Родина в окне

Публикацией стихов казанца Глеба Михалева наша редакция начинает знакомство читателей “РТ” с творчеством молодых татарстанских поэтов.

information_items_1347369473

Публикацией стихов казанца Глеба Михалева наша редакция начинает знакомство читателей “РТ” с творчеством молодых татарстанских поэтов. Кто-то, может быть, и засомневается в этом проекте: до поэзии ли сегодня, в наше прагматичное время? В извечном споре “физиков” и “лириков” последние сегодня явно проигрывают. Но это, думается, не их вина. Хорошие поэты у нас есть. Только не всегда их творчество доходит до широкого писателя. При кажущейся простоте выпустить нынче книгу стихов сложно, особенно молодому, еще не состоявшемуся поэту.

Надеемся, публикации на страницах “РТ” в какой-то мере компенсируют этот пробел. А стихи наших современников найдут своих благодарных читателей, объединенных любовью к языку в высшей его форме – поэтической.

Глеб Михалев родился в 1967 году в городе Юрга Кемеровской области. Учился в Казанском авиационном институте. Окончил физфак Казанского госуниверситета. Публиковался в республиканской прессе, журнале “Идель”. Участник казанских коллективных сборников “Стихи казанских студентов”, “Казанская кают-компания”, “Хочу летать”, “Как время катится в Казани золотое” . Финалист конкурса им. Н.Гумилева “Заблудившийся трамвай” (Санкт-Петербург, 2005, 2006). Участник ЛИТО им. Марка Зарецкого (Казань).

* * *

Есть женщины,

      похожие на пиво…

Нет, скажем – на хорошее вино,

без них так одиноко и тоскливо,

когда идешь в театр или в кино.

Есть женщины –

      совсем как калорифер,

об них погреться хочется зимой.

Есть женщины-такси,

      но о тарифе

ты узнаешь, доехав…

Боже ж мой,

как просто с ними все,

      так несерьезно

их, как в горсти монетки, теребя…

Ты – женщина, похожая на воздух.

Я задыхаюсь, если нет тебя…

* * *

Сегодня родина в окне,

и завтра будет снова

тяжелый век, тяжелый снег,

тяжелый сок сосновый.

Уедешь в легкие края

под теплые созвездья,

и только родина твоя

останется на месте.

Пусть страны на краю Земли

кружатся мотыльками,

и только родина вдали

лежит тяжелым камнем.

* * *

Александру Брятову

…о жизни комаров

      и прочих насекомых

не вспоминаешь до…

      когда во мраке комнат

начнут они в ночи,

      в прохладе старой дачи

смятение свое, и пение, и плачи.

Мужайся и терпи,

      и не суди их строго.

Мы все, как комары,

      жужжим под ухом Бога,

он вертится во сне

      и слушает, и глохнет,

но терпит до поры…

      того гляди – прихлопнет…

* * *

Там, за окном, – Борис и Глеб,

и улица дождем умыта.

А здесь, на кухне, – рис и хлеб,

и прочие приметы быта.

И если форточку открыть,

ворвется в комнаты цветущий

прохладный май. И может быть,

проветрит этот дом, где – тучи,

где черен чай и черен хлеб,

а белый рис и белый сахар

еще теряются во мгле,

наполненной полночным

      страхом…

* * *

Когда друзей –

      по пальцам на одной,

зато тревог – куда ни посмотри,

писать стихи – становится войной,

одна строка считается за три.

Все грезился прелестный завиток,

беспечный ангел

      в травке луговой,

но в результате – короток итог,

и горек, словно дым пороховой.

* * *

Такие черные и злые

живут в твоей подушке сны,

и ты всю ночь проводишь с ними,

а днем – когда они одни –

под белым хлопком белым пухом

в какой-то бездне или тьме

все продолжается разруха,

и голод, и беда, и смерть.

* * *

И сентябрь на исходе,

легким дымом из трубы…

Просыпаемся и ходим

мы под небом голубым.

Голубым, холодным, чистым –

словно лезвие ножа.

И на тротуарах листья,

словно беженцы лежат…

* * *

Когда уже под небом серым

я окажусь не ко двору,

я заболею эсэсэсэром

и от него потом помру.

Не то чтоб месть или расплата,

но просто в памяти всплывет,

что он родил меня когда-то

и только он меня убьет.

* * *

Тощий, словно карандаш,

и такой же деревянный…

Знаю – ты меня предашь,

знаю… Поздно или рано.

Что ты мне ни говори,

ни доказывай упорно…

Стержень у тебя внутри –

тонкий-тонкий.

Черный-черный.

Пессимистическое

Однажды почувствуешь остро,

так, словно под ребрами – нож:

как суп из пакетика – просто

и очень невкусно живешь.

А жизнь (хоть сравнениям грубым

ты сопротивлялся всегда)

уходит по фановым трубам,

как всякая, впрочем, еда.

И хмуришься, высоколобый,

от мысли, что это – твой крест:

жить, словно лапша из столовой,

пока тебя время не съест…

Немузыкальное

…и воздух так вокруг остист,

что даже хрипнешь. У крыльца

уж музыка звучит,

но стих – не вытанцовывается.

А музыка смеется – Врешь! –

и вьется вихрем у дверей…

И кажется – сейчас умрешь

от безъязыкости своей.

* * *

О чем ты говоришь? Слова

      раздавят подлеца?

Он – как пружинная кровать –

продавливается.

Как календарь перекидной –

махнул рукою – рраз! –

все изменилось: он – герой,

а ты, увы, – дурак.

И на тебя, на дурака,

он смотрит тяжело…

“Слова раздавят…” я пока 

не знаю этих слов…

* * *

Киношный снег. Или клочья ваты

из мультипликационной ленты.

Как будто куклы стоят солдаты –

стоят рабочие и студенты.

И вдруг, кусочком –

      цветная пленка,

прощальный месяц,

      шальное лето,

скупые слезы, и смех ребенка,

и наша песня еще не спета…

Лишь парой кадров

      мелькнет “гражданка”.

Как строчки в титрах:

      “был призван”, “холост”.

Киношный снег.

      И опять “Славянка”

звучит нам вслед,

      словно мамин голос…

* * *

Как отвратительно честны

безденежье и безнадежность!

Еще полжизни до весны.

Еще томительна

      безбрежность зимы…

Возвышенно легка

судьба, покуда баловница,

шалунья, бабочка-строка

над тощей свечкою кружится.

И если стоило трудов

веселой бабочки порханье –

ее короткое дыханье

      куда длиннее холодов…

* * *

Как здорово смеяться и писать,

пока стакан наполовину полон.

Покуда пиво есть и колбаса,

и верится что все –

      пучком и колом.

Люблю тебя. Все прочее – пустяк,

белиберда, пустые разговоры…

Гора с горой не сходятся. Никак.

Так здорово, что мы с тобой –

      не горы…

* * *

Эпоха пляжная прошла,

и тянет холодом от Волги.

Сентябрь без бабьего тепла

такой невыносимо долгий.

Такой холодный и сырой,

хоть иногда красив по-царски…

Даже от губ твоих порой

вдруг веет холодом январским…

* * *

Словно шахматной

      королевы трон –

черно-белый двор.

      На дворе – зима.

Приглушенный стон.

      Колокольный звон.

Черно-белый пес сторожит дома.

И согражданам не найти следов

тех, кто знать хотел

      посложнее цвет.

И у каждого – свой набор ходов

до исхода дней, до скончанья лет.

Черно-белый мир,

      где хмельной дурак

на художника подымает дрын…

Не люблю – за что,

      не пойму никак –

черно-белый свой

      телевизор “Крым”.

Снова сентябрь

…Как будто мышь в своей норе

сожмешься и дрожишь.

А куст осенний во дворе

так светел, жив и рыж.

Все смерть вокруг и темнота,

пожар, война в Крыму…

А он – сгорит. Но ни черта

не боязно ему…

Акынское

1.

едешь средней полосой

так светло и холосо

дождь идет и снег идет

и никто тебя не ждет

не читает не хотит

только ангел твой летит

где-то рядом наверху…

да нам татарам все равно

      от этого не легче

2.

у меня больна жена

у меня больна страна

что-то мне на этом свете

не уютно ни хрена

сердце екает в груди…

знаю знаю господи

это присказка конешно

сказка будет впереди

3.

нам акынам – все легко

пить кобылье молоко

над раздерганною жизнью

подыматься высоко

степью еду – степь пою

смертью еду – смерть пою

не гляди, Литература,

даже в сторону мою

На один мотив: Казань

В тысячелетнем городе – зима.

Холодные дворы.

      Февраль кромешный,

где “пазика” квадратная корма

болтается, как щепка,

      в струях снежных.

Где жизнь идет.

      И скоро выйдет вся.

И не вернется – хоть кричи…

      хоть спейся.

А тучи, что над городом висят,

тяжелые, как паруса ахейцев…

* * *

“…вот объясни,

      ты чувствовал… хотя

наверно, нет

      (какой же ты счастливый!),

что сзади по пятам идет сентябрь

и как Малюта –

      все глядит пытливо…

…а в голове – другие города,

дождавшиеся своего героя…

Москва – столица.

      А Казань – горда. Как Троя.

…и бабье лето на твоем дворе,

и ты идешь,

      ни в чем не виноватый.

А листья умирают на жаре,

как брошенные

      родиной солдаты…

…все мысли так нелепы

      и страшны…”

“Мне это ощущение знакомо.

Когда живешь

      предчувствием войны,

пожалуйста, не выходи

      из дома…”

* * *

“Да брось ты!

      Мне давно все нипочем!”

Вся похвальба куда-то испарится,

как только ночь тяжелым кирзачом

наступит на татарскую столицу.

И кремль, и Зилантова гора

беззвучно под подошвою сомнутся.

И снова умирая до утра,

я не надеюсь, в общем-то,

      проснуться.

 

                                                                                                Глеб МИХАЛЕВ

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще