Как ни странно, роскошный доходный дом для его дореволюционных владельцев оказался убыточным
Один из самых любимых и долгожданных (с точки зрения возрождения, конечно) памятников истории и архитектуры для казанцев и гостей столицы – Александровский Пассаж на улице Кремлевской. Многие из нас не прочь прогуляться по внутреннему холлу этого роскошного здания…
Пассаж был построен на деньги купца Александра Александрова – человека весьма тщеславного и деятельного. Он вложил в проект будущего доходного места астрономическую по тем временам сумму – 800 тысяч рублей, что составило львиную долю его состояния.
Открытие Пассажа состоялось в ноябре 1883 года. Кроме архитектурной изысканности, Пассаж был призван покорить казанскую публику букетом новшеств. Парижскими новинками оказались стеклянное покрытие внутреннего двора, воздушное отопление, лифт, бывший тогда в диковину… Многие жители Казани приходили сюда, чтобы увидеть невиданное зрелище – «свет без свеч». Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии.
Удивительно, что в конкурсе проектов победили молодые выпускники Петербургской академии художеств во главе с Поздеевым и Сусловым. Последнему тогда было всего 22 года. Им и доверили стройку. Руководил же ею старший и более опытный сокурсник Суслова – архитектор Генрих Руш.
Увы, Пассаж оказался функционально отнюдь не выгодным предприятием. Его содержание влетало в копеечку, а потому с мечтой окупить затраты пришлось расстаться. Архитектурный шедевр превратился для владельца в бесконечную головную боль. Вскоре Александров продал Пассаж своей сестре – вдове-генеральше Ольге Александровой-Гейнц.
Сначала вдова хотела передать здание под научно-промышленный музей, однако оно оказалось для этого непригодным «по расположению и величине квартир». Коллекции Андрея Лихачева и другие собранные для музея экспонаты поселились в Гостином дворе. А Пассаж так и остался доходным домом.
Помещения в нем арендовали магазины, мастерские, конторы. Одно время на третьем этаже работала типография Харитонова, а с декабря 1908 года в этом помещении вятский гражданин Гирш Розенберг устроил электротеатр «Пассаж». По изяществу обстановки его называли «жемчужиной Казани». «Последнее слово техники – гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», – так писали о театре городские газеты.
Кроме того, до революции в Пассаже работал известный ресторан «Пале де Кристаль». Наши современники наверняка помнят его преемника – кафе «Отдых», вход в которое был со стороны улицы Ленина. В здании также находились жилые помещения. Во время Великой Отечественной войны Пассаж принял под свои стеклянные своды сотни эвакуированных.
С 1930 года в Пассаже работал детский кинотеатр «Пионер». 28 апреля 1977 года здание обрушилось как раз в месте, где он располагался. По счастью, это случилось ночью, когда там никого не было. А через несколько дней ушла под землю часть стены Черноозерского блока.
Существует немало версий, почему это произошло. Кто-то винит карстовые породы, кто-то – подземный ход из Кремля, который якобы обвалился. Есть мнение, что виноваты подземные воды, которые после того, как засыпали Черное озеро, стали искать новые пути. Однако специалисты Казанского треста инженерно-строительных изысканий, исследовавшие объект, обратили внимание на подвальные помещения здания, которые, как оказалось, постоянно затапливало с 1950х годов.
В настоящее время в Пассаже ведутся вялотекущие восстановительные работы. С уверенностью можно сказать лишь, что один из главных архитектурных памятников Казани удалось сохранить. Остается надеяться, что, как и в прежние времена, Пассаж еще будет местом паломничества любителей казанской старины.