Тайны древней Вшихи



Завершились очередные археологические раскопки на территории Тетюш.

Завершились очередные археологические раскопки на территории Тетюш. Они проводились уже четвертый год подряд и позволили разгадать немало загадок горы Вшихи, известной у историков как 2-е Тетюшское городище. Раскопками руководил доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Татарстана Константин Руденко. Активное участие в них принимали учащиеся и студенты городских учебных заведений. Довелось в них участвовать и автору этих строк.

Эхо Булгарии

Раскопки подтвердили предположение ученых о существовании поселения на городище и в период Волжской Булгарии. Со временем Тетюши сместились чуть к югу (современная историческая часть города), но все же на Вшихе булгарское поселение продолжало существовать и в XII-XIV веках. Видимо, там стояло несколько богатых усадеб. Это открытие позволило уверенно говорить об исторической преемственности существования города на протяжении всей эпохи средневековья.

Встречаются на раскопах и предметы, относящиеся к золотоордынскому периоду: гвозди квадратного сечения, фрагменты керамики, покрытой цветной глазурью.

Третий слой (до 20 сантиметров) относится к именьковской и кушнаренковской культурам VI-IX веков. В большей степени здесь представлены материалы именьковской культуры (V-VII века). Почти в каждой горсти грунта попадаются фрагменты знакомой нам по прежним раскопкам именьковской керамики c веревочным орнаментом по верхнему краю, шарикообразными углублениями, незамысловатыми косыми насечками. К той далекой эпохе относятся железные секировидные топоры, восьмерковидные удила, стеклянные бусы. Уникальность городища и в том, что материалы именьковского периода укладываются в довольно широкие рамки – с четвертого по седьмой век нашей эры. Важной особенностью Тетюшского городища является наличие здесь следов массового металлургического производства (остатки производственных мастерских, находки тиглей и литейных форм).

Вопрос об этнической принадлежности жителей поселения того периода остается открытым. Ряд ученых полагает, что в основном здесь жили представители двух крупных этносов – тюркского и сарматского, которые существовали несколько сотен лет.

Представляет интерес бронзовая сюльгама (женское нагрудное украшение), относящаяся к началу VIII века, когда в крае появляются кушнаренковские племена. Они явились основой формирования древних венгров. На раскопе встречаются фрагменты керамики, характерные для этой культуры.

Следующий, четвертый слой содержит следы сожженных построек. Он может быть датирован по стеклянным и раковинным бусинам, обнаруженным в основании слоя, а также по находкам фрагментов человеческих скелетов и слою пожара. В целом он относится к азелинской и именьковской культуре, берущей начало в III веке до нашей эры. К этому же периоду относятся оригинальные глиняные прясла, часть костяных наконечников стрел.

Железный век

И вот наконец мы оказываемся в глубокой древности – ранний железный век, около трех тысяч лет назад… На дне глубоких ям прохладно даже в жаркий полдень. В древности в таких ямах жители хранили запасы мяса и рыбы, судя по многочисленным костям. Весной бросали на дно куски льда, а над ямой делали навес от дождя и солнца – так выглядел древний “холодильник”.

На раскопе это уже пятый слой. Он полностью переработан и сохранился отдельными участками. Как выражаются ученые, его мощность – 10-35 сантиметров. В этих отложениях мы находим фрагменты округлодонных сосудов с веревочной и ямочной орнаментацией, с “рогожными” и “текстильными” отпечатками. Слой относится к IX-VII векам до нашей эры. А еще глубже идет шестой слой – он хорошо сохранился под валом. В верхней части этого слоя вне вала попадаются кости животных. От вышележащих слоев шестой четко отделяется тонкой углистой прослойкой. Снова следы сожженных построек. В то время здесь жили племена, которые ученые называют ананьинцами (от названия елабужского села Ананьино). В эпоху бронзы древние племена осваивали высокие речные террасы, используя их в качестве укрепленных поселений. Поселения становились все многочисленнее. Выделилась родовая знать.

На основе находок на раскопках 1-го Тетюшского могильника (на соседнем от Вшихи огромном волжском мысу), которые в разное время проводили здесь известные археологи Н.Калинин, А.Халиков, Е.Халикова, Е.Казаков, В.Патрушев, мы можем представить воина ананьинского времени. В правой руке он держит большое копье с бронзовым наконечником. За спиной – тугой лук и кожаный колчан со стрелами, украшенный медными пластинами. Стрелы здесь на все случаи жизни. Те, что с бронзовыми трехгранными наконечниками, – для сражений, они летели далеко и глубоко впивались в тело врага. Большие стрелы с крупными железными или костяными наконечниками – для охоты на крупных животных. Небольшие деревянные стрелы с кремневыми наконечниками – на дичь, а особые с тупым концом (“тупаки”) – для охоты на пушных зверей, чаще всего белок. Такие стрелы оглушали животных, но не портили шкурки.

Главным оружием воина был кинжал. Его он добыл в бою с врагами. Обоюдоострый железный клинок длиной немногим более ладони от рукояти отделялся бронзовым перекрестьем в виде брусков. Ножны были окрашены в красный цвет. На поясе висел бронзовый топор.

Одежда состояла из легкой рубахи, перехваченной в талии кожаным поясом с медными накладками. Ворот рубахи был расшит мелким бисером. Воин носил шаровары, заправленные в кожаные легкие сапож-ки. На голове – полоска ярко-красной ткани с круглой бляшкой. На шее – большое бронзовое кольцо с резным орнаментом, у висков – спиральные подвески из медной проволоки. А на груди красуется большая округлая бляха из бронзы, на которой изображен солнечный круг с отходящими от центра лучами.

Под стать воину молодая жена. На лбу – кожаная полоска, на которую ремешками нашиты медные круглые и прямоугольные ажурные пластиночки и трубочки. У висков на ремешках висят большие медные кольца. На шее, как и у мужа, массивное украшение – гривна с загнутыми концами. На груди прикреплена бляха с хитрыми узорами. Широкое платье ниже бляхи расшито мелким бисером и пластиночками с двумя выступами. Такие же пластинки украшают пояс и невысокую кожаную обувь. К поясу на ремешках подвешены небольшой нож с костяной рукоятью, а также шило в чехле. Некоторые фрагменты подобных вещей найдены нами при раскопках на Вшихе.

Укрепления

Раскопки позволили выяснить систему укреплений на городище. Жители раннего железного века использовали, с одной стороны, защитные свойства местности, а с другой – искусственные укрепления в виде насыпного вала и рва перед ним. По гребню шли деревянные стены. Ширина вала составляла около четырех метров, высота – не менее двух. Крутой склон был подрезан для увеличения откоса.

Позднее, в чегандинское (азелинское) время, вал был подправлен, но просуществовал недолго. Над этим слоем заметны углистые прослойки, из чего можно заключить, что в то время здесь произошло военное столкновение. Пришли новые племена – именьковцы. Они сначала не строили укреплений (под валом сооружены хозяйственные объекты). Последствия пожара ими были ликвидированы, площадка выровнена, негодные к использованию объекты были засыпаны и забутованы строительным мусором, камнями из очагов разрушенных жилищ. Но позднее были созданы укрепления – видимо, обстановка изменилась.

На валу у самого края был поставлен частокол из бревен диаметром около пятнадцати сантиметров. Одновременно с этим была увеличена крутизна склона рва и вырыты так называемые волчьи ямы. Они расположились на склоне холма в шахматном порядке и были замаскированы. Спустя какое-то время укрепления были сдвинуты на два метра от края. Здесь возведен частокол из вертикально поставленных больших бревен. Второй вал, более высокий, относится к VI-IX векам. Ширина его составляла более шести метров. В именьковское время городище являлось, скорее всего, крепостью-кремлем, где укрывалась верхушка племени, знать, а за укреплениями жило основное население.

Линия укреплений с напольной стороны возводилась исходя из рельефа местности – небольшой овраг создавал естественное препятствие для неприятеля. Овраг в именьковское время периодически заполнялся водой – судя по слоистым отложениям дна с включениями глинистых конкреций, раковин мелких ракушек. Ров, вероятно, периодически чистился. Ров и вал активно использовались в XVII – XIX веках – здесь были вырыты столбовые ямы, похоже, для нужд рыбаков. В последующее время укрепления были срыты.

И сегодня, стоя у основания заплывшего древнего рва, поражаешься крутизне склона – совсем непросто было штурмовать поселение на возвышении…

Торговые связи

Население края в прошлом имело широкие торговые связи. Среди находок при раскопках Тетюшского могильника попадались вещи, характерные для Нижнего Поволжья, Кавказа, Причерноморья. Части конской сбруи, наконечники стрел скифо-сарматского мира, бляха из раковины южных морей (характерная для культуры сармат), халцедоновый диск (“серп”) – загадочное изделие с трехгранной рабочей частью, относящееся, скорее всего, к гуннскому времени.

Эти предметы попадали в наш край в обмен на пушнину, которую отправляли на юг в ладьях.

На одной из найденных в могильнике стел видно изображение доскифского киммерийского меча. “Сарматский след”, возможно, связан с тем, что в последней четверти IV века в степной зоне господствовали гунны, и сарматы вынуждены были отойти к северу, оттесняя в свою очередь азелинское население. В середине VI века в низовьях Камы появляются турбаслинско-именьковские племена, также связанные с сарматами.

Обнаруженные бронзовые боевые топоры вытянутых очертаний с округлой втулкой (кельты) раньше были известны только в Скандинавии. О возможных связях с европейскими народами свидетельствует и обнаруженная во время прошлогодних раскопок на городище женская застежка IV-V веков, характерная для европейского производства. Таких застежек в республике найдено всего пять штук.

Интересны бусинки с полосками белого, красно-коричневого и черного цветов (учащиеся называют их “арбузинками”). Исследования показали, что такие бусины известны были в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе в первые века нашей эры. Позднее схожие бусы появились в Юго-Восточной Европе. Бусы из золистого стекла, по мнению специалистов, связаны с месопотамско-сирийскими традициями. Попадались на раскопках красивые светлые бусины из раковин-каури, чья родина – Индийский океан.

О связях с Уралом говорят найденные украшения из уральского камня. Янтарные бусы, возможно, попали в наш край из Прибалтики.

Участник научно-практической конференции прошлого года в Тетюшах венгерский ученый Иштван Фодор (оказалось, что он уже был в Тетюшском районе в 1961 году в составе студентов Московского гос-университета на раскопках в селе Кошки-Новотимбаево) обосновывает наличие тесных связей волжских булгар с древними венграми. На территории Венгрии были найдены монеты, выпущенные первым булгарским царем Алмушем.

Обряды захоронений ранних булгар и древних венгров схожи – воин с конем, саблей, топором и поясной гарнитурой, украшенной позолоченными накладками, захоронение шкуры коня вместе с черепом и ногами. Вероятно, древние венгры переселились в середине VI века из Западной Сибири в Приуралье (под натиском тюрков). Примерно в середине VIII века по неизвестной причине большая часть венгров двинулась на юго-запад и поселилась в северной полосе степного и лесостепного Подонья, на территории Хазарского каганата. Другая часть венгров осталась в Приуралье. Именно они имели наиболее тесные контакты с ранними волжскими булгарами и оказали заметное влияние на их погребальный обряд. Ученый высказывает предположение, что раскопки в Тетюшах, возможно, говорят о существовании здесь на протяжении длительного времени поселения древних венгров.

А о племенах раннего железного века ананьинцах знал еще “отец истории” Геродот, называя их тиссагетами. Это первое дошедшее до нас название древних племен, живших в крае.

Перспективы

О достаточно высоком уровне развития металлургического производства, в том числе бронзолитейного, говорят находки на городище остатков металлургических мастерских, обломков специальных сосудов для плавки металла (тиглей). Обнаружены также и глиняные ложки (льячки), с помощью которых производился розлив металла. Это еще одно доказательство наличия городской культуры в Тетюшах того периода. Значит, в городе были мастера, владеющие этой сложной профессией, была развита торговля – плавка требовала дополнительных ингредиентов, которые могли быть приобретены только у заезжих купцов. Подобные металлургические центры обнаруживаются очень редко.

Можно ли утверждать, что Тетюшам как городу около полутора тысяч лет? Ученые пока осторожно употребляют термины “протогород”, “протогородской центр”. Но бесспорно одно: раскопки четырех лет показали, что поселение на 2-м Тетюшском городище было далеко не рядовым, здесь присутствуют все признаки средневекового города. В результате исследований, проведенных тремя годами ранее, удалось получить данные об этапах заселения территории города. На 2-м Тетюшском городище можно выделить, по крайней мере, шесть культурных слоев. Ученым предстоит теперь определить, когда и как происходил процесс перерастания города средневековой эпохи в город нового времени. Для этого нужны новые исследования на территории современных Тетюш.

Осенью в Тетюшах планируется провести вторую международную научно-практическую конференцию, на которую приглашены ученые не только из России и стран СНГ, но и из дальнего зарубежья – Германии, Венгрии, Финляндии. Проведение такого уровня конференций в провинциальном городке – случай уникальный. Благодаря археологическим раскопкам к Тетюшам в последние годы заметно возрос интерес не только со стороны профессиональных историков (в конференции, проведенной в Тетюшах в прошлом году, приняли участие 15 докторов и 16 кандидатов наук), но и простых любителей истории, туристов. Для их привлечения в наш город, особенно в связи с предстоящей в Казани Универсиадой-2013, предстоит создать соответствующую современным требованиям туристическую инфраструктуру.

* * *

В разгар раскопок, 18 июля, над Тетюшами пронесся ураган с сильной грозой и ливнем. С треском под корень ломались деревья на улицах, вздрагивал от оглушительных раскатов грома древний берег Волги. Огненными стрелами вонзалась в темно-сизые волны молния.

Поневоле поверишь в мистику: каждый год во время раскопок происходило что-то подобное – гроза, ураган, ливень с градом. Бушевавшая природа словно подтверждала старинные легенды о мистическом духе, обитающем в недрах Вшихи и выражающем недовольство вмешательством людей в ее владения…

Какие еще тайны скрываешь ты от нас, Гора?

Юрий МЫШЕВ

г.Тетюши

Астролог тайны. Магия Ботсвана.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще