Своеобразной визитной карточкой сельского благополучия можно назвать поселок Лесхоз в Сабинском районе: и ухожен, и чист, и дома с приусадебными участками добротны. В этом населенном пункте есть все, что необходимо для комфортной жизни: школа, магазины, поликлиника, детский сад, Дом культуры, Музей леса, замечательный дендросад, спорткомплекс “Нарат” с ледовой площадкой, популярный у детворы картодром и даже благоустроенный пляж на берегу пруда, оборудованный кабинками для переодевания. Село газифицировано (одним из первых в районе), снабжено водопроводом, дороги заасфальтированы – так что ни тебе деревенской пыли или грязи, все как в городе. Но при этом вокруг вековой здоровый лес шумит, словно песни поет. В общем, не село – картинка.
А вот Зоя Мугтасимова, которая приехала сюда в начале 80-х годов прошлого века, помнит Лесхоз совсем другим.
– Дорог не было. По осени и по весне грязь непролазная, так что без резиновых сапог на улицу не выйдешь, – вспоминает Зоя Хасановна. – Это сейчас местные девчонки в любую погоду каблучками по асфальту цокают, а мы только вздыхали по модным сапожкам да туфелькам. Справедливости ради замечу, что в ту пору поселок уже был обжит, местный леспромхоз, которым с 1962 года руководил Нургали Минниханов, слыл в республике крепким середняком.
Зоя Хасановна любит неспешно пройтись по улице, любуясь уютом, вековыми соснами-защитницами, окружившими поселок. Она приветливо здоровается с односельчанами, интересуется самочувствием ветеранов. Вот и родное правление Сабинского лесхоза, в котором заслуженный экономист РТ Мугтасимова работает уже тридцать лет. Прежде чем открыть дверь и подняться на второй этаж в свой кабинет, Зоя Хасановна нередко подойдет к красивому памятнику, на котором изображен заслуженный лесовод России и Татарстана, лауреат Государственной премии РТ Нургали Минниханович Минниханов, который в течение 28 лет возглавлял Сабинский лесхоз. Тихо вздохнет и мысленно скажет: “Видишь, Учитель, как мы жить-то стали, каких высот достигли. Ты был прав, когда говорил, что будет праздник и на нашей улице…”
Зоя Хасановна окончила в 1968 году экономический факультет Казанского сельхозинститута, многие годы работала по специальности. А тут мужа назначили директором школы в поселок Лесхоз.
– И вот с первого сентября 1981 года стала я работать главным экономистом в Сабинском леспромхозе. Сначала не соглашалась, чуть не плакала: как это я войду в дремучий лес после моих широких полей! Боялась, что не справлюсь, предприятие большое, а я про лес-то мало что знала. Но Нургали Минниханович успокоил: не переживай, мол, поработай с месяц, не получится – уйдешь. Вот до сих пор работаю… В ту пору в лесной отрасли было очень жесткое планирование. Приходилось заниматься определением плановой и фактической себестоимости затрат. Головы от бумаг не поднимала. Случались и курьезы. Помню, увидела на ассортименте надпись ЧМЗ (черновые мебельные заготовки). Но я тогда этой расшифровки не знала, зато знала, что есть трактор ЧТЗ. Ошибка? Уже хотела исправить в документах. Хорошо, не погнушалась у знающих людей переспросить. Очень быстро запомнила фамилии и имена всех работающих в леспромхозе, а их 800 человек, по документам. Помню, как-то Нургали Минниханович кого-то спрашивает, интересуется, а я одну фамилию называю, другую. Он удивляется: ты что, всех работников знаешь?
– В ту пору наш леспромхоз был на хорошем счету в республике, но отнюдь не лидером, – продолжает свой рассказ Зоя Хасановна. – А самым именитым в Татарии считался Камский леспромхоз в Мамадышском районе. Его директором был Иванов Юрий Захарович, крупный специалист лесного дела, он дружил с нашим директором. А я всегда завидовала их выпуску товарной продукции – на 8 миллионов тогдашних рублей! Хотела, чтобы и у нас был такой объем. Так вот Нургали Минниханович, услышав как-то мои причитания по этому поводу, по-отечески потрепал меня по плечу и уверенно произнес: “Погоди, не горюй, и мы еще будем лучшими”. Словно в будущее смотрел!
В 1917 году на месте нынешнего Сабинского лесхоза были организованы три самостоятельных лесничества: Симетское, Мешабашское и Ленинское, которые стали основой для создания в 1931 году Сабинского леспромхоза. Вот тогда-то и зародился в лесу новый поселок, ставший центральной усадьбой леспромхоза, и его не мудрствуя лукаво назвали Лесхозом. Первыми его строителями были жители расположенного неподалеку села Тимершик. В короткие сроки они возвели столовую, жилые дома. Вскоре сюда стали переезжать и люди из соседних деревень – они работали на лесоповале. Ох, и нелегкий это был труд! Все делалось вручную, основные инструменты на лесозаготовках – топоры да пилы. Но работа спорилась, поселок рос.
В годы Великой Отечественной войны, как известно, основным видом топлива в стране были дрова, и заготовкой древесины активно занимались жители Лесхоза. В это время здесь также изготавливались лыжи для фронта, ящики для мин и патронов, черенки для лопат. Все силы были направлены на выполнение заданий для фронта. А когда война наконец закончилась, лес настойчиво позвал к себе людей на помощь. Нужно было возрождать лесные массивы, организовывать лесную охрану, спасать лес от пожаров и других напастей, по-новому выстраивать производственный процесс.
В далеком 1962 году, зимой, семья Миннихановых с тремя ребятишками приехала в поселок Лесхоз. Глава семьи должен был возглавить Сабинский межлесхоз. Хозяйство считалось трудным и не очень перспективным. Первым делом новый директор взялся за наведение порядка на заснеженных лесных дорогах, без которых, сами понимаете, все производство останавливается. Затем решительно принялся развивать производство, внедрять новый способ прореживания лесных массивов. Однако, прежде чем этот метод признали в России передовым и достойным подражания, Нургали Минниханову немало упреков довелось выслушать. Но бывший моряк Тихо-океанского флота не привык пасовать перед трудностями. И все ради него – батюшки леса, ради края родного, каким стал для Нургали Минниханова и его сыновей окруженный со всех сторон густым лесом поселок Лесхоз.
– Когда 60 исполнилось, Нургали Минниханович ушел на пенсию, – вспоминает Зоя Хасановна. – Наверное, мог бы еще поработать. А вот решил – хватит, надо дать дорогу молодой смене. К тому времени его младший сын Раис уже работал у нас в лесхозе мастером, потом он окончил Марийский политехнический институт и возглавил Сабинский лесхоз. Десять лет стоял у его руля. К нам тогда еще присоединили Лубянский лесхоз-техникум, который был чуть ли не на грани развала. И Раис Нургалиевич Минниханов восстанавливал этот трудный участок, за два года справились. Он не только опытный лесовод, но и грамотный организатор. Не случайно уже многие годы успешно возглавляет Сабинский район. А вообще, благодатный наш край Сабинский, поселок Лесхоз сколько выдающихся людей республике подарил! Есть среди них и поэты, и композиторы, и художники, и педагоги, и врачи. А самая соль земли нашей, самый цвет ее – люди, посвятившие себя лесу. И таких в Лесхозе большинство.
…Стены актового зала административного корпуса Сабинского лесхоза украшают портреты уважаемых людей поселка, тружеников леса. Автор этих картин – талантливый художник Зуфар Гимаев. Вот кавалер ордена Ленина Нагимулла Шакиров, около сорока лет проработавший шофером. Равия Зиннатуллина на своем станке изготавливала замечательные товары народного потребления. Габдулхак Арсланов, Нурулла Гиззатуллин, Тагира Халикова, Рушания Гараева, Ахат Нафиков… Простые труженики из глубинки, ставшие героями нашего времени, прославившие сабинские леса на всю республику.