остались в селе, работали механизаторами и доярками. Эти кадры в дефиците, но дома стоят пустыми. Почему?
– Потому что работать приходится в колхозе без выходных. Не выдерживает молодежь… – обескуражил ответом Мансур Васыхович.
Тут в помещение вошла невысокая хрупкая женщина. Услышав наш разговор, закивала головой: мол, именно так, работа в селе есть, а люди уезжают. Конечно, непросто в колхозе трудиться, но вряд ли можно рассчитывать на удачу, если изначально ориентироваться на легкую жизнь. Резида Абяйдулова семь лет заведует библиотекой в Черки-Кильдуразах. Муж Рамиль – комбайнер, в эти дни он как раз занят на уборке сахарной свеклы. Уходит, когда еще темно, приходит – уже темно. Но не ропщет, потому что дорожит работой и репутацией, зарплату получает неплохую.
Абяйдуловы живут в селе Черки-Ишмяково, в четырех километрах от центральной усадьбы. Семья большая – пятеро сыновей, сноха, внучка. И хозяйство немаленькое – три коровы, куры, утки, кролики, пчелы. На работу Резида добирается на попутках, а когда их нет – пешком. В принципе, могла бы не работать, все-таки многодетная мать, награждена медалью «Материнская слава». Но Резида даже слышать не хочет о том, чтобы сидеть дома.
– Не приучена, – скромно признается женщина. – Пока есть силы, буду трудиться.
Она украдкой посмотрела на часы и заторопилась – надо встретиться с мальчиками перед началом урока. Дело в том, что ее младшие сыновья-школьники Ранил и Ранис (как, впрочем, когда-то и старшие Раиль, Рафаэль и Раис) занимаются в кружке Айрата Гимранова, учатся… гончарному ремеслу.
Ваза маме на 8 Марта
Глины вокруг Кильдуразов много, не случайно в далеком прошлом крестьяне в этих местах славились мастерством изготовления глиняной посуды. Со временем ремесло это многие подзабыли, а вот в семье Завдата Гимранова оно каким-то чудом сохранилось. Маленького Завдата дед учил лепить из глины не только игрушки, но и нужные в хозяйстве горшки, кувшины, всевозможные плошки. Повзрослев, Завдат не забыл гончарное искусство, более того, стал вести в местной школе кружок. Желающих было много, ребята с интересом слушали Завдата-абы, смотрели, как искусно лепил он из глины замысловатые фигурки, как рождал гончарный круг красивую вазу. Дети и сами старались, лепили кто что горазд, втайне готовили под руководством учителя своим мамам подарки на 8 Марта. Сегодня в Кильдуразах и кабинеты сельсовета, и библиотеку, и клуб украшают гончарные изделия.
Годы мчатся, постарел Завдат-абы, но дело свое не забыл, теперь традиции отца в школе продолжает его сын Айрат. Но уже на более высоком уровне – Айрат Гимранов в свое время получил художественное образование, работал художником в Буинском драматическом театре. Так что знает толк в гончарном ремесле, образно выражаясь, умеет влить душу в изделие из глины. И нет отбоя от учеников у Айрата Завдатовича, ребятишки тянутся к нему, потому что им интересно. Не ленятся даже из других сел приезжать на уроки. Дочка Айрата Гимранова, говорят, тоже по художественной части пошла, так что еще вертеться гончарному кругу в Кильдуразах.