Из одного волоса аркан не сплетешь

Нужно было приехать в город Владимир, первую столицу Северо-Восточной Руси, чтобы понять истину, когда-то открытую нам знаменитым Львом Гумилевым: Россия держится на двух столпах.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

information_items_1347369475
Нужно было приехать в город Владимир, первую столицу Северо-Восточной Руси, чтобы понять истину, когда-то открытую нам знаменитым Львом Гумилевым: Россия держится на двух столпах. Один – Древняя Русь, а второй – Золотая Орда. Убери любой из них – и история нашей страны не будет полной и истинной. Многоликая, многоконфессиональная, полиэтничная Россия складывалась на протяжении веков. И как бы ни пытались переписать ее исторический путь в угоду тем или иным правителям, даже сквозь пласты искажения истины и недомолвок пробивались ростки правды, настоящей истории, где достойное место по праву занимают татары.

Только каково быть татарином в древнем граде, где до сих пор, будто это было вчера, вспоминают о событиях, минувших много веков назад, о событиях, интерпретация которых весьма неоднозначна.

И вот мы в этом городе…

Владимирские вешки

Первое, что приходит на ум человеку, живущему за тысячу километров от этого славного поселения, образы, которые навеяны нам песнями, историческими фактами, легендами.

Вот печально известная Владимирка. В исторических документах о ней упоминается еще в XIII веке. То был оживленный торговый путь, соединявший Москву с Востоком, который оказал большое влияние на развитие ремесел и торговли. По старой Владимирке проезжал в свое нижегородское имение Болдино Александр Сергеевич Пушкин. Он с иронией писал о дороге: “Если что меня может утешить, то это мудрость, с которой проложены дороги отсюда до Москвы. Представь себе, насыпи с обоих сторон: ни канав, ни стока для воды, зато пешеходы идут со всеми удобствами по совершенно сухим дорожкам и смеются над утопающими в грязи экипажами”.

Позже Владимирка стала дорогой, по которой уходили из Москвы на далекую сибирскую каторгу ссыльные. У жителей придорожных поселений с дорогой была связана странная примета: если в семье рождался ребенок, его нужно было назвать именем того каторжанина, который шел первым в проходящем мимо строю связанных цепями. Якобы имя несчастного потом приносило достаток в дом.

Известный русский художник Константин Коровин, предки которого жили в селе Давыдово Покровского уезда Владимирской губернии, рассказывал: “Когда родился мой прадед, по Владимирке везли в клетке с большим конвоем Емельку Пугачева, и прадеда назвали Емельяном”.

Второй образ – Владимирский централ. Не зря он так полюбился русским шансонье. Ведь имена, которыми овеяны будни знаменитой тюрьмы, были всегда в России на слуху.

Централ был построен по указу императрицы Екатерины II в 1783 году. По тюремному уставу, сочиненному императрицей, надзирателям и смотрительницам рекомендовалось наблюдать за заключенными “крепко и неослабно во всякое время”, но обходиться с ними “человеколюбиво”.

Одним из самых знаменитых заключенных централа по праву считается граф Василий Шульгин – монархист, бывший заместитель председателя Государственной Думы, идеолог Белого движения. Его освободили из стен владимирского политизолятора только в 1956 году, когда к власти пришел Хрущев. Привезли сюда в 1955-м и сына Сталина Василия под именем Василия Васильева.

Известная советская артистка Лидия Русланова была арестована в сентябре 1948 года за “участие в антисоветской группе”. Во владимирскую тюрьму ее доставили в июле 1950 года, освободили только в августе 1953 года. В одной камере с Руслановой сидела Зоя Федорова, снимавшаяся в довоенных фильмах “Музыкальная история”, “Гармонь”, “Фронтовые подруги”.

“Отмотал” тут свое Фрэнсис Пауэрс, самолет-разведчик которого был сбит нашими ПВО в мае 1960 года под Свердловском. Отсидели здесь и четырнадцать “номерных” заключенных – это министры буржуазных правительств Литвы, Латвии и Эстонии и их жены. А вот в числе “особо опасных преступников” в централе побывали Владимир Буковский, Кронид Любарский, Анатолий Марченко.

Не потому ли владимирцы – люди столь серьезные? Если не суровые. Здесь не будут, как в Самаре, много и едко шутить над собой и своим городом. Не станут, как в Тюмени, с удовольствием рассказывать и даже слагать о себе анекдоты. Хотя красота окрестных мест располагает к лирике, особой мягкости в здешних жителях почувствовать не удалось. Быть может, играет свою роль то, что народ здесь, в столпе православной веры, более склонен к внутреннему созерцанию и самосовершенствованию, как это свойственно людям глубоко верующим. А как иначе может быть в трехсоттысячном граде, где великое множество церквей?

Золото Владимира

С точной датой основания города небольшая закавыка. То ли его заложил в 990-е годы Владимир Креститель, то ли, как пишут учебники истории, в 1108 году Владимир Мономах. Обе версии основаны на летописях, которым, как признают ученые, особой веры нет. К примеру, летописец, обрисовывая “основание” города Мономахом, говорит, что князь выставил столы с дармовой едой на тротуары и люди ели и пили, восхваляя правителя. Скорее, Мономах расширил то, что заложил Владимир Креститель. А может, поселению все 28 тысяч лет? Столько лет широко известной у археологов стоянке палеолита Сунгирь, что на восточной окраине города. Люди жили здесь с тех давних дней, когда отступил Великий ледник. И жили полной жизнью, занимаясь не только охотой, но и ремеслами, торговлей…

Цвет благородного металла в городе повсюду. Обилие сверкающих куполов бросается в глаза. Вот только знаменитые Золотые ворота оказались белыми.

Сюда мы спустились по древнему Козлову валу, который некогда служил защитной городской стеной. Сам объект считается уникальным памятником древнерусского оборонительного зодчества и сегодня входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Построен он из белого камня владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Сейчас здесь – военно-историческая экспозиция. В небольшом помещении представлена панорама с живописным изображением штурма этих ворот войсками Батыя.

В городе много любопытных мест, которые стоят внимания приезжего. В частности, водонапорная башня на том же валу, недалеко от Золотых ворот. Построенная в середине прошлого века в связи с реконструкцией городской водонапорной системы и уже давно утратившая свое утилитарное назначение, она в свое время вызвала бурю гнева у горожан, как “уродливое строение”, испортившее вид исторических окрестностей. Сейчас здание приспособлено под музей. В постройке действует экспозиция “Старый Владимир”. На самом верху башни, где помещался прежде резервуар с водой, устроена смотровая площадка с невысоким шатром. Вид отсюда на город открывается просто изумительный. В сочной зелени холмистые просторы, в дымке голубые изгибы Клязьмы…

Татарская история Владимира

О событиях почти тысячелетней давности здесь везде говорят, как о дне вчерашнем. Пройдитесь по городу с экскурсоводом. У Золотых ворот вам живописуют, как татары пролезли в пролом в стене. Возле Успенского собора – вспомнят, как ордынцы обложили хворостом собор, в котором заперлись горожане, подожгли его… На стене Рождественского монастыря висит памятная доска: здесь похоронен Александр Невский, умерший на пути из Золотой Орды. Но никто не напомнит, зачем он ездил туда и для чего доезжал даже до Каракорума, где была ставка великого хана Гуюка…

А ведь связь владимирцев и татар была куда шире и интереснее, чем несколько военных страниц нашей общей истории или период так называемого “татаро-монгольского ига”. И тут впору напомнить о Волжской Булгарии, к которой имеют прямое отношение нынешние татары.

Тесные экономические, политические и культурные связи Волжской Булгарии с Киевской Русью, а затем и Владимиро-Суздальской Русью почему-то практически не озвучиваются. А ведь русские поколениями жили в Булгарии, так же, как булгары в городах Владимирской Руси. На северо-востоке булгарской столицы в XII в. существовал русский поселок. В свою очередь булгары постоянно ездили в Русь по торговым и другим делам, иногда оставались там, поселяясь навсегда. Трудно сказать, кто из двух народов оказал большее культурное влияние на другой.

Здесь была популярна булгарская керамика. Она завозилась из Болгара или производилась на месте булгарскими мастерами во Владимире, Суздале, Муроме и других русских городах. Медь, которая использовалась для производства украшений, домашней утвари и ритуальных сосудов, выплавлялась в основном в Булгарии. Как сырье она вывозилась в Русь и другие страны.

О том, что булгары жили во Владимиро-Суздальской земле, сообщают русские источники. Да и о культурных связях Волжской Булгарии и Руси говорили многие авторы. Известный историк Михаил Худяков писал: “Вряд ли когда-либо будут определены размеры взаимных культурных влияний между дотатарской Русью и Волжской Булгарией, хотя указания на эти влияния и имеются, например, известно, что Андрей Боголюбский был женат на болгарке и что для предпринятых им архитектурных работ белый камень привозился из Волжской Булгарии. О тех же влияниях свидетельствуют восточные мотивы рельефных изображений и арабесок, покрывающих наружные стены храмов Владимиро-Суздальской области. Соседствовавшие друг с другом Русь и Булгария стояли приблизительно на равной ступени развития, и между ними существовало взаимное равновесие”.

Кстати, выводы писателя Михаила Каратаева, одного из талантливейших представителей русского зарубежья, писавшего об истории России, наверное, стоит запомнить владимирским экскурсоводам, да и не только. Говоря о владычестве татаро-монгол над Русью, он пишет: “… на ее исторические традиции и бытовой уклад они не посягали, были абсолютно веротерпимы, к православной церкви относились с неизменным уважением и оказывали ей всяческое покровительство, о чем красноречиво свидетельствует ряд сохранившихся ханских ярлыков”.

А вот эти факты и вовсе говорят о том, что не след нам, спустя века, сводить счеты. Жить в мире и добрососедстве – русским и татарам, как говорится, сам Бог велел. Судите сами, где и какая кровь перемешана в наших народах: сын Владимира Святого Ярослав Мудрый взял в жены дочь половецкого хана Юрия Кончаковича. Брат Ярослава князь Мстислав Удалой выдал свою дочь замуж за сына касожского (кайсацкого) хана Редеди. Жена Ярослава Мудрого, как половчанка по крови, упоминается в норманнской саге. Есть исторические данные, что Олег Святославович и Владимир Мономах женили сыновей на дочерях половецких ханов в 1107 – 1108 годах. Владимир, например, женил сына Всеволода Большое Гнездо на Ясыне, дочери тюркского хана Тугоркана. Третий сын Мономаха Ярополк женился на дочери боярина Кучки, владевшего землями будущей Москвы (сама Москва в то время называлась Кучково поле). Происхождение Кучки и кучковичей тюркское, как и само слово “боярин”. Вполне вероятно, считают историки, что Кучка переселился из Волжской Булгарии.

И Александр Невский – потомок хазарских, булгарских и кипчакских ханов. Что уж говорить, если Иван Грозный, и тот – потомок Мамая по материнской линии. В официальной науке признается, что четырнадцать русских князей были женаты на ханских дочерях. Сколько дочерей и сыновей они отпустили в Степь, сколько ханских детей через родство осело в русских дворах, остается лишь предполагать…

Традиции династических браков продолжались на Руси при Батые, его потомках и преемниках. Но с этих пор татарские роды очевидно доминируют на Руси, причем до Петра I их было во много раз больше, нежели остальных (в основном европейских), вместе взятых.

Мусульманская история Владимира

Собственно говоря, ее нет. Хочется добавить: пока. Потому как потребность в конфессиональном доме у 60 тысяч мусульман, живущих на владимирской земле, остра. До 1917 года в старой части Владимира действовала большая каменная мечеть. Ее прихожанами были татарские купцы и военнослужащие отдельного татаро-башкирского полка, дислоцированного в городе. Но вот в советское время мечеть уничтожили, и с тех пор мусульмане собирались в частном порядке, в домах или на квартирах прихожан.

Несколько лет назад инициативная группа татарской общины Владимира решила обратиться к местным властям с просьбой разрешить строительство комплекса, куда вошли бы мечеть, культурный центр и школа. Даже землю отвели на окраине города, но тут же в городе вспыхнула кампания по запрету этого строительства. Читаешь доводы и диву даешься: и Батыя припомнили, и в ваххабиты всех записали, и к отпору исламистов-террористов призвали. А главный довод: нельзя строить мечети на знаковой для русской культуры земле. Сколько пришлось пережить активистам татарской общины, только им и ведомо. Власти в этой ситуации сочли самым удобным спустить вопрос на тормозах.

Тогда община купила небольшой частный дом, который оборудовала как молельный. По крайней мере, теперь было где собраться старикам для встреч и общих молитв. Позже к нему пристроили “тэхэрэтхану” – туалетный блок для омовения, зал для молений, комнату для ифтаров. Два года назад информагентства поторопились бодро сообщить, что “во Владимире построен мусульманский храм в традициях исламской архитектуры России, и он может вместить несколько сотен молящихся”.

И вот мы в сопровождении руководителя национально-культурной автономии татар Владимира Рафаэля Хайруллина у стен мечети, что на улице Добросельской. Непривычный взору низкий купол, минарет даже и не планируется. И так соседи то и дело пишут жалобы о строящемся “ваххабитском гнезде”. Но мусульмане рады и тому, что власти не препятствуют хотя бы этой стройке. Признаться, будоражить земляков-христиан и настраивать их против себя им совсем не хочется. Но ведь мечеть нужна не только татарам.

Мы сидим за чашкой чая в столовой мечети. Ее имам Ринат-хазрят Ибрагимов рассказывает о том, чем живет мусульманская община, о своих проблемах и надеждах, об образовательных планах. И тут в комнату входит заплаканная женщина. Азербайджанка родом из Туркмении, вышла замуж за русского, осела в этих краях. Получила три дня назад известие о смерти сестры, долго искала мечеть, чтобы помянуть родную душу.

– У каждого свой путь сюда, но кто решил, что именно этот путь неправедный? – говорит наша собеседница. – А скольким молодым слово пастыря-имама могло бы помочь выбрать достойную стезю. Любая конфессия имеет право на свой дом.

Айгюль Алиева, молодая прихожанка, сетует: “К сожалению, сейчас мало организуется мероприятий, объединяющих конфессии. Не только нас, мусульман и христиан, а вообще всех. У нас разные культуры, традиции и обряды, но одни корни, которые необходимо знать каждому. Истинные мусульмане знают о православных праздниках. Почему бы и христианам не узнать о наших? Знание всегда помогает не только пониманию, но и сплочению. Мы, мусульмане, открыты душой, живем в ладу со всеми, ходим в гости, встречаем гостей. Ведь только понимая друг друга, можно жить в гармонии. Устраняя ложные представления, мы объединяем общество, учимся жить рядом в мире и согласии. И в этом должна быть наша сила”.

Вот и губернатор Владимирской области Николай Виноградов, поздравляя жителей региона с праздником Курбан-байрам, отметил: “Уверен, что такие праздники обладают высоким потенциалом консолидации российских граждан в единую нацию – российский многонациональный народ и в дальнейшем будут способствовать устойчивому развитию гражданского общества. От всей души желаю крепкого здоровья, благополучия, успехов в реализации открывшихся возможностей на стезе исламского возрождения на благо Владимирского края и многоконфессиональной России!”

Пока, конечно, о “стезе исламского возрождения” здесь говорить не приходится. Да и саму ситуацию так никто и не смог мне прокомментировать, поскольку впервые за всю историю нашей рубрики “Татарский мир” встречи с местным руководством не получилось. Добросовестно прождав обещанного от губернского начальства звонка, мы так и уехали из города. Хотя, признаться, поговорить, как человеку светскому, мне хотелось, скорее, о татарском, нежели исламском возрождении. Тем более что о национальном татарском возрождении во Владимирской области есть что сказать.

Чем живет татарская община

Татар в области около пятнадцати тысяч, в самом Владимире – за десять. Признаться, цифра немалая. У каждого свой путь в этот город и своя судьба. Вот Мансура-апа Бикмурзина, с которой мы встретились в мечети. Приехала сюда в пятидесятые годы прошлого века из мишарской деревеньки Пинзятка, что в Лямбирском районе Мордовии. В семье росли пятеро детей. Прожить на скудный заработок, а уж тем более встать на ноги было тяжело. Чуть оперились, разлетелись по городам. И образование получила во Владимире, и достойно проработала многие годы на местных химических производствах.

Казначей того же прихода Нурия-апа Мухамеджанова родом из знаменитого татарского села Рыбушкино (Ырбишча), что в Нижегородской области. Судьба та же, что и у Мансуры-апы: училась, работала на совесть, вышла на пенсию. И все это в ставшем родным Владимире. И таких татар здесь сотни.

Но вот новое поколение уже другое. Это крепкие предприниматели, руководители организаций, предприятий, учреждений, которые дают сотни рабочих мест жителям города и области вне зависимости от национальной принадлежности. Они вносят свой и весьма при этом весомый вклад в развитие региона, их имена на слуху.

Собственно, совет общины, в который вошли тринадцать человек, состоит именно из них. В первую очередь, конечно же, сам Рафаэль Хабибуллин. Он смеется: мол, всю Россию исколесил, а вот в этот город влюбился. Да так, что пустил тут корни. Судите сами: родился в Пензе, в армию забирали из Саратова, институт окончил в Смоленске. Работать начал в городке Юрьев-Польский, а вот осел-таки во Владимире. Так что его дети – уже коренные владимирцы.

Огромную лепту в развитие общины вносит предприниматель Али Юсипов. Принадлежащее ему кафе “Новинка”, весьма популярное в губернском граде, зачастую становится центром общественной жизни татар. Пока им больше и негде собраться. Правда, с появлением пристроя у мечети, что на улице Добросельской, стало немного легче, по каким-то общим поводам теперь можно собраться и там.

Добрым словом вспоминают наши соотечественники и Салавата Мухаметшина, который возглавляет предприятие “Татнефть-Владимир”. Нередко личная материальная помощь Салавата Гаитовича помогала решать нужды татарской общины.

Кстати, нынче исполнилось десять лет, как наши соотечественники решили объединить свои усилия для сохранения культуры своего народа. Этот небольшой юбилей стал поводом для того, чтобы оглянуться назад и сделать выводы. А они, признаться, утешают. Как бы ни было трудно, сделано главное – татары объединились. Мало того, переехавшие сюда недавно признают: нужно было уехать из Татарстана, чтобы понять, кто ты есть, и почувствовать ответственность за будущее своей нации. Сыграла свою роль и поддержка республики. До сих пор с благодарностью вспоминают здесь благотворительный концерт, который был организован по инициативе Министерства культуры РТ. И прошел на “ура”, и резонанс был немалый.

Конечно, сетуют здешние татары, хотелось бы почаще такого рода внимания со стороны духовной родины. Есть острая нужда в литературе, методических пособиях, тематических видеозаписях. Внимание Всемирного конгресса татар, как я поняла, пока выражается лишь в приглашениях для участия в мероприятиях, хотя давно уже назрела необходимость в более тесных взаимоотношениях с местной властью, которая пока предпочитает роль стороннего наблюдателя.

Здесь непременно собираются по праздничным датам. Горожане до сих пор помнят одно из первых представлений, приуроченных к Новому году и празднику Курбан-байрам, которое прошло в ДК Тракторного завода. Организатором праздника для детей стала владимирская молодежная организация “Бяхет”. А вот спонсорами торжества выступили владимирские предприниматели и кольчугинская компания ООО “Люкс”, которую возглавляет Рафаэль Мустафин. До сих пор с удовольствием вспоминают этот праздник. Рассказывали о традициях, о празднике Курбан-байрам, но самой интересной частью стала сказка “Репка” на татарском языке.

А вот в апреле этого года в городском ДК при поддержке местных властей впервые прошел День татарской культуры, который приурочили к дню рождения Габдуллы Тукая. На праздник приехали представители татарских общин из разных городов региона. В программе были концерт национальной музыки, спектакль, чтение стихов и чаепитие. Причем собрались в городском Дворце культуры не только этнические татары, но и обычные горожане.

– Мы хотели познакомить владимирцев с достижениями татарской культуры, с традициями и обычаями нашего народа, – говорит член совета общины Али Юсипов. – Важно активизировать взаимодействие и взаимообмен между представителями различных народностей, проживающих на территории города и области. Мы стараемся воспитать у нашей молодежи стремление развивать свою национальную культуру и при этом проявлять интерес и уважение к культурам других народов.

В этот день во дворце открылась выставка татарской литературы, предметов утвари и быта. Посетители услышали рассказ о каждом экспонате выставки, подержали их в руках. Затем гостей ждала музыкальная сказка “Волшебный курай” по мотивам татарского фольклора. В программе была и традиционная татарская чайная церемония, на которой можно было угоститься нашими знаменитыми сладостями и другими изысками национальной кухни.

А потом – концерт, посвященный великому Тукаю. В нем приняли участие татарский танцевальный коллектив молодежной организации “Бяхет” и вокально-инструментальный ансамбль из Нижнего Новгорода “Туган як”. Завершился День татарской культуры дискотекой, где показали концертные номера восточной тематики от лучших молодежных творческих коллективов Дворца культуры – вокальной студии “СтАрт”, танцевального дуэта “Респект”, ансамбля танца “Виктория”, ансамбля грузинского танца “Имеди” и АРТ-студии “Шлягер”.

– Такой праздник проходит во Владимирской области впервые, – отметил председатель НКАТ Рафаэль Хабибуллин.- Мы намерены отныне сделать его ежегодным, как и Сабантуй, который во Владимире нынче организован уже в одиннадцатый раз.

Позже местное телевидение так прокомментировало праздник: “Место для Сабантуя владимирские татары выбрали символичное – парк “Дружба”. Во Владимире ведь не только еврейский центр страдает от набегов националистов. Сабантуй в “Дружбе” – предложение всем, кто не интересуется мусульманской культурой: давайте жить дружно…” Как рассказал режиссер-постановщик праздника Яков Мороз, в этом году было решено провести Сабантуй не совсем привычно.

– Мы решили копнуть до самых корней этого праздника, устроить экскурс в историю, – заметил он. – Татары, башкиры, чуваши и русские приняли участие в театрализованной постановке, основанной на древнейших ритуалах поклонения земле и в спортивно-развлекательных мероприятиях.

– Без возрождения национальных культур и России не быть, – подчеркивает Рафаэль Хабибуллин. – Значение праздников тут не умалить. Они нужны не только для того, чтобы собраться своим кругом и весело провести время. Любой праздник – это общение, возможность показать другим свою культуру, перестать быть чужими для тех, кто рядом, только потому что мы – люди другой веры. Открыть свою душу, чтобы стало понятно: нет причин для вражды. Ведь мы на этой земле – не пришлые варяги. Каждый из нас внес и вносит свой достойный вклад в развитие ставшей для нас родной владимирской земли. Здесь появились наши дети, для которых эта земля – их малая родина. И они будут обязаны беречь ее и защищать. Но и нас нужно принять такими, какие мы есть. С нашей верой и историей, с нашим языком и обычаями. Я думаю, тот же День татарской культуры будет у нас уже традиционным. Мы так же будем его отмечать, как и Сабантуй.

Эту песню запевает молодежь

Татарская молодежь Владимира – активная и энергичная часть общины. Рафаэль Хабибуллин смеется: мол, порою приходится и вожжи натягивать, так молодежь торопится жить и реализовывать свои планы. Собственно, эта активность вообще свойственна нашим юным соплеменникам. Примером могут служить молодые ивановцы, кировчане, москвичи, питерцы, саранцы, ижевчане и другие, чьи молодежные организации отличает неравнодушие к проблемам своей нации.

– В 2001 году здесь была создана региональная общественная молодежная организация народов восточной культуры “Бяхет”, – рассказывает ее председатель Макатдес Муртазин. – Основными целями “Бяхет” (что, кстати, переводится с татарского как “счастье”) являются изучение истории, традиций, обычаев, народов восточной культуры, консолидация молодежи, повышение ее общественной роли и значимости, защита прав и интересов членов организации, содействие культурному и духовному развитию юного поколения. При этом мы стараемся содействовать сохранению и развитию гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия на владимирской земле.

Провели ряд встреч, темами которых стали “Национальная мозаика Востока” – о культуре тюркских мусульманских народов России – и “Волшебство арабского Востока” – об арабских истоках восточной культуры мира. Организовали курсы по изучению татарского языка.

Однако “Бяхет” открыт не только для молодых людей – представителей народов восточной культуры, но и вообще для всех молодых граждан Владимирской области, желающих узнать, что такое Восток, восточная культура. И уже найдены точки соприкосновения.

Если говорить о дружественных нам организациях-партнерах, то можно назвать межрегиональную молодежную общественную организацию “Дом мира” во Владимире, Всемирный конгресс татар и МЦ “Идель” в Казани,  Московское татарское студенческое собрание, общественную организацию союз татарской молодежи “Нур” Ивановской области. А всего это около тридцати организаций по всей России. Со многими налажены тесное сотрудничество, информационный обмен, достигнута договоренность поддерживать инициативы друг друга по обмену творческими, научными, студенческими, спортивными и иными делегациями.

Одна из инициатив татарской молодежи получила широкий отклик. Общественная молодежная организация народов восточной культуры “Бяхет” предложила создать “Владимирский дом национальностей”. Это предложение было рассмотрено в апреле на заседании Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации области, где отметили, что инициатива заслуживает самого пристального внимания. Председателю молодежной организации “Бяхет” Макатдесу Муртазину рекомендовано более детально проработать проект, используя опыт ивановского Дома национальностей. При этом совет обратился к главе Владимира Александру Рыбакову с просьбой реализовать доработанный проект на базе одного из муниципальных учреждений, после чего совет вновь вернется к изучению вопроса о целесообразности его реализации в областном масштабе.

У татар есть поговорка: из одного волоса аркан не сплетешь. И наша страна, которая сильна своей уникальной многоликостью, – родина для каждого из нас вне зависимости от веры, языка, культуры. Другой отчизны у нас просто нет.

Глядишь, и Владимир придет к уже давно апробированному в других регионах опыту работы ассамблей, советов национальностей, домов дружбы народов – тех инструментов дипломатии, благодаря которым и можно вести речь о едином и комфортном для всех этносов российском пространстве.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще