Впервые с людьми, о которых хочу рассказать, я познакомился на недавнем 100-летнем юбилее чистопольской первой школы. Взволнованные, нарядные, при орденах и медалях ветераны получали поздравления, рассказывали о своем поколении. О том, как в далеком сорок первом, после выпускного бала, они, счастливые и полные надежд, 22 июня встречали рассвет на берегу Камы, еще не зная, что на западных рубежах страны уже полыхает война. В первые же годы она безжалостно испепелила мужскую половину выпускников, обездолила, изломала судьбы школьных подруг, также вставших на защиту Родины.
Третий полет был последним
События развивались неожиданно и быстро, как по сценарию военного времени. Свою ненаглядную Нину Аркадий Никифоров, летчик запасного авиационного полка, дислоцированного в Чистополе, заприметил у штаба. Он размещался по соседству с санэпидстанцией, где девушка работала. С утра она отправлялась в села, где проводила дезинфекцию помещений, обработку вещей, госпитализацию больных, а вечером возвращалась в город. И как было не обратить внимания на румяную, статную пассажирку легкой повозки, если кучер дядя Миша, проезжая мимо военных, шутя, подбадривал лошадку: “А ну, веселей, милая, ведь красавицу везешь!”
Предлагать руку, штурмовать сердце девушки Аркадию пришлось ускоренными темпами. Обстоятельства складывались так, что полк срочно переводился на запад, и летчик решил расписаться и забрать Нину с собой. Неожиданное предложение привело ее в смятение. Скромная и стеснительная, она медлила с ответом. И только после настоятельных просьб и уговоров с участием начальника штаба эскадрильи согласилась выйти замуж за Аркадия.
Сразу после загса Аркадий, получив после ремонта и испытания самолет, в составе экипажа отправился на фронт. А Нина вместе со служащими полка, прихватив мамин сундучок с наспех собранными вещами, отправилась в Кировоград, на новое место дислокации полка. До Казани добирались на пароходе, затем пересели на товарный состав.
Сутками дневали на станциях, через две недели кончились личные запасы продуктов и скудный сухой паек. Стали голодать, продавать на хлеб вещи. Задерживали движение и налеты на поезд немецкой авиации. Никогда не забыть ей жуткий страх от грохота низко пролетающих самолетов, с которым она выскочила из вагона и побежала в открытое поле.
Руинами домов, голодом и холодом встретил их украинский город. Поселилась на окраине, в разбитой хате вдовы погибшего фронтовика с тремя детьми. Глядя на горе людей, уже не о себе, не о своих бедах думала квартирантка с востока. Только здесь она увидела и поняла жестокость и трагедию войны и, чем могла, помогала хозяйке, ее малышам.
Как на свидание, всего на два дня, прилетел долгожданный муж. Как ни старалась Нина, скромным получилось угощение, но столь желанной была встреча молодых! С нескрываемой радостью встречала она своего суженого после второго полета. А с третьего вылета он уже не вернулся, навсегда оставив в сердце Нины Волосковой горечь невосполнимой утраты, несбывшихся надежд и мечтаний.
Это лишь небольшой штрих большой и насыщенной жизни Нины Михайловны Волосковой. Войну она закончила в том же авиаполку в должности начальника хозяйственного блока медсанчасти. В молдавском городе Тирасполь отбивали нападение бандеровцев, грабивших склады. Здесь же с неописуемым восторгом вместе с однополчанами встретила она День Победы.
После увольнения в запас вернулась в Чистополь, окончила курсы бухгалтеров и поступила на часовой завод. Энергичную женщину, лидера по опыту и призванию, выбирают председателем цехового комитета, а затем и делегатом на съезд профсоюза рабочих машиностроения и приборостроения СССР в Ленинград . Там ее избирают уже членом пленума этого профсоюза и направляют учиться в Московскую высшую школу профдвижения, по окончании которой Нина Волоскова назначается заместителем председателя профкома крупного свердловского завода “Уралхиммаш”.
Уже с семьей вернувшись с Урала на часовой завод, она трудится вначале экономистом, затем возглавляет отдел АСУП в сложный период его становления, избирается председателем цехкома заводоуправления. Кавалер боевых, трудовых орденов и медалей, Нина Михайловна активно участвует в общественной жизни и после выхода на пенсию, вот уже более четверти века увлеченно поет в хоре ветеранов войны и труда.
Линия жизни хирурга Космодемьяновой
Получилось так, что по завершении учебы почти все одноклассники мечтали поступить в Казанский химико-технологический институт. Не была исключением и отличница Галина Космодемьянова, боготворившая прекрасного преподавателя химии Веру Груздеву, привившую настоящую любовь к своему предмету. С благодарностью вспоминает она и учителя русского языка и литературы Антонину Таратину, отличного математика Анатолия Крюкова и других. Все они были людьми высокой внутренней культуры, настоящими интеллигентами.
– В сорок первом только в нашей школе насчитывалось около двухсот выпускников, – вспоминает Галина Александровна.
Война безжалостно ударила по молодости, растоптала надежды, планы на будущее. Из 20 ребят их класса с фронта вернулись только трое. Гале вместе с другими девушками пришлось рыть мерзлую картошку на колхозном поле, работать на часовом заводе, устранять брак в изделиях предприятия. Но она не расставалась с мечтой о высшем образовании.
И добилась, чтобы ее направили в Казанский мединститут. Училась на отлично, досрочно сдавала экзамены. Общежитие не отапливалось, голод, как говорится, ходил по пятам. Он-то однажды и погнал в стужу трех подружек пешком из Казани в Чистополь. Обессилевшие, в разбитой обуви, на полпути они уже было потеряли надежду добраться до родного крова. Спасение пришло с красноармейским обозом, который и довез отчаявшихся девушек.
На старших курсах она получала уже сталинскую стипендию, которая почти в два раза превышала обычную, начала серьезно заниматься гимнастикой, побеждать на различных соревнованиях. А в 1946 году была приглашена в Москву на физкультурный парад.
Вскоре выпускнице мединститута, успевшей проявить себя способным специалистом, предложили продолжить образование в ординатуре при клинике им. Вишневского. С теплотой и признательностью говорит Галина Александровна о своем талантливом учителе, хирурге от бога Иване Харитонове. Он постоянно брал ее в качестве ассистента на свои операции, говоря, что “у Гали руки врожденного хирурга”.
Все складывалось хорошо до прихода нового врача, у которого с ассистентом Космодемьяновой с первых же дней не сложились отношения. В результате она вынуждена была уехать в сельскую больницу, которую вскоре возглавила. Больница стала для нее школой закаливания, приобретения опыта, становления как специалиста и организатора. Все эти черты наиболее полно и ярко раскрылись в Чистопольской ЦРБ, где Галина Александровна в качестве хирурга бессменно проработала 30 лет. Ее сослуживцы, ветераны больницы, говорят: “Такой женщине и при жизни памятник не грех поставить”.
Душа обязана трудиться
– Ты ли это, голубушка, как же в Москву залетела?
– На учебе, Борис, в высшей профсоюзной школе. А ты, кажется, кадровый офицер, с военной службой не порвал?
– Как видишь, нет. Но сейчас, извини, спешу, Нинок, приходи вечером. Запиши адрес, рад буду принять, есть о чем поговорить.
Эта давняя встреча, о которой всегда с теплотой вспоминает Борис Федорович, состоялась в московском парке. Волей судьбы случайно встретились не только два одноклассника-фронтовика, но и уроженцы одного села Алексеевское, родители которых перед войной перебрались в Чистополь.
Уже после этой встречи Нина Волоскова преподнесла земляку, по его же выражению, самый дорогой подарок, познакомив со своей подругой, ставшей его женой и подарившей сына Юрия.
…Сразу после получения аттестата зрелости летом сорок первого почти все одноклассники написали заявления в военкомат о направлении на фронт. Но Борис Беликов не подходил по возрасту, и он поступил учеником токаря на завод “Автоспец-оборудование”, где до мобилизации на фронт трудился его отец. Так что за его револьверный станок встал сын и через несколько месяцев на изготовлении гильз для снарядов к зенитным пушкам стал выдавать почти две нормы.
В августе 1942-го молодого токаря призвали в армию и направили на военные курсы. По окончании их сержант Беликов воюет в составе 1-го Украинского фронта, участвует в ликвидации банд бандеровцев, а в конце войны направляется в пограничное училище. После службы в погранвойсках окончил военно-политическую академию в Москве, преподавал на военной кафедре Донецкого политехнического института.
В повседневной жизни Бориса Федоровича интересовала не только военная карьера. Он никогда не расставался с мольбертом, и его гостья Нина Михайловна была немало удивлена, увидев его картины “Одинокая”, “Ожидание”, “Неравный брак”, яркие, выразительные натюрморты, пейзажи. До недавнего прошлого он увлеченно занимался пчеловодством, не перестает писать стихи и по праву считает, что душа обязана трудиться и для нее отставки нет.