Первый в истории космический полет женщины длился двое суток 22 часа 50 минут
Снимок, открывающий очередную подборку материалов о 50-летии гагаринского старта, один из первых, на котором рядом с прославленными космонавтами запечатлена их коллега-женщина.
Фотография сделана корреспондентами ТАСС на митинге, посвященном встрече космонавтов Валентины Терешковой и Валерия Быковского, возвратившихся в Москву после полета на орбиту Земли. Митинг проходил на Красной площади, а виновники торжества вместе с товарищами, уже слетавшими в космос, заняли почетнейшее по тем временам место на трибуне мавзолея Ленина – обычно там стояли только руководители государства.
Но в тот июньский день 1963 года первыми лицами страны была именно эта великолепная шестерка.
Конечно, москвичи в первую очередь приветствовали Валентину Терешкову и Валерия Быковского. Их полет был необычен тем, что находились они в разных космических кораблях. «Восток5» с Быковским на борту стартовал 14 июня, а «Восток6» с первой в мире женщиной-космонавтом вышел на орбиту 16 июня. Почти трое суток космический тандем накручивал витки вокруг нашей планеты, поддерживая радиосвязь с Центром управления полетами.
Примечательно, что тогда в космических переговорах впервые прозвучал позывной женского рода – «Чайка». До этого были «Кедр» Гагарина, «Орел» Титова, «Сокол» Николаева, «Беркут» Поповича, «Ястреб» Быковского.
Василий НЕМИРОВ
А портрет-календарик сохранился
В 1983 году издательство газеты «Труд» тиражом 50 тысяч экземпляров выпустило серию карманных календарей с картинами народного художника РСФСР Александра Шилова, в числе которых был и портрет Юрия Гагарина «Сын Родины».
Среди прочих работ «салонного» мастера кисти эта выделялась непосредственностью, простотой и человеческим обаянием. Художник словно уловил момент зарождения знаменитой гагаринской улыбки, ее предчувствие, начало. В свет календари вышли спустя 15 лет после гибели Юрия Алексеевича, когда образ первого космонавта планеты в памяти многих уже поблек и поистерся. Уже сам этот факт превратил мини-календарь не только в желанный сувенир, но и редкую коллекционную ценность.
Признаюсь, раздаривая их направо и налево, я не заметил, что у меня самого не осталось ни одного! Тем более неожиданной и трогательной стала находка экземпляра, который вы видите на снимке. Случилось это 26 лет спустя при необычных и весьма грустных обстоятельствах.
Предыстория такова. В 1984 году, заглянув на свою малую родину, я обнаружил там последнего из ее могикан – заросшего пегой бородой, с голой, словно репа, головой, мужичка неопределенного возраста. Жил он отшельником в единственном, сохранившемся от всей деревни доме у края елового оврага, и зрелище являл собой весьма жалкое и дикое. В общем, Агафья Лыкова, только с бородой. Никакой социальной поддержки от государства не имел, хотя в свое время работал в колхозе и пастухом, и конюхом. Кормился тем, что косил летом траву, сушил ее, копнил, а потом продавал сено державшим домашний скот жителям райцентра. Как выяснилось в разговоре, лет ему 50, а зовут его Юрием, по батюшке Алексеевичем. Ну, грех было не вручить ему фирменный календарь с портретом его космического тезки!
Минувшей осенью я снова оказался здесь. Еще с шоссе, увидев знакомый дом, заподозрил неладное: вид у него был заброшенный, явно нежилой. Подойдя ближе, уже не сомневался, что переночевать мне будет негде: входная дверь нараспашку, расхристанные оконные рамы провисли в петлях, крыльцо поросло репейником и крапивой. С тяжелым чувством шагнул через порог и… чуть не рухнул вниз! Половые доски были выпилены, русская печь разобрана на кирпичи, кругом мусор, тряпье – крепкий, ухоженный дом бомжи изгадили до невозможности. Нетронутым выглядел лишь семейный «фото-стенд» на стене – непременный атрибут всякой деревенской избы. Правда, стекло в раме было разбито, и фотографии свернулись, словно чипсы. И вдруг за уцелевшим уголком стекла я увидел родной «трудовский» календарик! За четверть века Гагарин ничуть не пострадал, разве что чуть выцвел.
Такой вот «привет» оставил мне бывший владелец дома. Где он сейчас, Юрий Алексеевич с елового оврага? Умер или коротает остаток жизни в прибежище для одиноких престарельцев? И спросить не у кого…
Евгений УХОВ