Среди событий Великой Отечественной войны есть не только громкие, но и малоприметные, значение которых таковым, однако, не является. Одно из них – строительство железной дороги Свияжск – Сталинград, долгое время замалчивавшееся официальной историографией.
Эта построенная за три месяца – в основном подневольным трудом заключенных – дорога, без преувеличения, содействовала коренному перелому в пользу Красной Армии под Сталинградом. Первоначально возводилась как рокада – временная дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Как правило, рокада служит для маневрирования войсками и материальными средствами.
Возведение железной дороги от Казани к южной Волге в жестких временных рамках было напрямую связано с роковым просчетом Сталина как Верховного главнокомандующего. “Вопреки данным разведки, – цитируем историка Российской академии наук А.Сахарова, – Сталин считал, что летом 1942-го немцы предпримут второе наступление на Москву, то есть попытаются взять реванш за декабрьский разгром 1941 года”.
Появление танков Манштейна в донских степях в начале июля 1942 года заставило Ставку принять экстраординарные меры. Предприняв стремительное наступление на Сталинград, Гитлер, как известно, ставил целью отрезать у Красной Армии нефтепромыслы Каспия, которые вермахту были жизненно необходимы. Уже в начале июля немцы перерезали все железнодорожные пути южного направления, а в районе 564-го километра в их руки попало два железнодорожных состава с боеприпасами и оружием, включая танки и автомашины.
Единственным выходом из тяжелейшего положения виделось строительство рокады от Московско-Казанской железной дороги через Ульяновск на Сталинград. Все пригодные к обороне Сталинграда вооруженные силы, включая железнодорожные части, части войск НКВД, были стянуты к Сталинградскому рубежу, дабы не дать немцам форсировать Волгу.
Сталин приказал создать Сталинградский фронт, строительство рокады должно было осуществить Главное управление лагерей железнодорожного строительства. Руководил этой структурой заместитель начальника ГУЛАГа, начальник ГУЛЖДтранс генерал-лейтенант НКВД Нафталий Френкель – фигура весьма одиозная, хорошо описанная в хрониках А.Солженицыным.
Н.Френкель бросил на строительство рокады тысячи политических заключенных – “врагов народа”, осужденных по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР. В том числе – представителей “провинившихся” народов, то есть советских граждан, этнически родственных населению вою-ющих с СССР стран. Из них была создана “Трудармия”. Прежде всего, это были российские немцы – мужчины от 15 до 50 лет, собранные в “Волжлаг НКВД”. На строительстве рокады их насчитывалось до 20 тысяч. Примечательно, что не все из них были мобилизованы в рабочие строительные колонны. Специалистов с учеными степенями, высшим образованием старались использовать по назначению.
Вообще, вся дорога была поделена на шесть подразделений. “Волжлаг” строил лишь часть дороги – от Свияжска до Ульяновска.
Собственно ГУЛЖДтранс было весьма разветвленной самодостаточной системой, имевшей своих специалистов, мастеров, инженеров железнодорожного строительства. Основная масса строителей – заключенные – работала в основном примитивным набором инструментов: кирками, лопатами, ломами, носилками. Тягловой силой на строительстве были тысячи лошадей.
Участник строительства – впоследствии начальник отдела топлива Зеленодольского завода им.Серго – А.Коновалов вспоминал: “В 1942 году я руководил участком строительства рокады на Сталинград. Хорошо запомнилась та слякотная осень. Без конца шли проливные дожди, десятки тысяч плохо одетых, вечно голодных строителей-зеков гибли, как мухи. Их ежедневно хоронили десятками, а ведь это были не только уголовники, основная масса – оклеветанные честные труженики. Катастрофически не хватало техники – бульдозеры и тракторы были наперечет. Наше продвижение вперед отмечалось многочисленными курганами братских могил по обеим сторонам дороги”.
А в это время Сталинград, как мог, отбивался от наседавших фашистских орд. Маршал В.Чуйков писал: “Три месяца мы сдерживали натиск немцев, получая боеприпасы и снаряжение как снизу, так и сверху по Волге. Это удивительно в тех условиях, когда авиация противника господствовала в воздухе”. Здесь уместно вспомнить подвиг волжских речников, ежедневно с риском для жизни снабжавших сталинградцев боеприпасами.
Еще один участник строительства, В.Полянцев, вспоминал: “Дорогу строил ГУЛАГ, на объекте постоянно фланировал целый штат сотрудников НКВД из ведомства Берии-Френкеля… Это были сытые, здоровые мужики, коим место было на фронте. Они постоянно всем мешали своими проверками, придирками, контролем, вербовали стукачей, стравливали честных тружеников. Эти мастера провокаций и шантажа держали всех и каждого в нервном напряжении. Особенно доставалось российским немцам. Потомки расселенных двести лет назад Екатериной II по всей России, эти честные труженики-мужчины были согнаны на эту стройку из-за клеветнических обвинений Берии. Собранные в пять концлагерей, они были лишены всех прав. Среди них были даже отмобилизованные с фронта. Мне часто приходилось с ними общаться. Среди них было много выдающихся людей – от инженеров-конструкторов, профессоров вузов до простых рабочих. Немалое число из них имели награды СССР довоенных лет. Вся вина их состояла в их немецком происхождении”.
К началу ноября рокада была практически готова, и первые эшелоны с войсками и боевой техникой устремились к Сталинграду, что, помимо прочего, позволило 19 ноября 1942 года начать контрнаступление по всему фронту. Писатель В.Карпов в книге “Генералиссимус” пишет: “Если бы рокадная железная дорога по берегу Волги не была построена, не состоялось бы ни окружения, ни уничтожения 6-й немецкой армии”.
Аналогичную оценку роли рокады дали и другие авторитетные современники. “И если наша победа под Сталинградом была воспринята за рубежом как величайшее чудо, – вспоминал один из
наркомов путей сообщения военных лет генерал-лейтенант И.Ковалев, – то не меньшим чудом явилось транспортное обеспечение этой стратегической операции, в результате чего слабые и неподготовленные кусочки сети превратились в непрерывно действовавший крупный выгрузочный район и послужили базой для развертывания контрнаступления невиданной силы”.
Гигантскую работу, проделанную военными железнодорожниками в период битвы на Волге, раскрывают такие цифры. С июля 1942 года по январь 1943-го в район Сталинграда с казанского направления было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами.
Когда было принято решение окружить и уничтожить трехсоттысячную армию Паулюса, то для осуществления этой грандиозной операции надо было создать свежую, мощную группировку войск (причем сосредоточить ее за короткий срок, чтобы противник не успел противодействовать), обеспечить эту ударную группировку всем необходимым до начала операции и в ходе нее.
И если бы рокадная железная дорога по берегу Волги не была бы построена, не состоялось бы ни окружения немецкой армии, ни дальнейших наших побед…
Георгий МЮЛЛЕР, историк-краевед