Государственность татарского народа, сохранившаяся в его исторической памяти, уходит в глубь веков. Столетия, прошедшие после падения татарских ханств, создали определенную “пустоту” в истории национальной государственности. Но в народе всегда жили вера и надежда на достижение национальной и социальной справедливости.
Революционная буря в России ускорила процесс национального пробуждения, вышел наружу веками копившийся заряд национального оптимизма.
Идея преобразования страны по типу штатов, выдвинутая в мае 1917 года на I мусульманском съезде, была одним из показателей становления плана возрождения национальной государственности татар. Проект Идел-Уральского (Урало-Волжского) штата вырос именно из нее. В советской историографии история этого проекта и его реализации оценивалась как попытка буржуазных националистов отделиться от России и создать независимое татарское государство. Между тем факты, которые долгие годы замалчивались, свидетельствуют о другом.
Идел-Уральский штат никоим образом не противоречил, а целиком соответствовал решению состоявшегося в 1918 году III Всероссийского съезда Советов, провозгласившего Россию федеративной республикой. Штат должен был реализоваться под названием Волжско-Уральская Советская республика. Предполагалось созвать Законодательное собрание республики на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования и национально-пропорционального представительства.
Главной причиной неудачи в реализации штата-республики стало нежелание центральных и местных органов Советской власти иметь такую большую республику в центральной части России. Кроме того, приходится говорить, по крайней мере, о двух ошибках национальных лидеров. Первая из них заключалась в том, что они включили в карту штата соседние народы и, прежде всего, башкир. Между тем нужно было отнестись с полным уважением к уже провозглашенной к тому времени башкирской автономии и встать на путь сотрудничества с ней. Вторая ошибка – недостаточная подготовленность к защите штата при необходимости вооруженными средствами.
Негативно отнеслись к созданию штата Мирсаид Султан-Галиев, Шамиль Усманов и некоторые другие видные татары, вставшие на сторону казанских большевиков и упразднившие национальные организации. В последующем они горько сожалели о содеянном.
Положение о Татаро-Башкирской республике, выдвинутое большевиками, стало одной из уловок, направленных на срыв создания национальной автономии. Оно привело лишь к усилению распрей не только между татарами, башкирами и другими народами Поволжья, но и к серьезным конфликтам между самими татарами. Обреченность этого документа не в том, что его реализации помешала Гражданская война, как это утверждалось в советской историографии, а в изначальном нежелании подписавшего его Сталина создавать таковую республику.
В результате инициатива в создании национальной автономии полностью перешла в руки Советского правительства. Стало совершенно ясно, что республика в случае ее провозглашения могла быть только декретированной сверху.
Однако, как бы там ни было, нельзя не признать огромного исторического значения Декрета об образовании Татарской автономной республики от 27 мая 1920 года, подписанного В.И.Лениным и М.И.Калининым. Если бы тогда, пусть хотя бы и в таких урезанных рамках, не была выделена территория для республики, ни о какой борьбе в будущем за ее суверенитет невозможно было бы говорить.
А борьба эта продолжалась на протяжении всего периода существования Татарской АССР. Это была борьба против явно выраженной тенденции превращения национальных республик РСФСР в обычные административные единицы. Это с особой силой проявилось в ходе создания СССР. Мирсаид Султан-Галиев при поддержке руководителей ряда автономий добивался того, чтобы республики, входившие в состав РСФСР, непосредственно вошли в союзное государство. В конечном счете его отчаянная борьба за превращение Татарстана в полноправную союзную республику закончилась в 1923 году арестом, исключением из партии и впоследствии репрессией.
До 1936-1937 гг. Татария пользовалась определенной автономностью. Шесть ее наркоматов, в том числе юстиции с прокуратурой, внутренних дел, народного образования, здравоохранения и земледелия, подчинялись лишь ЦИК и Совнаркому республики. В этом заключалась автономность. С принятием конституций СССР и РСФСР в 1936-1937 годах республика лишилась и этой мнимой автономии.
Общественность Татарстана никогда не переставала вести борьбу за повышение статуса республики. Она приняла открытые формы с началом перестройки в стране. Идея преобразования республики стала также и заботой партийных организаций. На пленуме Татарского обкома партии 3 августа 1990 года была поддержана идея провозглашения государственного суверенитета республики. Татария, предприятия которой ежегодно вырабатывали продукции на 25 миллиардов рублей, не имела ни одного республиканского промышленного министерства. 80% предприятий были подчинены Союзу, 18% – РСФСР и лишь 2% – автономии. После перечислений в российский и союзный бюджеты в ее распоряжении оставалась мизерная выручка.
27 августа 1990 года открылась вторая сессия Верховного Совета Татарской АССР двенадцатого созыва. Выступая на сессии, Председатель Верховного Совета М.Шаймиев заявил, что вопрос о провозглашении государственного суверенитета республики, внесенный на рассмотрение сессии, имеет жизненно важное значение для всего нашего многонационального народа и что “с его решением во многом связан не только сегодняшний, но и завтрашний день Татарстана”.
В результате 30 августа была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана, в которой было записано, что земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа и что гарантируются всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека.
Через год после принятия Декларации начались переговоры между делегациями России и Татарстана по вопросу о подписании договора о взаимоотношениях. Путь к договору был трудным. Пришлось провести референдум о статусе республики. В итоге за суверенный статус Татарстана проголосовало 61,4% явившихся на избирательные пункты граждан республики. 6 ноября 1992 года была принята Конституция Республики Татарстан, закрепившая выраженную на референдуме волю граждан о превращении республики в суверенное государство.
После всего этого 15 февраля 1994 года договор между Россией и Татарстаном был подписан. В нем за Россией закреплено 17, а за Татарстаном – 15 полномочий. В совместном ведении оказались 23 полномочия.
С 13 июня 2007 года вступил в силу новый договор. От прошлого новый документ отличается тем, что он полностью прошел путь юридических процедур. Новый договор юридически безупречен, одобрен Госсоветом Татарстана и обеими палатами Федерального Собрания РФ, подписан президентами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Договор делает Татарстан единственной в России договорной республикой, т.е. республикой с особым статусом. Россия, поскольку в ней сохраняется договорной принцип, продолжает оставаться федеративной страной.
Таким образом, Татарстан, начиная с 27 мая 1920 года, преодолел путь огромной исторической важности. Декрет 1920 года и Декларация 30 августа 1990 года взаимно связаны. Декрет, объявив республику, создал возможность для принятия Декларации. Декларация же в свою очередь придала новое качество республике. Она перестала быть декретной, а стала республикой, преобразованной на основе права народа на свободное самоопределение. Если декретную республику можно было декретным же путем ликвидировать, то с республикой, воссозданной самим народом, этого сделать невозможно.
Еще в самом начале пути к суверенитету многими политиками отмечалось, что Татарстан задает некий нравственный вектор, которому следуют другие. Действительно, наша республика выступила пионером федеративного демократического строительства России. Будем надеяться, что она и впредь будет служить примером для других субъектов Федерации. И этот пример будет работать во благо всей страны.
академик АН РТ