Высота народного духа

У каждого народа найдутся сыновья, достойно символизирующие достигнутые им духовные высоты. О множестве таких личностей повествует и история татарского народа.

У каждого народа найдутся сыновья, достойно символизирующие достигнутые им духовные высоты. О множестве таких личностей повествует и история татарского народа. Но не найти другого деятеля, оказавшего столь сильное влияние на развитие национальной жизни и проникшего столь глубоко в саму душу народа, как Габдулла Тукай.

Подлинно талантливого поэта невозможно отделить от народной судьбы. Он,  преданный сын родной земли,  избирает своим главным оружием язык предков, воплощает в каждом своем произведении тонкое знание всего многообразия  национального быта. Этим бесценным богатством Габдулла Тукай напитался от благодатного края, называемого Заказаньем. Подаривший татарскому народу гениального поэта Арский край соединил в себе красоту лесных, горных, степных просторов, дал жизнь многим захватывающим сказкам, мелодиям, обрядам, здесь родились народные дастаны “Тахир и Зухра” и “Буз егет”.    

Кырлай! Именно это село,  само название которого созвучно слову “жырлай” (“поет”), заронило в душу Габдуллы семена поэтического дара.  Ему не дают покоя сны, в которых он видит родной Кырлай, самые светлые воспоминания о проведенных здесь годах преследуют его. А подобный раю лес Кырлая! По признанию самого поэта: “Тут тебе бульвар, оркестр, и театр, и концерт; Цирковое представленье, танцевальня и балет…”

Как это ни поразительно, но в таком сказочном мире детства формируется не только поэтический талант Габдуллы Тукая, на родной земле его настигает и “печать проклятия”, ставшая причиной многочисленных метаний и страданий. По-видимому, эта черная печать проявилась, когда малютку, потерявшего отца в четырехмесячном возрасте, отдали на воспитание чужой старухе, дав ей в придачу стог ржи. Когда он босым бежал по снегу за похоронной процессией и кричал: “Верните маму, отдайте маму!”. Внезапно ожесточившаяся судьба вынуждает сироту скитаться по деревням.  Посылает испытание голодом. Дает почувствовать, что в жизни существуют и “угрозы”, и “розги”. Не знаю,  найдется ли  другой народ, в истории литературы которого есть страницы, подобные тем, как будущего великого поэта водили по казанскому Сенному базару, предлагая встречным: “Отдам ребенка на воспитание, кто возьмет?”. И  каждую из семи-восьми женщин, у которых ему пришлось воспитываться, он называл “мамой”…

Вскоре  сиротские тропы приводят мальчика  в “предначертанный ему судьбой” город Уральск. Здесь процветают ремесленное производство, купеческая торговля. Среди жителей много татар. Действуют три медресе. Здешняя бурная жизнь  захватывает Габдуллу. Ему кажется недостаточным обучение в медресе,  и он одновременно посещает трехлетнюю русскую школу. Овладевший в медресе арабским, персидским и турецким языками мальчик  знакомится с восточным, русским и европейским литературным наследием. Постепенно он начинает считать своими учителями таких писателей, как А.Пушкин, Л.Толстой, В.Жуковский. Становится лидером среди шакирдов, демонстрируя хорошие знания истории, литературы, народного творчества, культуры в целом. Соприкоснувшийся с печатным делом юный автор переходит от функций наборщика типографии к более ответственным обязанностям, активно сотрудничает с еженедельной газетой “Фикер”, журналами “Эль-гаср-эль-джадид” и “Уклар”.  В публикуемых в газетах и журналах его статьях, фельетонах, рассказах ясно раскрываются политические и общественные взгляды поэта, проникнутые заботой об интересах родного народа. В стихотворении “К нации” он раскрывает свою душу:

Мои думы днем и ночью,

                           моя нация – о вас;

Я здоров твоим здоровьем,

              если болен – из-за вас...

В бурлящую, романтическую, светозарную Казань, то и дело являвшуюся ему во сне, Габдулла Тукай приезжает во всеоружии, чувствуя себя, по его словам,  “не только поэтом до мозга костей, но и дипломатом, политиком, общественным деятелем”. И большая часть необходимых для этого духовных основ была заложена в период его жизни в Уральске. Свобода, принесенная революцией 1905-1907 годов, позволила набравшему силу  поэту еще шире расправить крылья. Во время разгона демонстрации в городе спину Тукая настигает и плеть жандарма. Местными русскими рабочими ему было дано довольно длинное прозвище – “ненавидящий эксплуататоров, вдумчивый, скромный, интеллигентный татарин”. Вот таким борцом едет он в Казань.

  То, как протекала жизнь Габдуллы Тукая в Казани, можно сравнить со свечой, сгорающей одновременно с обоих концов. Поэту здесь было отпущено на творчество и борьбу лишь 5 лет и 8 месяцев. Предчувствие мятущейся души заставляет спешить. И он вступает в борьбу со всеми реакционными силами общества. Будучи “пламенным борцом, резким обличителем, великим критиком”, поэт находит силы со всей остротой противопоставить кадимизму новое мировоззрение. Тукай, полагавший, что, “когда можно сказать прямо, нет нужды прибегать к намекам”, открыто обличает в своих произведениях усиливающийся деспотизм царского самодержавия.

В Казани он близко знакомится с деятелями, о которых слышал ранее, – Ф.Амирханом, Г.Камалом, Х.Ямашевым, К.Бакиром, В.Бахтияровым, С.Рахманкуловым, Г.Кулахметовым, С.Сунчелеем. Его творческая и общественная деятельность забила здесь бурным ключом. Поэт постоянно сотрудничает с ежедневной газетой “Эль-ислах” (Реформа), выпускаемой его другом и соратником Ф.Амирханом, многими другими печатными изданиями, редактирует журналы “Яшен” (Молния), “Ялт-йолт” (Зарница). Его новые произведения издаются не только в Казани, но и в других регионах. За непродолжительное время, получившее название “казанского периода”, Габдулла Тукай выпускает в общей сложности более 30 книг. В статьях, написанных по разным поводам, он  излагает свои мысли и о проблемах национального музыкального искусства.  Участвует в организации концертов и вечеров в “Восточном клубе”. Поэт, оставивший в наследие родному народу гимн-прославление “Родной язык”, желал видеть татарское национальное музыкальное искусство на должной высоте. Несмотря на то, что у него не было времени привести в системный вид  собственное творчество, он успевает писать произведения по мотивам стихотворений Байрона, Гете, Гейне, Шиллера, А.Пушкина, М.Лермонтова, басен И.Крылова. Живший в условиях жестокого  цейтнота Тукай находит время и для поездок на Макарьевскую ярмарку (Нижний Новгород), в Гурьевку (Симбирская губерния), Астрахань, дважды в Уфу, Петербург, казахские степи.

   Сколько произведений, вызывающих восхищение потомков, создал Тукай за свою восьмилетнюю творческую жизнь, “пролетевшую как мимолетный сон”!  Программные статьи поэта, прожившего всего 27 лет, среди которых такая как “Умерла ли наша нация, или она всего лишь спит?”, по сей день вдохновляют татарский народ к обретению достойного места среди других народов мира, укрепляют национальное самосознание. Вспомним поэму “Сенной базар, или Новый Кисекбаш”, резко обличающую патриархально-феодальные порядки на примере образов представителей различных социальных слоев. После публикации  этой поэмы в виде отдельной книги многократно усиливается ненависть к поэту кадимистов, приверженцев  консервативного общественного развития. Тукай был причислен царской охранкой к группе революционеров, “призывающих к свержению существующего в стране общественного строя”. На его четвертый поэтический сборник, возглавлявший список запрещенной литературы, был наложен арест.

Хотя он и был признан народным поэтом, народ не использовал Габдуллу Тукая в качестве своего рупора. А все потому, что Тукай, писавший и под псевдонимами “Биик усал” (Оочень сердитый), “Тэртэ башы” (Оглобля), направлял огонь беспощадной критики и на родной народ.  “Народ дошел до такого состояния из-за отсутствия дружеских взаимоотношений, – сокрушается он, обращая взор к трагическому прошлому народа, – извлекай урок, племя Мухаммеда!”. И призывает: “Мы должны быть хранителями, подлинными гражданами и в полном смысле “служителями Отечества” этой нашей большой страны”.

Изрядная доля  критики досталась и религиозным деятелям. Тукай, обладавший глубокими знаниями Корана и исламской литературы, обличал  в своих произведениях и считавшиеся оплотом схоластики старые медресе, и необразованность религиозных лидеров… В этом ему не было равных. Но в то же самое время, будучи верующим человеком, он не забывал молить Аллаха о том, чтобы Он “послал счастье этому народу”. Наряду с гневными обличениями он  создал  и любимые детьми и взрослыми поэмы, такие как “Шурале” и “Водяная”. (На основе этих произведений татарскими композиторами написаны балеты, вошедшие в сокровищницу национального искусства).

  “Когда в горах не существовало ни электричества, ни свечей, возникла профессия осветителя, – писал Расул Гамзатов. – И Тукая также можно считать осветителем для своего народа. Свет любви, свет таланта, …свет неприятия любого зла на земле… Этот свет он завещал нам”.

Свет Тукая освещает путь татарского народа и в ХХI веке.

Зиннур МАНСУРОВ,

поэт, лауреат Государственной

премии РТ им. Г.Тукая

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще