Из окон этого дома на Комсомольской набережной хорошо видна Нижнекамская ГЭС. Алексей Алексеевич Быкадоров (на снимке) смотрит на нее каждое утро, когда просыпается, и каждый вечер, когда там зажигаются огни. Его память в такие минуты обращается к временам, когда внушительное сооружение только рождалось. А вместе с ним рождались Камский автозавод и новый город. Мой собеседник – один из тех, кто начинал эту большую стройку.
Быкадоров – инженер-гидротехник, бывший начальник управления строительства “Гидрострой”. Его работники сооружали станцию, а еще – многие промышленные и социальные объекты в Набережных Челнах.
Алексей Алексеевич вместе с супругой и коллегой Татьяной Никитичной трудился на строительстве Новосибирской ГЭС, потом на Урале. А в 1965 году по собственному желанию они приехали в Татарстан – здесь закладывалась Нижнекамская ГЭС.
– В поселке ГЭС тогда было всего два постоянных дома, – рассказывает ветеран. – В одном из них нам дали квартиру. Я стал начальником СМУ по строительству судоходных сооружений. Но в первую очередь надо было подготовить базу. Это бетонный завод, железнодорожное, автомобильное и арматурное хозяйства… А еще мы сооружали временное жилье – двухэтажные каркасные дома. Некоторые из них до сих пор сохранились! Возвели поликлинику, клуб – он тоже еще живой…
Первый кубометр бетона на строительстве судоходных сооружений был заложен только в августе 1966 года. А к собственно зданию гидростанции приступили годом позже.
– Проектировщики рассчитывали, что ГЭС будет запущена за пять лет, – продолжает Быкадоров. – Не получилось, потому что нас, гидростроителей, постоянно отвлекали. Кроме того, ресурсы нам выделялись в то время по остаточному принципу. И все же к 1969 году необходимая база была построена. А следующим этапом для нас стало начало сооружения КамАЗа. На его строительстве работали до 70 тысяч человек, но нам все равно дали столько объектов, что на гидростанции мы в первые пять лет – до пуска первой очереди автогиганта – работали еле-еле, только что не допускали консервации.
В управлении “Гидрострой”, которое возглавил Быкадоров, трудились более 4,5 тысячи человек. Они сооружали молокозавод, хлебозавод, мясокомбинат, жилые дома, административно-бытовой корпус и резервуары для литейного завода. А еще – сельскохозяйственные объекты. Свинокомплекс на 16 тысяч голов в совхозе “Татарстан”, коровники. И все-таки продолжали строить гидростанцию.
– У строителей работа идет, когда есть бетон, – говорит Алексей Алексеевич.- Нам бетон выделяли, как правило, в воскресенье или в ночную смену. И люди с пониманием к этому относились, никто не отказывался выходить на работу. Так было до пуска первой очереди КамАЗа. После этого срочно понадобился мост через Каму, и было принято решение форсировать строительство гидростанции. В результате в 1978 году челнинский берег соединился с елабужским.
На строительство завода, города и ГЭС приезжали со всей страны. Только в коллективе Быкадорова работали представители 43 национальностей:
– Я пригласил сюда многих коллег с Новосибирской ГЭС. Приезжают инженеры, они тут же за собой тянут бригадиров, те – рабочих… Люди тянулись на большие стройки. И работу давали всем. Приезжали без всякого направления, без специальности, и всех определяли в бригады, было организовано обучение. Даже так называемых бичей, которые неизменно появлялись во временных поселках из вагончиков, и тех разыскивала милиция и приводила в отдел кадров. Дорожили каждым человеком.
– Но что все-таки заставляло людей уезжать с насиженных мест на большие стройки?
– Что заставляло ехать нас с женой? Когда заканчивалась стройка в Новосибирске, у нас была трехкомнатная благоустроенная квартира, сыновья определены в детский сад, была работа, нормальная зарплата. Но когда ты молодой, тебе все время хочется чего-то нового, хочется сделать что-то полезное. На нашем курсе в институте было 150 человек. Разъехались все: на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток… Людей так воспитывали: надо делать новое, то, что, в конечном счете, увеличит могущество страны. И ты сам станешь самостоятельным, уважаемым человеком.
– В очерках по истории Кам-АЗа прочитала, что был некий тип людей, которые ехали на молодежные стройки с мыслью: все для страны, а не для себя.
– Энтузиазм, конечно, был. Но кроме энтузиазма у каждого человека есть житейские потребности. Был период, когда кадровики “Камгэсэнергостроя” зачастили в Иваново. Там незамужних девушек специально агитировали приехать на нашу стройку. И многие приехали, я думаю, что у них тоже была мысль найти молодого человека. Как правило, семьи здесь очень быстро складывались. У тех, кто сюда приезжал, был очень хороший стимул: жилье. Практически все, кто приехал на строительство КамАЗа, рано или поздно получили квартиры. Строились детские сады, школы, кинотеатры, больницы. Для молодых людей из деревни это был, конечно, высший уровень.
– Как люди относились к работе?
– Самые трудолюбивые – это женщины. У нас были бригады Мадьяровой, Давыдовой – это чрезвычайно ответственные женщины. Никогда не было такого, чтобы я пришел, а они сидели без дела. И мужские бригады Юнусова, Рябинина, Фатхутдинова, и другие. Это люди, у которых один вопрос – только дай материал.
– Много приехало сюда людей неустроенных, как это отразилось на общей ситуации?
– Многие не приживались и уезжали, была так называемая текучесть. В пиковые годы работало более 60 тысяч строителей. Примерно 15-20 тысяч в год увольнялось, и вместо них приезжали другие люди. Причины были разные. Например, ждать постоянное жилье нужно было в среднем два года, не у всех хватало выдержки.
После ввода ГЭС в эксплуатацию Алексей Алексеевич с супругой три года были в командировке в Сирии: строили гидроузел. Затем возводили единственную в России гидроаккумулирующую станцию в Московской области. А вернувшись в Челны, Быкадоров занялся реконструкцией здания под музей истории города. Этот проект он называет своей лебединой песней:
– Я прожил 80 лет, и самый большой отрезок времени – здесь. Когда я иду по улице, обязательно встречу человека, с которым вместе работал. У нас в “Камгэсэнергострое” создан совет старейшин, его возглавляет почетный гражданин Набережных Челнов Марат Шакирович Бибишев. Мы раз в неделю встречаемся, обсуждаем происходящее, иногда критически высказываемся по поводу сегодняшнего дня. Но самое главное – мы общаемся друг с другом.
Здесь – мой родной город, уютный, чистый. Жена точно так же к этому относится. И посмотрите за окно. Там – наша гидростанция.