Маузер из прошлого века

В 1960 году я приехал в свой первый трудовой отпуск в деревню – к тетке. Затопил баню по-черному, сижу на скользкой лавке, веником хлещусь.

В 1960 году я приехал в свой первый трудовой отпуск в деревню – к тетке. Затопил баню по-черному, сижу на скользкой лавке, веником хлещусь. Вдруг вижу – из проросшей бледными “водорослями” кучи опилок под полком проглядывает узкий портупейный ремень. Потянул за него и вытащил громоздкую деревянную кобуру.

 Не может быть – маузер! Любимое оружие анархистов, революционных матросов и комиссаров! Как он здесь оказался? Не было в нашей родне участников Гражданской войны!

Правда, находка тут же меня и разочаровала. Кобура при первом же касании рассыпалась в труху. Да и ее содержимое предстало не в лучшем виде – маузер был весь изъеден ржавчиной. Несколько дней я вымачивал его в тазике с керосином, а уже в Казани, укрывшись в дровяном каретнике, принялся разбирать. Занятие оказалось рискованным: едва попытался оттянуть затвор – грянул выстрел! Оказывается, в стволе сидел патрон!

Кирпичной крошкой стены, куда вонзилась пуля, мне оцарапало щеку. Дальнейшая разборка немецкого ручного автомата сегодняшнему читателю напомнила бы пазл, только – наоборот! Пришлось расчленять спекшиеся от коррозии детали, многие из которых были, увы, безвозвратно изъедены ржавчиной.

Полируя стенку патронника, я  заметил следы гравировки. При скрупулезном изучении под лупой запись удалось частично восстановить. Судя по ней, маузер, возможно, был дарственным личным оружием, врученным моему дяде, участнику обороны Сталинграда, генералом Цветковым (эту фамилию я потом встречал в военных мемуарах участников тех событий).

Позже, когда в книжке писателя Веллера “Легенды Невского проспекта” я прочитал байку о маузере Папанина, то отнесся к ней с полным пониманием. Там описаны муки начальника полярной экспедиции, который во время знаменитого арктического дрейфа от нечего делать развлекался со своим маузером. Цитирую: “Он собирал его на время, в темноте, с завязанными глазами, на ощупь за спиной, и даже одной рукой”. И едва не рехнулся, когда радист, всеми фибрами души ненавидевший оружейную процедуру шефа, “подбросил на тряпочку крохотный шлифованный уголок, взятый у ребят в слесарке ледокола”. Лишняя “деталька”, которую тот не мог вставить на место, повергла именитого полярника в ступор! И я могу его понять, хотя и не разбирал свою реликвию с завязанными глазами и на ощупь…

Кстати, совет читателю: когда на экране вы видите, что маузер стреляет с откинутым напрочь затвором, знайте, что у фильма был никудышный военный консультант: такое положение затвора означает, что в магазине кончились патроны. Поверьте мне на слово, как товарищу маузера. Из прошлого века…

 

Внимание, конкурс

Уважаемые читатели! “Республика Татарстан” продолжает конкурс на лучший рассказ о  фамильной реликвии. Расскажите про дорогие вашему сердцу вещи, о том, как они попали в ваш дом, – ведь каждая из них своего рода вещественное доказательство из истории  государства Российского. Это могут быть редкие награды, произведения искусства, дарственное оружие, письменные документы “времен Очаковских и покоренья Крыма”, привезенные из дальних странствий сувениры, подарки с автографами знаменитостей.   Возможно, конкурс  заставит вас  заглянуть в бабушкин сундук, на антресоли,  подволоку старой дачи, покопаться в семейном архиве,  до которого у вас все не доходят руки. Порадуемся находкам вместе! Сегодня практически в любом доме найдется фотоаппарат или принтер, поэтому не составит особого труда прислать по почте (обычной или электронной) фотокопии раритетов. Победители получат призы, которые, надеемся, станут  такими же памятными реликвиями, передаваемыми по наследству из рук в руки.

Письма с пометкой “Семейная реликвия” присылайте по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 2, редакция газеты “Республика Татарстан”. Или  на адрес электронной почты: info@rt-online.ru.

 

Алексей НИКОДИМОВ.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще