История и современная жизнь древнего села
Спасский район. Апрель. На полях, еще как будто не тронутый весенним солнцем, лежит снег. Большой снег. А память возвращает меня в прошлогодний июль. Жара в разгаре. За окном автомобиля – поникшая высохшая нива…
Как же природа истосковалась по настоящей влаге, по хорошему проливному дождю, но дожди в республике, да и то скудные, начались лишь ближе к осени…
ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ЮРТКУЛЕЙ
Вместе с руководителем аппарата администрации Спасского района Мансуром Гиматдиновым едем в село Средний Юрткуль – одно из наиболее отдаленных в районе (55 км от Болгара), расположенное на границе с Ульяновской областью.
– Дало нам прикурить нынешнее лето, – жалуется Мансур Саидгараевич, – страшная сушь кругом, в лес не зайти, с урожаем совсем плохо…
За разговорами о жаре и ее последствиях незаметно подъезжаем к селу. Оно спряталось в зеленой низине между двумя овальными водоемами. Рек здесь нет, и эти два источника влаги единственные, один из них используется в питьевых целях, потому в нем купаться запрещено.
Мансур Саидгараевич с гордостью отметил, что Средний Юрткуль – одно из древних поселений Закамья – стал родоначальником множества других Юрткулей. Например, в Спасском районе расположены Степной и Подлесный Юрткули, а в соседней Ульяновской области есть еще Русский, Мордовский, Базарный. Был еще и Грибной Юрткуль, в простонародье Грибовка. Кстати, все Юрткули дружат между собой, их жители нередко приезжают друг к другу в гости, устраивают спортивные состязания. И если команде из Русского Юрткуля нет равных в волейболе, то среднеюрткулевцы лучше всех в лыжных гонках.
Официально считается, что Средний Юрткуль основан в XVII веке. Но люди здесь начали селиться гораздо раньше. Местные краеведы трактуют название «юрткуль» как юрта (или дом) у озера. Можно предположить, что именно таким образом и возникло само поселение на берегу водоемов (скорее всего, карcтового происхождения, с активной подпиткой подводными ключами) – ведь древние люди располагали свои жилища непосредственно у воды, дающей жизнь.
Первым делом мы отправились в местную школу, расположенную на возвышенности, или просто наверху – так здесь все говорят. Оттуда все село, накрытое шапкой безоблачного синего неба, как на ладони.
ШКОЛА ИМЕНИ РАШИДА ХАСАНОВА
Школа в Среднем Юрткуле носит имя Рашида Абдуллазяновича Хасанова, который работал здесь директором с 1949 по 1980 год, построена она по его инициативе в 1965 году. Сегодня здесь директорствует Мансур Рашидович Хасанов, выпускник физмата Казанского педуниверситета. Он признался, что просто обязан был принять эстафетную палочку из рук своего отца и возглавить школу после того, как тот отошел от дел.
– Во времена детства моего отца, еще до войны, средней школы в нашем селе не было, только начальная, – рассказывает Мансур Хасанов. – Отец сызмальства мечтал о профессии учителя – самой почитаемой на селе. Поэтому поступил в педучилище в старом Спасске (этот город в середине 50-х годов оказался на дне Куйбышевского водохранилища, а его жители переехали в Болгар), потом начал учительствовать.
С 1943-го Рашид Хасанов на фронте – воевал танкистом. Участник боев на Курской дуге, дошел до самого Берлина, где и встретил долгожданную Победу. И почти сразу был отправлен домой, на трудовой фронт – в ту пору в ходу было указание Сталина о срочной демобилизации из армии всех учителей.
В видавшей виды гимнастерке, со знаками боевого отличия на груди вошел в сентябре 1945 года в класс новый учитель. Он сразу же стал всеобщим любимцем, местные мальчишки буквально боготворили своего наставника, гордились его славным прошлым, с интересом слушали рассказы о войне и подвигах советских танкистов. Чувствуя необходимость в новых знаниях, Рашид Хасанов поступил заочно на исторический факультет Казанского госуниверситета, успешно его окончил.
В послевоенное время школа в Среднем Юрткуле располагалась в старом деревянном здании, а учеников было много, до трехсот доходило. И появилась у Рашида Абдуллазяновича мечта – построить новую школу, и не где-нибудь, а на возвышенности, чтобы все село было видно. Не сразу эта мечта реализовалась, пришлось немало походить по инстанциям, пробивая финансирование, организовывая строительство. В нем участвовали три колхоза: имени Чапаева, имени Тельмана и «Кзыл-Юлдуз». Уже давно нет этих хозяйств, а школа стоит. Правда, учащихся в ней немного – всего шестьдесят один.
— И, похоже, в ближайшие годы пополнения ждать неоткуда, – с грустью констатирует глава Среднеюрткульского сельского поселения Исмагил Гилазов, выпускник этой школы. – Молодых семей практически не осталось, уже три года у нас не рождаются дети, в селе полно пустых домов. Это очень огорчает. Ведь земля у нас богатая, красивая, жалко, пропадает. В 60-е годы, когда мы были детьми, в Юрткуле был сильный колхоз имени Чапаева. Мне немного довелось поработать в его системе экономистом. Помню, одних только дойных коров в колхозе насчитывалось пятьсот голов. Сейчас на селе правят всем инвесторы, у нас это «Булгар-арыш». Народ же в основном перебивается самозанятостью. Несколько десятков семей закупили на откорм молодняк, выращивают бычков на мясо. Каждый день приезжают закупщики молока из Ульяновской области – здесь рядом. Примечательно, что сегодня в Юрткуле производят молока даже больше, чем в былые, самые лучшие колхозные времена!
ПОТОМКИ РОДА УТЯКА
Трудно поверить, что когда-то Юрткуль окружали густые леса – сейчас вокруг лишь безбрежные степные просторы, перемежающиеся холмами. Возле школы растет несколько крепких красавцев дубов. Это все, что осталось, как сообщил Мансур Хасанов, от некогда шикарной дубравы. Во время войны дубовый лес нещадно вырубался жителями, потому что зимой нечем было топить. Свою лепту в уничтожение дубравы внесли лютые морозы 1979 года, пострадали деревья и от вредителей. Ведь это только внешне дубы – богатыри, на самом деле в нашем климате они очень уязвимы. Так что теперь Средний Юрткуль может похвастать лишь одинокими экземплярами, да и те не в лучшей форме – сохнут дубы, просят помощи у человека.
– Поверите ли, когда-то на нашей земле мамонты водились, – сообщил Мансур Хасанов и показал в школьном музее уникальный экспонат – кость (вернее, косточку) мамонта, которую нашли в овраге неподалеку от села. Ее принадлежность древнему животному подтвердили ученые.
Слово за слово, разговор пошел о родословных. Мансур Хасанов и Исмагил Гилазов (они троюродные братья) – коренные юрткулевцы, здесь родились и прожили жизнь их родители, а также деды и прадеды. Мансур Гиматдинов, проживающий нынче в Болгаре, также в родственных отношениях с названными товарищами – его отец родом из Среднего Юрткуля.
И тут голос подал один из членов нашего журналистского десанта – Рафаэль Миргазизов, историк по образованию, в последнее время увлеченно занимающийся восстановлением своей родословной. Он заявил, что вроде как бы тоже не чужой в Юрткуле, а может, даже и родственник всем трем вышеназванным мужчинам. И стали они вчетвером выстраивать линию родства, рисовать генеалогическое древо.
Есть такой известный татарский историк – Марсель Ахметзянов, автор книги «Родословная татар». В ней собраны многие татарские родословные, самыми именитыми названы роды Ростмохамата и Утяка.
Так вот, родословная Утяка была введена в научный оборот в конце XIX века, когда на территории нынешнего Зеленодольского района был обнаружен надгробный камень. На нем арабским шрифтом была расписана вся родословная Утяка (утиг, утигур – одно из древних булгарских племен).
Корни этого рода уходят в Спасский район, в село Юрткуль, по всей видимости, Утяк там и родился. У него были сын Альмет, внук Якуп, правнук Джафар. Известно, что последний в 1700 году переехал из Юрткуля (прежде это поселение носило название Акма Елга) в Юртыш (ныне Высокогорский район Татарстана). Так вот, у Джафара было пятеро сыновей. Младший из них остался в Юрткуле, в родовом гнезде – по мусульманским обычаям младший сын живет в доме отца, на родине предков. Он там служил имамом. Таким образом, Мансур Хасанов, Исмагил Гилазов и Мансур Гиматдинов – возможно, потомки младшего сына Джафара. Другой же его сын – Сайфулла, обосновавшийся в Заказанье, стал родоначальником еще одной ветви Утяка, к которой принадлежит Рафаэль Миргазизов.