В десяти километрах от райцентра Пестрецы расположено одно из самых больших и старинных сел республики – Шали. Как явствует из архивных документов, этот населенный пункт известен еще со времен Казанского ханства. Сегодня здесь проживает более трех тысяч человек, и что интересно, количество жителей в последние годы не уменьшалось, как во многих других селах республики, а возрастало. Ну а если есть прирост, то это прежде всего говорит о стабильности жизненного уклада в данном селе.
А почему, собственно, в Шалях хорошо? Этот вопрос я задала Валентине Исаковне Урысовой, с которой мы вместе ехали в Шали (она заместитель главы администрации Пестречинского района, так что по долгу службы часто там бывает). И всю дорогу она рассказывала, какие трудолюбивые люди здесь живут и какая у жителей есть примечательная “фишка”, помогающая в любой ситуации быть “на коне”.
– Шалинцам, как никому в нашем районе, присущи самостоятельность и самодостаточность, – констатировала Валентина Урысова. – Не привыкли они рассчитывать на чужого дядю, только на свои руки. Про себя иной раз говорят: “Мы завистливый народ”. Но речь идет не о зависти с ее негативными последствиями, а о том, что любой шалинец из кожи вон вылезет, но не позволит себе жить хуже, чем сосед. Это, если хотите, своего рода соревнование, стремление к успеху и успешности. Я бы этот феномен назвала еще стержнем развития общества.
Ярким представителем такого “шалинского феномена” можно назвать Минзифу Хасанову – директора местной средней школы. В роли руководителя данного учебного заведения она всего несколько лет, а до этого более двух десятилетий проработала здесь же учителем татарского языка и литературы. Очень скромная, интеллигентная, дипломатичная, Минзифа Гильмеевна не стремилась в лидеры, хотя лидерство в ней было заложено еще с тех времен, когда она сама училась в шалинской школе. Не случайно в
60-е годы именно пионерке Минзифе доверили возглавить в селе движение “красных следопытов”. Ее включили в состав делегации учащихся района для поездки в легендарную Брестскую крепость, где в Великую Отечественную войну сражался Герой Советского Союза, уроженец Пестречинского района Петр Михайлович Гаврилов. А потом была поездка в Хатынь, после чего Минзифа стала мечтать о красивом добротном музее в родной школе. Чтоб не хуже, чем у других, а может, даже лучше.
Шли годы, казалось, когда до пенсии осталось совсем мало, можно больше внимания уделять дому, Минзифе Гильмеевне предложили возглавить школу.
– Я взвесила свои силы и способности и пришла к выводу, что мне это по плечу, – рассказывает Минзифа Гильмеевна, сидя у себя в кабинете на втором этаже школьного корпуса. При этом она то и дело поглядывает на монитор компьютера, щелкая мышкой,
назавтра предстоит важный урок. – Наверное, это прозвучит нескромно, но я довольна собой и тем, что делаю сегодня. Трудно? А где сегодня легко? Вот и моя давнишняя мечта исполнилась – в нашей школе сегодня работает замечательный музей, которым руководит одна их моих бывших учениц, преподаватель истории Расиля Мухутдинова. Ее муж Алмаз, учитель труда, тоже увлечен краеведением, много сделал для оформления музея. Когда мы его открывали, к нам приехал из Москвы выпускник шалинской средней школы, ныне председатель муфтиев России Равиль Гайнутдин. Он участвовал также в открытии при сельской мечети медресе, где сегодня обучаются не только дети, но и взрослые.
Мы идем с Минзифой Гильмеевной по селу, чистому и ухоженному, с добротными крепкими домами, и она указывает то на один, то на другой из них.
– Люди у нас в селе живут сметливые и мастеровитые, – с гордостью говорит Хасанова, – все умеют. Вот здесь живут братья Зубаировы – Хуснулла, Хурмат и Гиният. Они мастера на все руки. Хотите стол со стулом сделают, дом построят, оригинальное металлическое изделие смастерить для них тоже не проблема. А какие картины рисуют Зубаировы – глаз не оторвать, и все – пейзажи нашей родной шалинской природы. А здесь живет Ильдус Галимуллин – он у нас знатный пчеловод, утверждает, что знает язык пчел. А как он на гармошке играет – заслушаешься!
А это Гимадеевы – серьезные люди, предприниматели, производят кирпич, блоки. В Шалях вообще много частных предпринимателей, работающих по принципу семейного подряда. Причем женщины трудятся наравне с мужчинами, да еще за домом смотрят, огород в 30 соток возделывают. Дети сызмальства приучены помогать родителям. Молодежь у нас в город больно не рвется, потому что на родной земле при деле. Я думаю, поспособствовал этому и тот факт, что многие наши молодые предприимчивые люди вошли в программу самозанятости, получили кредиты и начали развивать собственные производства. Кто занялся сельским хозяйством, разведением крупного рогатого скота, кто популярным в нашем крае пчеловодством. Мои односельчане не ждут у моря погоды, привыкли сами зарабатывать, и эта программа дает им такую возможность.
Мы подошли к небольшому аккуратному домику, Минзифа Гильмеевна смело вошла во двор, постучала в дверь, толкнула ее. И вот мы уже в уютной, тепло натопленной комнате, нас встречает широко улыбающаяся бабушка в наброшенной на плечах шали. Это Халиса Габдулвалиевна Галиакберова – старинная подруга Минзифы, ее соседка и бывшая коллега по школе. Халиса-апа – коренная жительница Шалей и знает про свое село почти все. Например, она уверяет, что название Шали происходит от слова “шалить”. Даже поговорка когда-то, мол, была такая: поедем в Шали – пошалим. Не потому что люди здесь шальные, а веселые, добрые, понимающие шутку.
Есть еще одна интересная версия, которая, как признается Минзифа Хасанова, ей более всего по душе, – Шали происходит от слова “шаль”. Когда-то в старые времена село славилось роскошными вязаными шалями, не хуже оренбургских. Этому мастерству девочек сызмальства обучали в семье, секреты ремесла передавались от поколения поколению. Вот и Халиса-апа шутит, что ходить, говорить и вязать она научилась одновременно. Раньше, во времена ее молодости, когда достать хорошую красивую одежду, особенно на селе, было трудно, многие девушки в Шалях вязали. А самой престижной вещью считалась шаль. Торопится девушка на первое свидание – на плечи обязательно накинет красивую, тонкой работы шаль. Метет метель на улице – тут же на голову повязывается теплый пуховый платок собственного производства. Мастерство изготовления шалей Халиса освоила сполна. Книжек по вязанию в ту пору не было, так что узоры придумывала сама, вязала – как будто картину писала, петелька за петелькой, мазок за мазком. Сколько людей из разных населенных пунктов приезжали специально к Халисе, чтобы заказать ей шаль.
– Прошли те времена, – машет рукой Халиса-апа, сокрушаясь, что сейчас шали мало кто носит. – Непопулярны они, молодежь на шапки перешла, а то и всю зиму без головных уборов ходят. Так что я переквалифицировалась на вязание носков. Шаль-то ведь долго вязать да трудно, зрение нужно хорошее, а глаза у меня уже слабые. Носки особого мастерства не требуют, раз – и готово. Все прибавка к моей небольшой пенсии, вон в прошлом году пятьдесят пар продала. Новый диван на выручку купила