Каким мы помним тот день

Продолжаем рубрику, приуроченную к 70-летию начала Великой Отечественной войны

Продолжаем рубрику, приуроченную к 70-летию начала Великой Отечественной войны

МОЙ МИЛЫЙ, ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ!

Не могу без слез слушать эту песню в исполнении Валентины Толкуновой. Она будто про моих родителей, которые тоже могли остаться такой красивой парой, если б не было войны.  Единственное, что осталось от их большой,  скоротечной любви, – это я, хотя отец обо мне так и не узнал.

Родилась я вечером 22-го июня 1941 года. Произойти это должно было только в августе, но у матери начались преждевременные роды, как только она услышала по радио сообщение об объявлении войны. Дело в том, что ее муж  капитан Красной Армии Павел Семушкин только что отбыл к новому месту службы – последнее письмо от него она получила из Бреста. Сообщение Левитана, что фашистские войска атаковали наши западные границы на всем их протяжении, так ее потрясло, что она впала в истерику, рыдала, причитала, у нее начались схватки. Я родилась слабой и болезненной, к тому же у матери, после того как пришло извещение о гибели мужа, пропало молоко.

По ее словам, у них с отцом  была настоящая и в чем-то даже романтическая любовь. Познакомились они в 1937 году на танцплощадке в городском парке: она училась в Казанском педагогическом институте, он – в КАИ. Был он  высокий, видный, да и на маму многие заглядывались. На каникулы она уехала к родителям в деревню на Волге, и Павел, который занимался в аэроклубе, при малейшей возможности старался пролететь над ее домом – даже сбрасывал вниз камушки, обернутые в любовные записки. Правда, до адресата дошла только одна, которая упала  в огород. После института он получил назначение в Пермскую область, где у него намечались неплохие перспективы – ему обещали высокооплачиваемую работу, служебную квартиру. Он уговаривал маму поехать вместе с ним, но она не могла оставить больного отца-вдовца и двух малолетних братишек.

Молодого талантливого специалиста вскоре направили в армию. Мама получала от него письма из разных городов Советского Союза, а осенью 1940-го он вырвался к ней в краткосрочный отпуск. Всю неделю они не расставались ни на час, а на седьмой день пошли в загс. Впереди у него были еще два года службы и целая жизнь!

Но все оказалось совсем не так. Их счастливая жизнь уложилась в одну-единственную неделю. Да и служить ему оставалось меньше года – он погиб в первый же день войны. Мы потом ездили в Брест, насыпали в платок горсть земли с братской могилы – эта земля и сейчас хранится в доме, как урна с прахом. Мама так и осталась вдовой, одна воспитывала меня: я часто и подолгу болела и едва не умерла – сказались последствия тяжелых преждевременных родов в тот страшный июньский день.

Я не люблю свой день рождения и практически никогда его не отмечаю, хотя мама, пока была жива, этого не одобряла. Но какое может быть веселье в день гибели отца?  Ах,  если б не было войны…

Елена МИХЕЕВА

ОТКЛИКНИТЕСЬ, СВИДЕТЕЛИ!

В годы Великой Отечественной войны под Чистополем базировался 18-й запасной бомбардировочный авиаполк 8-й запасной авиабригады Военно-воздушных сил Красной Армии. 19 января 1943 года в авиакатастрофе близ местного села Красный Ключ погиб экипаж пикирующего бомбардировщика По-2 этого авиаполка.

Поисковикам удалось установить имена разбившихся летчиков. Это пилот Михаил Маркович Криничный, 1921 года рождения; стрелок-радист Сергей Ефремович Иванов, 1920 г.р., и стрелок-бомбардир Владимир Кириллович Ванифатов (дата рождения неизвестна). Все – в звании сержанта. Захоронены они были в братской могиле в районе аэропорта на опушке леса. В настоящее время это место оказалось в глубине густой лесопосадки.

Рядом находится еще одно захоронение. К сожалению, табличка с именем бойца, нашедшего тут вечное пристанище, потускнела, содержащаяся на ней информация неразборчива. В могиле захоронен пилот, фамилия которого предположительно Миронченко (или Мирошниченко).

Возможно, еще живы бывшие работники аэропорта, вольнонаемные 18-го запасного авиаполка или их родственники, которые располагают соответствующими сведениями или документами. Местные поисковики-следопыты обращаются к читателям «РТ»: просьба дать знать о себе, поделившись подробностями. Адрес – в редакции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще