Кружит над годами охрипший его баритон

Тридцать лет назад, когда хоронили Высоцкого, на панихиде Юрий Любимов вспомнил Набережные Челны.

Тридцать лет назад, когда хоронили Высоцкого, на панихиде Юрий Любимов вспомнил Набережные Челны. Как на всем пути от дворца культуры “Энергетик” до гостиницы “Кама”   из выставленных в окнах магнитофонов неслись песни Высоцкого, и  он шел по улице “как Спартак в городе!”. Наверное, это были редкие минуты в жизни “шансонье всея Руси”, когда он был абсолютно счастлив…

Владимир Семенович приезжал в Набережные Челны лишь однажды – летом  1974 года, с гастролями Театра на Таганке. Но для строителей автогиганта, это, конечно же, были гастроли Высоцкого. В рабочих общежитиях столичный театр называли не иначе как театром его имени. А на его концерты, послушать вживую недавно сочиненную “Охоту на волков”, отправлялись целыми бригадами.

 Снимки с одного из таких концертов оказались в архиве нашей читательницы Татьяны Смирновой. Импровизированная сцена на базе “Металлургстроя”, сплошь увешанная социалистическими лозунгами. Стройный, подтянутый Высоцкий в черных джинсах, и море слушателей, прямо после смены.

“За давностью лет детали стерлись. Но очень хорошо помню, что он все время был очень сдержан и серьезен – даже когда пел про “акробатиков” и “два плана залудил”, – утверждает Татьяна Викторовна. – Еще его долго не отпускали со сцены и, спасая от поклонников, быстренько вывезли на автобусе. Потом мы с подругой случайно увидели его  в буфете ДК “Энергетик” вместе с Вениамином Смеховым – шел спектакль. Смехов балагурил, даже соком нас угостил. А Высоцкий опять был очень серьезен и замкнут”.

Поверить в “очень серьезного Высоцкого” как-то непросто, хотя, вполне вероятно, в Челнах оно в основном так и было. Как утверждали актеры, поездка на всесоюзную комсомольскую стройку была для театра чем-то вроде проверки: выдержат, будет успех у рабочего класса – отправят на гастроли за границу. А самого Владимира Семеновича, похоже, в Набережных Челнах откровенно “пасли”. Ответственная дама из горисполкома потом вспоминала: “ЦК ВЛКСМ поручил мне тогда беречь Высоцкого как зеницу ока и следить, чтобы его нигде не угощали, потому что ему вшили антиалкогольную ампулу”.

Следили не только  за содержимым бокалов, но и за репертуаром, хотя, если верить гримеру театра, на сцене Высоцкому все-таки удалось похулиганить. Дело в том, что пиво в Челнах наливали прямо в целлофановые мешки – кружек не было в принципе. Высоцкого это настолько поразило, что он тут же сочинил песню и спел ее вечером в спектакле, вклинил между номерами. Говорят, был скандал. Но через два дня в буфетах появились и кружки, и стаканы.

А как-то ночью Владимир Семенович исчез из гостиницы. Об этом было тут же доложено опекавшей его чиновнице. Обнаружили его в одном из общежитий Нового города – он всю ночь пел свои песни для собравшейся там молодежи. Любопытно, что когда чиновница решила отправиться за Высоцким,  начальник милиции города составить ей компанию отказался: “Неудобно как-то с милицией ехать”.    

Против бешеной популярности, какая была у Высоцкого, бороться было бесполезно. Однажды в Челнах поклонники взяли в кольцо автобус с актерами. Люди стучали в окна, просили у Высоцкого автограф. Когда он высунулся из окна и принялся расписываться на программках и открытках, его аккуратно вынули из автобуса и… он исчез в толпе. В другой раз до ДК “Энергетик” его решили нести на руках – к неудовольствию толпы Высоцкого спрятали в микроавтобусе и увезли. А когда летний кинотеатр не смог вместить всех желающих попасть на его концерт, люди подтащили к стенам строительные леса и заполнили так, что они едва не рухнули…   

Всякий раз, когда Высоцкий возвращался из ДК “Энергетик” в гостиницу “Кама” после спектакля, из выставленных в окна магнитофонов звучали его песни. На подначивания товарищей он отвечал снисходительно: “Это, друзья, и называется народное признание”. Наверное, это были редкие минуты в его жизни, когда “шансонье всея Руси” был абсолютно счастлив. 

После гастролей 1974 года прошло 36 лет. Площадь перед бывшей гостиницей “Кама” теперь называется площадью Высоцкого. Есть в городе и памятник поэту – утверждают, что самый большой в России. Но все это, согласитесь, не главное. А вот то, что из раскрытых окон квартир и общежитий до сих пор слышится узнаваемый всеми голос – действительно, дорогого стоит.

25 июля будет тридцать лет, как не стало Владимира Высоцкого. Тридцать лет он по-прежнему с нами.           

 

Пришлите вашу историю с фотографией!

Сколько еще историй могут рассказать нам фотографии, на которых известные личности – политики, актеры, космонавты, писатели – запечатлены в неформальной обстановке, без официального глянца! Наверняка в семейных альбомах многих из вас есть такие снимки. Сделанные любительской камерой в школе или армии, в доме отдыха или на концерте… Где рядом с вами неожиданно оказался известный политик или любимый артист. Где на пожелтевшей карточке из “дембельского” альбома  третий слева – будущий крупный руководитель. А ушастый карапуз на групповом детсадовском снимке – нынешний знаменитый спортсмен…

Интересно? Конечно! И чтобы ваши замечательные снимки стали общим достоянием, напоминаем: “Республика Татарстан” объявила конкурс “Миг истории”. Присылайте в редакцию фотографии и обязательно расскажите историю снимка: где, когда и при каких обстоятельствах он был сделан, кто попал в кадр и т.д. Любопытные фото обещаем опубликовать на страницах газеты вместе с вашими комментариями. А за самый интересный снимок – приз! Итоги подведем 19 августа, когда будет отмечаться Всемирный день фотографии.

Снимки с пометкой “Миг истории” просим присылать по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 2, редакция газеты “Республика Татарстан”. Или – на адрес нашей электрон-ной почты: info@rt-online.ru.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще