40 лет – таков проектный срок службы старого Ленинского моста
Строительство, затеянное возле бывшей Ленинской дамбы у Казанского Кремля, – повод оглянуться на прошлое старого моста.
Проектанты утверждают, что новый переход будет состоять из трех параллельных мостов разной высотности. Как долго при этом прослужит старый мост-труженик, по которому, несмотря на ведущиеся работы, проезжает до четверти миллиона автомашин ежедневно? Решит ли мостовая развязка проблему пробок?
Ответить трудно, однако очевидно: автомобильный поток здесь будет только увеличиваться.
Как ни удивительно, постоянная дамба возле Казанского Кремля была возведена лишь к началу ХХ века. Долгое время Кизическая и Козья слободы соединялись с городом с помощью плавучего моста, перекинутого через русло Казанки. Паводок часто разрушал его, и переход приходилось постоянно «латать» и ремонтировать.
Как утверждает профессор Николай Загоскин, неурожай начала 1890-х годов вызвал массовый приток голодающих крестьян в Казань. Для помощи им были организованы так называемые общественные работы. В их число вошло строительство Кизической (названной по монастырю в Кизической слободе) дамбы, которая в народе именовалась Хижицкой.
При этом царское правительство выделило для строительства 43 тысячи рублей, недостающие 10 тысяч рублей ассигновал город. После возведения дамбы город получил постоянный мост через Казанку под Кремлем.
С 1927 года дамба стала именоваться Ленинской. Но до самой середины 1950-х годов левый и правый берега Казанки продолжал соединять деревянный мост. Каменный сооружен одновременно с инженерной защитой Казани – в 1955-м, при этом русло Казанки, проходившее возле нынешнего издательского комплекса «Идел-Пресс», существенно изменилось.
Через год вступил в строй Ленинский мост – спустя семь месяцев после открытия Адмиралтейского, ныне Кировского.
Вот что в этой связи в марте 1956 года писала «Советская Татария»:
«Казанские строители сняли опалубку с Кремлевского транспортного моста. Сейчас здесь идут последние отделочные работы: заканчивается изоляция и установка перил. Новый железобетонный трехпролетный мост имеет длину 142 метра, ширину около 25 метров. Самая высокая часть его – центральная – будет возвышаться над водой почти на десять метров. На сооружение моста ушло 2450 кубометров бетона и 750 тонн металлической арматуры. Впервые в практике сооружения железобетонных мостов строители не прекращали укладки бетона в зимнее время. В сильные морозы под утепленными укрытиями кипела работа. Несмотря на необычные условия, качество бетонирования хорошее… Новый мост построен по проекту инженера А.Гавриленко».
Остатки старой дамбы, построенной в конце XIX века, до сих пор можно видеть чуть левее (при движении из центра города) от проезжей части. В настоящий момент на ней расположены сооружения «Казметростроя».
Завершение строительства нового моста намечено на май 2014 года. Разумеется, старого моста к тому времени уже не будет…