Под знаком Белого волка

В редкий солнечный осенний день в минутах пятнадцати езды от центральной трассы как-то неожиданно, во всей полноте и красоте в пойме небольшой речушки Волчанки открылась зеркальная водная гладь рукотворной запруды.

Автор статьи: Геннадий АБРАМОВ

В редкий солнечный осенний день в минутах пятнадцати езды от центральной трассы как-то неожиданно, во всей полноте и красоте в пойме небольшой речушки Волчанки открылась зеркальная водная гладь рукотворной запруды. К ней прилепились ладно скроенные, добротные усадьбы старинного новошешминского села Ак Буре.

Времен связующая нить

По памяти народной, основатели его, татарские семьи, вышли из села Русское Волчье, с древних времен расположенного на оборонительной от набегов кочевников засечной полосе вместе со слободами Екатерининской, Архангельской, Черемуховой, Петропавловской. Как и все поселенцы, они также были из бывших солдат, рекрутированных в российскую армию.

По всей вероятности, отселение татар было связано с упразднением сословия пахотных солдат, которые, лишившись привилегий, превратились в обыкновенных крестьян, а также с тем, что старики-аксакалы стали опасаться обрусения потомков, утери языка и веры. Как бы там ни было, в начале девятнадцатого века первые пять семей выкорчевали лес, поставили вдоль речки избы и назвали свое поселение Татарское Волчье.

Первое упоминание об образовании поселения по указу Казанского губернского правления датируется 1838 годом. А через два десятилетия по документам ревизии в селе Татарское Волчье Новошешминской волости Чистопольского уезда насчитывалось 38 дворов, в которых проживало 113 мужчин и 108 женщин. К концу ХIХ столетия здесь уже значилось около 100 семей, или почти 600 жителей.

Заметный след в истории, духовной жизни села оставил образованнейший для своего времени человек – имам-хатыб местной мечети Ибатулла Хамидуллин, которого в этой должности в 1867 году утвердило Казанское губернское правление. За многие годы своей деятельности он открыл при медресе две школы, издал ряд духовных книг.

Трудно было сельчанам жить, кормить и одевать свои семьи. По сведениям 1878 года, например, на 52 двора казенных и земских податей, то есть налогов, приходилось более 1000 рублей. По тем временам эта значительная сумма тяжелым, а порой непосильным бременем ложилась на каждую семью, порождая растущие с каждым годом недоимки.

В начале минувшего века в результате реформ, облегчивших подати, в Татарском Волчьем появляются зажиточные крестьяне, предприниматели и торговые люди, активно развиваются ремесла. Местные жители обзаводятся бакалейными лавками.

Первая мировая война, а затем и революция до основания разорили село, лишили жизни многих сельчан. Еще до начала раскулачивания, массовых репрессий были лишены избирательных прав многие священно-служители и деловые люди, такие как Фатых Ибатуллин, Ярулла Хакимов, Багаутдин Хасанов и другие.

Без особых потрясений прошла здесь коллективизация, был организован первый колхоз “Шахтер”, который вскоре получил первые трактора, сеялки, жатки и постепенно стал вставать на ноги, наращивая урожайность полей и продуктивность ферм, налаживая жизнь сельчан. Но грянула Великая Отечественная война…

“О моей гибели сообщите в Волчье…”

О ней сегодня напоминают Монумент славы, расположенный на живописном берегу запруды, и богатая экспозиция школьного музея. Каждый третий из 182 волчинцев, ушедших на защиту Родины, пал на поле брани. Об их трагической судьбе рассказывают фронтовые письма, фотографии, многочисленные экспонаты музея, собранные его основателем и бессменным руководителем Салисой Минкаевой.

– Не могу без слез читать эту последнюю весточку моего земляка Ахмета Махмутова, – говорит она, показывая письмо, написанное убористой арабской вязью. – В каждой его строчке чувствуется врожденная деликатность, образованность, глубокая тоска, а также любовь к родителям, жене, детям. Всем шлет низкий поклон и добрые пожелания. Письмо написано 14 марта 1945 года, а из недавно вышедшего тома “Книги памяти” случайно узнаю, что он героически погиб на другой день, 15 марта, не дожив двух месяцев до Победы…

Она читает другое трогательное послание – фронтовика Абдельгаяза Гайфутдинова, отца четверых детей, оставшегося в живых в Сталинградскую битву, дошедшего до Берлина и погибшего на войне с Японией. “Победили фашистов, разделаемся и с самураями, – пишет он на родину. – У меня все хорошо, но знаю, что вам жить трудно. Если холодно, то на дрова разберите сараи. Скоро вернусь и построю новые…”

– Вспоминается давняя встреча с его вдовой, – дополняет Салиса Минкаева, – воспитавшей достойных детей. Она как-то с горечью, какой-то детской непосредственностью заметила: “В такую бойню с германцами выжил, но для детишек себя не сберег, мне одной поднимать их пришлось”.

С гордостью показывает моя собеседница фотографии генерал-майора Алмаза Адгамова, участника парадов Победы в 1945 и 1985 годах, воина Минвали Ибатуллина, останки которого поисковики нашли под Старой Руссой и нынче похоронили на родине, поныне здравствующего фронтовика Минзакира Шайхутдинова, прошедшего от Москвы до Берлина, замечательной женщины, военной медсестры Татьяны Бронниковой.

Есть в экспозиции и необычное письмо, пришедшее в село через многие годы после войны. Учительница из украинского села Бырловка Черкасской области Ульяна Петрова написала, что в их селе похоронен уроженец села Волчье Хайдарзян Лотфуллин, который умер в их избе. После жестокого боя украинская девушка услышала стон в огороде и ночью притащила тяжелораненого солдата в свою хату, но спасти уже не смогла. Перед смертью он с трудом несколько раз повторил свое имя и односложные слова Татарское Волчье и Татария.

Необычное название села Волчье запало в ее память, а вот название республики она забыла. Да и как не забыть, если через несколько дней после этого оккупанты ее саму угнали в Германию. После возвращения на родину Ульяна Петрова делала запросы, упорно ища по всей России населенный пункт с редким названием. И наконец поиски увенчались успехом, в 1978 году письмо с Украины пришло в Татарское Волчье, о котором тут же было сообщено дочери бойца, в то время проживавшей в Перми. В результате она съездила на место гибели отца.

– Фронтовые письма мне дороги еще и потому, – признается директор музея, – что во время войны родственники получили похоронку и на моего отца Шайдуллу Хуснуллина. Но через полмесяца вдруг пришло письмо от него самого, и близкие люди, только что перенесшие потрясение от его гибели, вновь запричитали и залились слезами уже от радости.

С новым названием – к новой жизни

Большим упорством, трудолюбием на полях и фермах отличались волчинцы в послевоенные годы. Одним из первых в районе село газифицировалось, привычными приметами стали ново-стройки, укрепление личных подворий. Конечно, не все было просто и гладко, но, имея надежную производственную базу, крестьяне не знали тогда, что такое безработица. Их дети на равных с городскими заканчивали техникумы, вузы, становились первоклассными специалистами, руководителями хозяйств…

В свое время автору этих строк на страницах нашей газеты довелось рассказывать об уроженце села, первом секретаре Зеленодольского горкома партии Салихе Габдуллине, который за короткий период сумел вывести район из отстающих в первую пятерку лидеров по продуктивности полей и ферм.

– Мы по праву гордимся многими нашими земляками, династиями Залаковых, Закировых, Мусиных, Муртазиных и других, – говорит редактор районной газеты Азат Мусин, также уроженец этого села, вот уже более двух десятков лет возглавляющий “Шешминскую новь”. – Не только украшением села, а настоящим спасением для сельчан в минувшую засуху стали новые плотины, построенные по инициативе генерального директора ОАО “Татмелиорация” Анвара Залакова. С его помощью к селу и по улицам проложены асфальтированные дороги, выпущена замечательная книга о его истории, людях, реализована идея о переименовании поселения, которая давно витала в умах сельчан.

По этому поводу они направили письма Президенту республики, в Госсовет и были приятно удивлены, когда в 1994 году в день Сабантуя на праздничное поле приземлился вертолет с группой депутатов, которые и привезли с собой указ о пере-именовании села.

Дав своему селу поэтическое название Ак Буре, что в переводе с татарского означает Белый волк – главное тотемное животное и покровитель тюркских племен, акбуринцы строят сегодня свое настоящее и будущее.

– Несмотря на сложности с трудоустройством,- говорит глава Акбуринского сельского поселения Джаудат Залалетдинов,- наши жители без дела не сидят. Многие трудятся в нефтяной отрасли, занимаются предпринимательством, откормом скота, мясным бизнесом, открывают свои магазины, благоустраивают и строят новые дома. Сегодня у сельчан более 40 тракторов, 82 легковые автомашины, возросло количество бычков, лошадей на их подворьях.

Вместе с тем он считает, что для сел республики в целом остро нужна комплексная государственная программа по решению острейшей проблемы занятости сельского населения.

 

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще