Место прогулки с видом на театр

Затвор своего фотоаппарата автор старого снимка нажал с крыши здания Дворянского собрания, нынешней Казанской ратуши.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

В дореволюционной Казани Державинский сад был излюбленным парком горожан

Затвор своего фотоаппарата автор старого снимка нажал с крыши здания Дворянского собрания, нынешней Казанской ратуши. Тема зарисовки – излюбленная для художников того времени. Это Державинский сад, один из самых живописных и благоустроенных городских парков.

До революции он фактически составлял единое целое с соседними Николаевским (ныне Ленинским) и Черноозерским садами, образуя вместе с ними обширные зеленые «легкие города». Однако в отличие от соседних парков Державинский сад был огорожен и считался вотчиной аристократических сословий. Оборванцам вход сюда был заказан.

У профессора Николая Загоскина в «Спутнике по Казани» читаем: «Державинский сад… разведен в 1871-1872 годах, на пустом и пыльном плацу, служившем прежде местом воинских учений. В северном конце сада, как раз против здания городского театра (сгорел в годы Гражданской войны. – А.Л.), находится памятник знаменитому казанскому уроженцу, поэту Державину. В саду за 25 лет его существования прекрасно разросшемся и являющемся, в противоположность демократичному Черному озеру, излюбленным местом вечерних гуляний избранной казанской публики, имеются фонтан и беседка с продажею минеральных вод и кумыса. Во время научнопромышленной выставки 1890 года в этом саду помещались некоторые ее

отделы и выставочный ресторан».

Краевед Мансур Лисевич уточняет, что возле «бакыр­бабая» (потатарски «медного дедушки»), как называли мусульмане памятник Гавриле Державину, горожане часто назначали друг другу свидания. Установлен на этом месте памятник был еще в 1870 году, еще до того, как разбили сад. Постамент с великим земляком перенесли сюда, как известно, со двора Казанского университета, где его торжественно открыли в 1847м в честь столетия именитого поэта и государст­венного мужа.

После Октябрьской революции фигуру барина Державина с постамента «свергли», заменив ее гипсовым изображением нового героя эпохи – бунтаря Емельяна Пугачева. Из Державинского сад превратился в Пугачевский. Правда, он быстро пришел в упадок, поскольку былого присмотра за парком уже не было. Вот почему власти без сожаления отдали его под большое строительство. В 1936 году здесь заложен фундамент нового оперного театра. Однако в планы его возведения вмешалась начавшаяся Великая Отечественная война – стройка была надолго заморожена.

Здание театра появилось лишь в 1956 году. Разработка проекта была выполнена двумя десятками лет ранее московским архитектором Н.Скворцовым. Он погиб на фронте, и его преемником был назначен Исмагил Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, тот предложил новое оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (восемь колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный второй этаж) и национального орнамента.

Здание Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля по праву считалось (и остается таковым) одним из лучших сооружений советской архитектуры, поражая своим изяществом и элегантностью. Накануне тысячелетия Казани проведена его капитальная реконструкция.

На заднем плане дореволюционного снимка взору предстает другое величественное сооружение – Воскресенский собор. Располагался он на одноименной улице (ныне Кремлевской) на месте нынешнего корпуса химфака КФУ. Уничтожен в 1932 году.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще