В дореволюционной Казани Державинский сад был излюбленным парком горожан
Затвор своего фотоаппарата автор старого снимка нажал с крыши здания Дворянского собрания, нынешней Казанской ратуши. Тема зарисовки – излюбленная для художников того времени. Это Державинский сад, один из самых живописных и благоустроенных городских парков.
До революции он фактически составлял единое целое с соседними Николаевским (ныне Ленинским) и Черноозерским садами, образуя вместе с ними обширные зеленые «легкие города». Однако в отличие от соседних парков Державинский сад был огорожен и считался вотчиной аристократических сословий. Оборванцам вход сюда был заказан.
У профессора Николая Загоскина в «Спутнике по Казани» читаем: «Державинский сад… разведен в 1871-1872 годах, на пустом и пыльном плацу, служившем прежде местом воинских учений. В северном конце сада, как раз против здания городского театра (сгорел в годы Гражданской войны. – А.Л.), находится памятник знаменитому казанскому уроженцу, поэту Державину. В саду за 25 лет его существования прекрасно разросшемся и являющемся, в противоположность демократичному Черному озеру, излюбленным местом вечерних гуляний избранной казанской публики, имеются фонтан и беседка с продажею минеральных вод и кумыса. Во время научнопромышленной выставки 1890 года в этом саду помещались некоторые ее
отделы и выставочный ресторан».
Краевед Мансур Лисевич уточняет, что возле «бакырбабая» (потатарски «медного дедушки»), как называли мусульмане памятник Гавриле Державину, горожане часто назначали друг другу свидания. Установлен на этом месте памятник был еще в 1870 году, еще до того, как разбили сад. Постамент с великим земляком перенесли сюда, как известно, со двора Казанского университета, где его торжественно открыли в 1847м в честь столетия именитого поэта и государственного мужа.
После Октябрьской революции фигуру барина Державина с постамента «свергли», заменив ее гипсовым изображением нового героя эпохи – бунтаря Емельяна Пугачева. Из Державинского сад превратился в Пугачевский. Правда, он быстро пришел в упадок, поскольку былого присмотра за парком уже не было. Вот почему власти без сожаления отдали его под большое строительство. В 1936 году здесь заложен фундамент нового оперного театра. Однако в планы его возведения вмешалась начавшаяся Великая Отечественная война – стройка была надолго заморожена.
Здание театра появилось лишь в 1956 году. Разработка проекта была выполнена двумя десятками лет ранее московским архитектором Н.Скворцовым. Он погиб на фронте, и его преемником был назначен Исмагил Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, тот предложил новое оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (восемь колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный второй этаж) и национального орнамента.
Здание Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля по праву считалось (и остается таковым) одним из лучших сооружений советской архитектуры, поражая своим изяществом и элегантностью. Накануне тысячелетия Казани проведена его капитальная реконструкция.
На заднем плане дореволюционного снимка взору предстает другое величественное сооружение – Воскресенский собор. Располагался он на одноименной улице (ныне Кремлевской) на месте нынешнего корпуса химфака КФУ. Уничтожен в 1932 году.