Полномочное представительство Татарстана в Российской Федерации с полным правом можно считать ровесником нашей республики. Свое начало оно берет с мая 1920 года. Правда, в отличие от самой республики институт представительства, как свидетельствуют архивные документы, пережил немало преобразований. Менялись “органы приписки”, адреса месторасположения, структура, руководители, но неизменным оставалось его предназначение – верой и правдой служить Татарстану, быть надежным мостом между Москвой и Казанью, связующим звеном центра с республикой.
19 мая 1920 года при российском Наркомате по делам национальностей были созданы национальные отделы, в том числе отдел татар. С образованием Татарии он был преобразован в представительство ТАССР при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете. В ноябре 1920 года все профильные структуры национальных республик переведены или возвращены в лоно Наркомнаца. В соответствии с декретом советского правительства региональные представительства при ВЦИК упразднены, а их функции переданы в представительство губерний и республик при Наркомнаце.
На национальные представительства возлагалось решение таких вопросов, как “ускорение дел по удовлетворению нужд автономных республик и других национальных объединений по снабжению их необходимыми денежными, техническими, культурно-просветительными и другими средствами, отпускаемыми в общем порядке центральными учреждениями РСФСР”. Иными словами, существующие при Наркомнаце представительства национальностей заботились о своевременном финансовом снабжении своих республик.
В апреле 1924-го, после смерти Ленина, Наркомнац был ликвидирован. Представительства вновь вернули “в ведение” ВЦИК – при его Президиуме был создан институт представительств национальных республик, в том числе представительство Татарской АССР.
В его задачи входили “представительство от имени правительства Татарской Республики в высших правительственных, административных, культурных и хозяйственных органах Центра и защита политических, экономических и культурных интересов республики перед центральными учреждениями”.
Несмотря на ограниченный штат, Татпредставительство принимало участие в решении ряда крупных задач, стоявших перед республикой. В частности, в 1927-1929 годах был подготовлен план административного районирования Татарии, профинансирована модернизация нескольких объектов промышленности, сельского хозяйства, строительство водопровода на окраинах Казани и в других городах республики, внесена лепта в общероссийский план электрификации. Кроме того, при непосредственном участии представительства произошло увеличение национальных групп Татрабфака и выделены средства на ремонт Казанского госуниверситета.
25 февраля 1927 года на заседании Совнаркома ТАССР утверждено Положение о торгово-промышленном представительстве ТАССР в Москве. На него возлагались “функции объединения деятельности государственных и кооперативных торгово-промышленных предприятий Тат-республики, проводимой ими в центре”. Руководство Татторгпредством осуществлялось торгово-промышленным представителем ТАССР, который назначался Татсовнаркомом по представлению Татсовнархоза, Наркомторга и Кооперативного совета Татреспублики.
В октябре того же 1927-го на заседании СНК ТАССР было вынесено решение о слиянии Татторгпредставительства с представительством ТАССР при Президиуме ВЦИК.
Эти изменения сопровождались расширением функций представительств, их правового статуса. В частности, ноябрьским постановлением ВЦИК 1930 года на них была возложена задача “представительствовать в центральных учреждениях РСФСР по вопросам, которые имеют политическое, национальное или важное хозяйственное и социально-культурное значение для представляемой автономной республики или области, и равным образом информировать как центральные учреждения РСФСР по перечисленным вопросам, так и органы автономных республик и областей о законодательных постановлениях, предположениях и мероприятиях, проводимых Центром”.
Эти задачи представительство ТАССР успешно выполняло на протяжении почти десяти лет. На основе постановления Верховного Совета РСФСР Совнарком ТАССР 28 декабря 1938 года принял постановление о ликвидации представительства ТАССР при Президиуме ВЦИК.
Однако через 53 года институт представительства и опыт, накопленный в те далекие годы, оказались востребованными вновь. Этому способствовали бурные политические и экономические события конца 1980-х годов, в результате которых были провозглашены перестройка и гласность, взят курс на демократические преобразования. Эти события оказали громадное влияние и на умонастроения, да и в целом на ситуацию в Татарстане.
10 апреля 1990 года был принят закон “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик”. В целях обеспечения повседневных связей Совета Министров ТССР с центральными министерствами, госкомитетами и другими подведомственными Совету Министров РСФСР органами 4 февраля 1991 года было образовано постоянное представительство Совета Министров Татарской ССР в Москве. В августе 1993 года оно было преобразовано в постоянное представительство Татарстана в Москве.
Наконец, после подписания Договора между Российской Федерацией и Татарстаном о взаимном делегировании полномочий указом Президента республики на базе постпредства было учреждено полномочное представительство Татарстана в России. Оно стало важным связующим звеном аппарата Президента республики с федеральными органами России и иностранными дипломатическими представительствами в Москве.
Разумеется, в дальнейшем в положение о полпредстве вносились определенные изменения, продиктованные жизнью и новыми приоритетами. Так, в 2006 году в дополнение к его основным функциям перед полпредством были поставлены задачи по укреплению связей республики с региональными национально-культурными автономиями татар города Москвы и Московской области, Центрального федерального округа и другими татарскими общественными организациями, оказанию содействия в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар. Кроме того, полпредство ответственно за взаимодействие с Общественной палатой России, общероссийскими и международными общественными организациями, с Советом муфтиев России, организациями, представляющими Русскую православную церковь, другими религиозными объединениями. Одно из существенных нововведений – приравнивание должности полномочного представителя к должности заместителя Премьер-министра Татарстана.
Главами представительства Татарстана в разные годы были такие крупные общественно-политические фигуры, как Мирсаид Султан-Галиев, Ибрагим Неометов, Хафиз Чанышев, Фарит Мухаметшин. Рекордсменом по времени пребывания в должности полпреда оказался Назиф Мириханов, проработавший главой представительства в течение одиннадцати лет, начиная с 1998-го. В апреле текущего года на этом посту его сменил Равиль Ахметшин.
О том, что институт представительства себя оправдал, свидетельствует тот факт, что сегодня представительства Татарстана имеются в шести областях и городах России, а также в тринадцати странах СНГ и дальнего зарубежья.
Рафис ИЗМАЙЛОВ,
Юлдуз САМИТОВА.