Ровно три года назад мы впервые представили нашим читателям молодого московского прозаика Ильдара Абузярова (“РТ”, 16 июня 2007 г.). В прошлом году в крупных столичных издательствах у него вышли сразу две книги – роман “ХУШ” и сборник рассказов “Курбан-роман”, о которых наша газета также рассказывала (“РТ”, 16 января 2010 г.). А недавно Ильдар Абузяров в качестве журналиста побывал на юге Киргизии, где уже начались столкновения между проживающими здесь киргизами и узбеками, погромы и мародерство. Один из очерков, написанных по горячим следам событий в Оше, предлагаем вашему вниманию.
1.
Ош – самый крупный и важный город южного полиэтничного региона. Здесь еще нет межнациональных столкновений, но о них уже говорят. Они будто неизбежны.
Небольшой пыльный двор. Толпа зрителей сидит на корточках, растопырив колени и локти. По двору, пристально глядя друг на друга, нахохлившись, распушив хвосты, подняв налитые кровью гребни, ходят два петуха. Один узбекский, другой киргизский.
Двум кочетам на таком маленьком участке земли не ужиться. В какой-то момент киргизский петух срывается с места и, взмахнув крыльями, пытается, словно с гор, наскочить на своего соперника. Узбекский петух старается ответить, как может. Начинается битва грудь в грудь. Только перья летят. Но недолго. Силы не равны.
В какой-то момент хозяин-узбек признает свое поражение, отдает киргизу деньги и прячет в корзину своего окровавленного бойца. Киргиз с руки кормит своего отборным просом, встает на колени и поит изо рта водой. Победитель получил свою награду – воду и зерно.
Чьи-то ставки сыграли, чьи-то нет. Таковы правила. Все улыбаются, жмут друг другу руки. Расходятся по домам. Сегодня здесь сосед еще дружит с соседом.
А перед моими глазами всплывают два огненных столпа, вспыхнувшие посреди высохшей земли. Воды в регионе все меньше. Орошать поля чем-то надо – но не кровью же!
Плохие предчувствия охватывают меня. В кафе я не могу есть куриное мясо. Заказываю коровью печень.
2.
Погромы неизбежны, – чувствую я печенкой, – погромы вот-вот начнутся. Выйти из правового и морального поля! Пограбить, поубивать, покрушить, понасиловать! Почувствовать превосходство над соперниками, а главное – над обыденностью! Хоть на миг ощутить себя королями этой никчемной жизни, выйти из задворков нищеты на первый план – ради этого стоит жить!
Молодым людям в прайдовом обществе свойственно сбиваться в стаи, чтобы искать себе место под солнцем. У парней с окраин нет иного выхода, как, стекаясь к центру, отбивать у самцов – правителей мира сего жен и дев, зону объедания и среду обитания.
Киргизия – одна из самых молодых стран мира. Кому-то за взятку баранами удалось поступить в вуз и перебраться в Бишкек. Кому-то не удалось найти даже самую бросовую работу за несколько сотен сом.
Но почти каждый здесь знает, что такое наркотик. В лучшем случае это опиум или марихуана. Местная пословица гласит: “Сначала Аллах, потом пьяный казах”. Казахов до революции называли киргизами. Киргизов – черными киргизами. Значит, пословица равноприменима и для казахов, и для киргизов. Пьяному киргизу Аллах не товарищ.
Героин, опиум и марихуана – единственный урожай, который можно собрать по голодной весне. Единственное полезное ископаемое, которое добывается здесь и в соседнем Афганистане.
3.
Петушиные бои – мелочь. Они приносят доход, но небольшой. На него не прожить. Прожить можно за счет земли. Разбогатеть за счет наркотрафика. Ошская преступная группировка – самая влиятельная в стране. Когда-то ее возглавлял Байман. Затем Баймана убили. Но кто? Как говорят местные, брат президента Бакиева Жаныш, который хотел увеличить свою долю в наркотрафике. В результате наркомафия скинула Бакиевых, теперь принялась за передел рынка.
Когда случился кровавый штурм Белого дома в Бишкеке, мой знакомый хирург-узбек Ахмадхан-ака оперировал раненых. Всю ночь провел на ногах в операционной. Каково ему сейчас там, в Бишкеке, знать, что за один день в Джелал-Абаде убили 700 его со-племенников?
Как в сказке про Аладдина, разбойники заходили в населенные пункты и помечали узбекские дома. Затем в дома подпускали “красного петуха”. Выбежавшим хозяевам не давали тушить. Прогоняли палками под угрозой расправы. Если те артачились и пытались защищаться – убивали. У убитых отрезали уши.
Настоящая гуманитарная катастрофа. Но почему узбекский президент Каримов не заступится за соплеменников? Чего он ждет? Кого боится? Куда бежать узбекам, если они тысячелетиями жили на этой земле?
Районы компактной индивидуальной узбекской застройки “Махалля” очень удобны для нападения. Заходи, режь, стреляй во всех подряд. Силы неравны. Узбеки обороняются ружьями и бутылками с зажигательной смесью. Наемники получили автоматы, гранаты, захватили БТРы. Главное для них сейчас – очистить землю от всего лишнего, людей и построек.
Что такое для киргизов земля – трудно передать. Здесь землю готовы есть, здесь на нее молятся. Здесь землей умываются, делают ритуальное очищение, если нет воды.
В горах, где надо платить большие по местным понятиям деньги за электричество и отопление, мечтают об одном: спуститься в теплые и плодородные долины. Особенно эти фантазии разгораются в холодные зимние времена, когда отъевшиеся за лето овцы тают на глазах.
Революция случилась после того, как Бакиев поднял цены на тепло и свет в три раза. А зима все ближе. Готовь сани летом. Экономика не работает. Нужно будет как-то выживать. Единственный источник – земля.
Американские ученые нашли в Афганистане на триллион долларов меди, золота, кобальта. Думаю, они знали об этом до начала военной кампании. Советские геологи обнаружили залежи давно. Но до последнего времени страна жила за счет наркотрафика. Афганистан, Киргизию и Таджикистан в мире называют “ruined staits” – несостоявшиеся государства. Здесь наркоструктуры превратились в параллельную власть и управляют страной, пока официальная власть бездействует.
4.
Эта среднеазиатская земля раньше была единым Кокандским ханством, где деление на киргизов и узбеков было довольно условным. Единый туркестанский народ разделялся лишь на баев и дехкан. Затем пришла советская власть, создала национальные республики. Разделила землю между Киргизской, Узбекской и Таджикской ССР. Но как можно разделить, если узбекское село проходит через киргизское?
Я отправился в Киргизию, чтобы писать роман о революции. Сижу в маленькой сакле и пишу об ужасах и мерзостях межэтнического конфликта. На ум приходят исторические аналогии: кокандское восстание 1874-1876 годов, когда правитель Коканда Худояр-хан после потери Ходжента и Ташкента вынужден был поднять налоги и беспощадно выбивать их у населения.
Первыми поднялись на борьбу наиболее страдавшие от ханского произвола кочевники-киргизы. Из их среды выдвинулся предводитель восстания – киргиз из Маргиланского уезда, провозгласивший себя ханом и назвавшийся Пулат-беком.
Впоследствии стихийное выступление кочевников-киргизов против кокандских феодалов превратилось в вооруженную борьбу за власть и собственность.
Меняем Худояр-хана на брата Жаныша Бакиева и получаем современную ситуацию. Первоначально. В наше время обладатели земли – процветающие и трудолюбивые узбеки – кажутся киргизам богачами. И это якобы на их киргизской земле, что многим видится верхом несправедливости.
Выступления против легитимного правителя Худояр-хана привели к разорению и разрушению его государства. И присоединению к России. К кому теперь отойдут эти земли? Распадется ли Киргизия как государство?
Тогда в события по просьбе властей вмешался генерал-губернатор Кауфман. Он направил под стены Коканда вооруженную до зубов армию. Возмущенные действиями отступника-хана, восставшие перенесли свою ненависть на русских. Был провозглашен газават (джихад).
Не повторится ли ситуация сейчас? По крайней мере, киргизские власти уже обратились за помощью к России.
5.
И вот эта благословенная земля вспыхнула вновь, как поле с сухой травой. Сущая вакханалия. Подобного всплеска примитивных животных инстинктов я не видел никогда в жизни.
Южные люди заводятся с пол-оборота. Достаточно выйти на улицу и громко крикнуть “наших бьют”, как тут же соберутся желающие поглазеть и заступиться. В компактных узбекских районах не доверяют киргизской милиции и армии. Люди в военной форме были замечены в убийствах и погромах. В ответ узбеки обстреливают любые машины с военными.
Провокаторов хватает. Кто они? Наркобароны, убирающие своих конкурентов под шумок? Погромщики, охочие поживиться чужим имуществом? Люди бывшего президента Бакиева, желающие дестабилизировать ситуацию и сорвать референдум? Думаю, всего понемногу и в комплексе.
А если крикнуть “наших женщин насилуют”, то уже никого не остановить. К женщинам здесь особое отношение. При всем внешнем неравноправии, жена на Востоке – большая ценность. Чтобы обзавестись семьей, нужно заплатить большой махр (калым) и обеспечить отдельной комнатой. Выходит, опять же нужна земля. Ну, или другие источники дохода.
Я видел, как директор фирменного магазина китайской подделки слезно умолял: “Переодевайтесь во что хотите, только не громите магазин!” Вот пацаны и устроили примерки. Выходили они из магазина в новых прикидах от “Пумы” и “Лакосте”. Зеленый крокодильчик был почти на каждой второй бейсболке и футболке. И он требовал все больше и больше жертв, потому что аппетит разгорается во время еды.
Уже и там, и здесь видны результаты мародерства. Пока одни, движимые высокими идеалами, провозглашали лозунги, другие под шумок крушили магазины и кафе.
6.
Юному и голодному зверью только брось клич и дай поле-майдан для игры, только направь их молодую энергию в определенное русло, – и они выйдут на улицы и сметут все на своем пути.
У парней с окраины нет шанса на социальные лифты, и они прекрасно понимают, что смутное время – их миг удачи. Они давно внутренне готовы взять власть силком, через внутренний конфликт. Революция – это их день и их праздник, поэтому они и гуляют на всю катушку.
Мало не покажется ни младу ни стару. Эти парни пришли взять свое, и они свое возьмут! Раньше султаны и падишахи знали, куда направить бурлящую лаву безработных, праздношатающихся молодых людей в густонаселенной стране. Война – вот рецепт от демографического перепроизводства. И войну никакими площадками для пейнтбола и свободными выборами не заменить. Инстинкт диктует свое. И этот инстинкт заставляет ощущать свое единство с взбудораженной толпой.
Иду по улицам Оша и вижу среди погромщиков массу парней, находящихся в состоянии глубокого опьянения. Агрессия и возбуждение, эйфория от свободы и счастья кипят в огромном ошском котле с дурманящим мозг варевом. Кровь, страх и жажда мести возбуждают.
Самооценка и чувство собственной значимости неплохо поднимались с помощью гашиша и раки. Тем более что у наркомана или другого зависимого слабака иного шанса откусить от сладкого и жирного пирога, чем в этот революционный час, – нет.
То тут, то там виднеются перевернутые авто. Некоторые из них уже освобождены от стального панциря огненной пастью. Одни выгорели изнутри, другие – охотники за авто только раскачивают, собираясь перевернуть на крышу и подпалить.
Абреки, как перегруженные верблюды, несут на себе украденные коробки с дорогой японской техникой, мешки с едой и баулы с одеждой из модных бутиков. Кто-то прет на себе ковры, кто-то люстры. Несут все, что могут унести. От золота до плазменных телевизоров.
Над Ошем возвышается гора Сулеймания, на самом верху которой находится мечеть. Первую мечеть на этом святом месте построил основатель империи Великих моголов Бабур. “Останется ли что святое в сердцах жителей, видевших весь ужас резни?” – думаю я, глядя на разрушенный и разграбленный, словно после нашествия монголов, город. Состоится ли Киргизия после всего произошедшего как единое государство?
Время покажет.
Ильдар АБУЗЯРОВ