«Новый клуб» и неизменно новые надежды

С бывшим «Новым театром», или правильнее «Новым клубом», связано немало важных вех в истории Казани. Одна из них – провозглашение Татарской республики, состоявшееся в этом доме №13 по улице Лядской (ныне Горького) 25 июня 1920 года.

С этим домом связано немало важных вех в истории Казани

С бывшим «Новым театром», или правильнее «Новым клубом», связано немало важных вех в истории Казани. Одна из них – провозглашение Татарской республики, состоявшееся в этом доме №13 по улице Лядской (ныне Горького) 25 июня 1920 года.

Гораздо более известен «Новый клуб» тем, что он стал надежным пристанищем татарского театра.

Как известно, история национального театрального искусства началась на заре прошлого века с организации труппы «Сайяр». Руководил ею Габдулла Кариев. До революции театр не имел своего помещения и, естественно, не финансировался государством. Спектакли «Сайяра» проходили первоначально в небольшом здании купеческого клуба «Шарык» («Восток»), куда съезжалась вся прогрессивная молодежь и интеллигенция города.

В то время на сцене играли только мужчины. Одной из первых женщин, осмелившейся нарушить законы шариата и выйти на театральные подмостки, была актриса Сагибджамал Гиззатуллина-Волжская, которую поэт Габдулла Тукай назвал «солнцем татарской сцены». Это произвело в Казани взрыв эмоций. Женщина, которая не должна была обнажать свое лицо, вдруг оказалась на сцене. Возмущению мусульманского духовенства не было предела, и двенадцать мулл Казанской губернии направили властям жалобу-протест. После этого татарский театр в Казани закрыли. Правда, лишь формально. Труппа продолжала существовать, хоть и переживала нелучшие времена.

Как оказалось, своего помещения театр лишился до конца 1920 года. Именно тогда он въехал в «Новый клуб», где и располагался вплоть до 1986-го, когда для него было отстроено новое современное здание на улице Татарстан. Сегодня театр носит имя Галиаскара Камала – классика татарской драматургии. Он одновременно был организатором, драматургом и актером. 22 декабря 1906 года Камал осуществил первую постановку пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя»). Известно, что эта дата и считается официальным днем рождения татарского профессионального театрального искусства.

Накануне и после революции здесь работали Кариев, Камал, Тинчурин,  Гиззатуллина-Волжская, Наджми… …а сегодня это памятник истории и живой музей  татарского театра

В 1987-м в бывший «Новый клуб» въезжает Татарский государственный театр драмы и комедии им.Тинчурина, биография которого не менее ярка и своеобразна. Как известно, возник он по призыву I Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе Карима Тинчурина как филиал Татарского академического театра. С тех пор коллектив прошел непростой путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, театра драмы и комедии.

Первым его спектаклем стала пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми «Семья дедушки Булата», поставленная в ноябре 1933 года в селе Шали Пестречинского района. Основу труппы в то время составляли известные артисты академического театра, такие как Гульсум Болгарская, Зариф Закиров, Ибрагим Шагдалеев, Мазит Ильдар, а также Азаль Ягудин, Гульсум Камская, Бибинур Галиуллина, Газиз Гиматов, Марьям Рахматуллина, Хан Исмагилов и другие.

Что касается самого здания, то построено оно в 1913 году по проекту архитектора Фердинанда Амлонга и является историческим памятником. Дом двухэтажный, сложный в плане, выполнен в неоклассических формах. Вход в вестибюль выделен башенкой, перекрытой изящным сводом и причудливым кованым навесом.

Помимо «Сайяра», здесь когда-то ставили спектакли еще две татарские труппы – «Нур» и «Анг». В настоящее время во флигеле театра работает музей Салиха Сайдашева, который жил и работал в этом доме с 1928-го по 1954 год.

 

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Столичный, провинциальный и… казанский

В дореволюционных газетах часто писали, что в России есть театр столичный, есть провинциальный, а есть – казанский. Действительно, со сцены в Казани на столичную сцену шагнули многие корифеи русского театра. Среди самых громких имен – Щепкин и Шаляпин.

Начало театрам в Казани положила архиерейская школа, которая возникла при Федоровском монастыре, на месте нынешнего НКЦ «Казань». В 1728 году ученики школы начали давать спектакли по библейским сюжетам.

Эстафету продолжили учащиеся первой казанской мужской гимназии. В 1760 году ее директор Веревкин создал театральный коллектив. В его постановках иногда принимали участие и светские люди города, любители театра. В 1767 году школьный гимназический спектакль по случаю пребывания в Казани с большим удовольствием посмотрела Екатерина Великая. В 1791 году в Казани был Павел I, и ему давали представление в губернаторском дворце. Представление давал помещик П.Есипов со своими дворовыми артистами.

Тогда-то и возник разговор о профессиональном театре. Обратились за разрешением в столицу, и в 1791-м было получено разрешение на открытие городского театра. В 1804 году Есипов построил деревянный театр на месте сегодняшнего оперного. Театр просуществовал десять лет, и после смерти основателя его разобрали, а спектакли труппа стала давать в частных особняках.

В 1833 году за театр берется город, новое здание возводится на месте нынешней площади Свободы. Театр возникает как антрепризный. Его здание часто горело. Но его постоянно обновляли. Пока не построили каменный, отлично оснащенный. Говорят, по роскоши он из провинциальных театров уступал только одесскому и варшавскому.

Здание просуществовало до 1919 года, пока очередной пожар не уничтожил его практически полностью.

Андрей ЛЕБЕДЕВ.

Фото Алексея НАСЫРОВА, из архива редакции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще