Тот, кто Казань сравнил с Афинами

Это сегодня двор главного здания Казанского федерального университета навевает покой и умиротворение. А когда-то жизнь здесь бурлила – все-таки самое сердце вечно юной альма-матер…

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Державина и Казанский университет неразрывно связывали обоюдное стремление к Его величеству Просвещению

Это сегодня двор главного здания Казанского федерального университета навевает покой и умиротворение. А когда-то жизнь здесь бурлила – все-таки самое сердце вечно юной альма-матер…

Именно на этом месте и решено было установить памятник поэту, видному общественному деятелю и первому министру юстиции России Гавриле Державину. Место для монумента – полукруглую площадку перед анатомическим театром – выбрал лично император Николай I.

Судьба памятника, как, собственно, судьба его героя, непростая. Впервые предложение увековечить память Державина прозвучало через считанные недели после его смерти – в сентябре 1816 года на чрезвычайном публичном собрании казанского общества любителей отечественной словесности. Его председатель напомнил собравшимся, что Державин до конца дней своих продолжал интересоваться жизнью родной Казани, вел переписку с поэтом Владимиром Панаевым и профессором Казанского университета Григорием Городчаниновым. А незадолго до смерти в одном из писем Державин писал: «Казань, мой отечественный град, с лучшими училищами словесности сравнится и заслужит, как Афины, бессмертную себе славу»…

Однако первый проект памятника был подготовлен только через 14 лет местным архитектором Львом Крюковым, да и тот забраковала Императорская академия художеств. Еще через год академия рассмотрела и одобрила новый вариант памятника. Император Николай I объявил по всей России сбор добровольных пожертвований на его сооружение. Однако любовь народа к поэту оказалась настолько велика, что денег было собрано намного больше необходимого, и проект решили улучшить.

Академия художеств получила от императора поручение об открытии конкурса «для сооружения памятника Державину». Из трех представленных лучших вариантов Николаю I больше всего понравился совместный проект академика Тона и скульптора Гальберга.

Доставляли памятник в Казань по частям. В 1843 году из Санкт-Петербурга были высланы каменные части, три года спустя – металлические. Собрать воедино все элементы монумента удалось только весной 1847 года, так что отлитая на лицевой стороне пьедестала надпись «Г.Р.Державину. 1846» оказалась просроченной, а на всеобщее обозрение памятник был выставлен уже в августе.

Поэт изображен в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой. В правой руке Гаврила Романович держит перо, левой поддерживает лиру. На правом барельефе Державин «декламирует» оду «Фелица», а три обнаженные грации внимают ему. Тыльную часть постамента украшают фигуры Дня и Ночи – некий образ Вселенной, воспетой литератором в одной из его од.

Монумент простоял во дворе университета двадцать лет и три года, после чего по инициативе губернского земства и опять же на средства, собранные «по добровольной подписке», его перенесли на Театральную площадь.

Как известно, дальнейшая участь бронзового Державина печальна – советской власти памятник придворному поэту оказался неугоден. В марте 1918 года фигуру поэта низвергли с постамента, чтобы установить на его месте гипсового Емельяна Пугачева. Старый монумент, как написала предшественница «РТ» – газета «Знамя революции», переплавили в мастерской трамвайного депо на нужды «строительства социализма».

В 2003 году справедливость восторжествовала. У входа в Лядской сад, что на пересечении улиц Горького и Щапова, был торжественно открыт памятник великому поэту – точная копия прежнего.

Незадолго до смерти в одном из писем Державин написал: «Казань, мой отечественный град, с лучшими училищами словесности сравнится и заслужит, как Афины, бессмертную себе славу».

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще