“Мы словно встретились с большим, давно знакомым другом…”

Этот дом в центре Казани на перекрестке улиц Горького и Галактионова памятен не одному поколению горожан, да и не только им.

К 70-летию Литературно-мемориального музея А.М.Горького

Этот дом в центре Казани на перекрестке улиц Горького и Галактионова памятен не одному поколению горожан, да и не только им. В 80-х годах позапрошлого века в подвале дома была пекарня революционера-народника А.С.Деренкова, у которого подручным пекаря работал Алексей Пешков, будущий великий писатель Максим Горький.

А в марте 1940 года здесь был открыт музей А.М.Горького. Тысячи людей приходили сюда, чтобы прикоснуться к судьбе этого удивительного человека. Для многих Горький был любимым писателем с детства. Его книги искренне и правдиво рассказывали о жизни, учили быть ее активными творцами и преобразователями, призывали к поиску идеала. Горький притягивал феноменом своей личности: босяк, любивший хорошие книги, которые “вымыли душу” и заставили его поверить в себя, стать писателем с мировым именем, выдающимся общественным деятелем. Пример Горького восхищал, воодушевлял. “Перед началом занятий в университете я решил посетить Музей А.М.Горького, чтобы он напомнил мне о страстной горьковской жажде знаний, его стремлении к истине, о том, как он мог преодолевать жизненные трудности. Игнатов. Август 1955г.”, – читаем в книге отзывов посетителей музея. “С огромным волнением я ходил по тесным комнатам музея и представлял себе образ этого великого человека. Я видел Горького в 1933 году на трибуне мавзолея на Красной площади. Для меня незабываемы его произведения, особенно драматические. Спасибо сотрудникам музея за то, что бережно хранят память о нем. Лахман. Москва. 1960 г.”

“Еще раз после демобилизации решил заглянуть в любимый музей. Посмотрел знакомые экспонаты и появившиеся новые. Здесь много узнаешь о Горьком, о его тяжелой жизни и духовном рождении в Казани, узнаешь и учишься жить. Шакиров Р.И. 17 дек. 1954 г.”

“Побывав в этом уютном доме, мы словно встретились с большим, давно знакомым другом. З.Горшенева. 27 июня 1965г.”.

Проходя по залам музея, посетители будто ощущали живое присутствие Горького. И, может быть, одна из причин подобного впечатления – в особом, трепетном отношении к Горькому тех, кто создавал музей.

Среди них – казанский историк, краевед Николай Филиппович Калинин, автор книги “Горький в Казани”. Он переписывался с писателем и в 1928 году, во время приезда Алексея Максимовича в Казань, встречался с ним. Неудивительно, что Калинин с большим энтузиазмом взялся за создание научной концепции музейной экспозиции. Несколько лет он был сотрудником Музея А.М.Горького, членом его ученого совета.

Сорок лет руководила музеем Мария Николаевна Елизарова. Исследователь, писательница, организатор и душа всех начинаний. При ней музей расширился, его экспозиция постоянно пополнялась новыми документами и экспонатами. Елизарова – автор множества статей и очерков о молодом Горьком и его современниках по казанскому периоду, ее пьеса “Юность Буревестника” была поставлена на сцене Казанского Большого драматического театра им. В.И.Качалова.

Совсем молоденькой девушкой в 1935 году в Крыму Мария Елизарова показала Горькому свою первую повесть “Марьям” и получила благосклонный отзыв. И на всю жизнь осталась преданной поклонницей его таланта. Свое трепетное отношение к писателю Мария Николаевна передала и тем, кто работал в музее под ее началом.

В годы Великой Отечественной войны работники Музея А.М.Горького шили теплые вещи для фронтовиков и создавали выставки-передвижки, которые разворачивались на фабриках и заводах, в школах и госпиталях. С 1942 года казанский Музей А.М.Горького стал организатором (совместно с ИЯЛИ КФАН СССР) горьковских научных конференций, в которых принимали участие ведущие горьковеды страны.

В 1946 году по приглашению М.Н.Елизаровой в Казань из Анжеро-Судженска приехал А.С.Деренков. По его рассказам была восстановлена пекарня в том самом виде, какой она была, когда в ней работал Алексей Пешков, – едва освещаемая тусклым светом, с низкими сводами, неоштукатуренными стенами. Здесь невольно вспоминались горьковские строки: “Нам было душно и тесно… в каменной коробке под низким и тяжелым потолком, покрытым копотью и паутиной…”.

В 1950-1960-е годы экспозиция музея обогащается новыми материалами, найденными в Государственном архиве Татарии, Архиве А.М.Горького в Москве, собранными во время научных командировок по горьковским местам. Среди ценных находок и приобретений – брошюра А.Баха “Царь-голод”, гектографированная А.Пешковым и его другом Г.Плетневым, фотокопии ранних рассказов Горького в казанской газете “Волжский вестник” и другие. Многие уникальные экспонаты были подарены музею первой женой писателя Е.П.Пешковой, которая с 1946 года и до конца жизни поддерживала связь с музеем, переписывалась с М.Н.Елизаровой.

В 1968 году была открыта выставка, посвященная нашему земляку, гениальному певцу Ф.И.Шаляпину. Начало шаляпинской коллекции положили фотографии, сделанные в 1967 году, во время приезда в Казань дочери певца, а также ряд личных вещей Шаляпина, которые Ирина Федоровна передала в дар музею.

В 1970-1980-е годы открылись залы “Казань 1880-х годов XIX века”, “Горький и писатели Татарстана”, “Горький на сценах казанских театров”, “Казанский цикл произведений А.М.Горького”. Большой интерес вызывали также выставки “Пушкин в Казани”, “Русские писатели в Татарии” (С.Аксаков, А.Радищев, Г.Державин, А.Герцен, А.Гончаров, Н.Некрасов, Е.Баратынский, Л.Толстой, В.Маяковский и др.).

В эти годы перед входом в музей стояли огромные очереди, каждому сотруднику приходилось порой проводить до восьми экскурсий в день. И были многочисленные поездки с лекциями в сельские районы, к строителям КамАЗа.

С 1988 года после ремонта и реконструкции музей был снова открыт для посетителей. Новая экспозиция, разместившаяся на двух этажах, тщательно продуманная и прекрасно оформленная группой петербургских художников под руководством С.Когана, освещала весь жизненный и творческий путь писателя, но более подробно, естественно, был представлен период, связанный с Казанью.

В 1990-е годы появилась новая экспозиция “Бродячая собака”, воссоздававшая обстановку литературного кафе на Михайловской площади в Петербурге, где собирались поэты Серебряного века.

Уникальные музейные реликвии… Они свидетельствуют о большой, многотрудной, но в то же время яркой и интересной жизни двух гениев земли русской. План-карта Казани с пометами Горького мест, где он жил и работал. С нее начинался музей. Эту карту писатель прислал в 1928 году из Сорренто по просьбе казанских пионеров из кружка краеведов, которым руководил Н.Ф.Калинин. Письменный стол, сделанный по личному чертежу Горького. Он стоял на подмосковной даче в Горках – последнем пристанище писателя. Портрет А.М.Горького работы Н.А.Пешковой, жены его единственного сына Максима. С портрета смотрит на нас уже немолодой, много познавший и много переживший человек. Взгляд его серо-голубых глаз серьезен и задумчив. Глубоко противоречивой личностью был писатель Горький. В его душе соединялись страстное неприятие “свинцовых мерзостей” жизни и вера в Человека, трагическое мироощущение и светлая мечта о прекрасном будущем России, человечества.

Столь же уникальна шаляпинская коллекция. Метрическая книга Богоявленской церкви с записью о крещении Ф.И.Шаляпина. Алая лента с надписью “Высокоталантливому Федору Ивановичу Шаляпину”, подаренная певцу восторженными казанскими зрителями. Рояль – щедрый дар молодому артисту руководителя Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Этот рояль 30 лет простоял в московской квартире певца. На нем Шаляпин проигрывал партитуры опер, которые знал наизусть от увертюры до финала. Пластинки с записью голоса певца. Виктрола воспроизводила чарующий шаляпинский голос с мягким, бархатным тембром, голос, умевший передавать огромное богатство человеческих чувств и переживаний. На художественных открытках – образы, созданные Шаляпиным: Мефистофель, Олоферн, Дон Кихот, Мельник, Борис Годунов…

Фондовая коллекция Музея А.М.Горького насчитывает около 70 тысяч единиц – огромное богатство, и она продолжает пополняться.

За годы существования музея сотрудниками были проведены тысячи экскурсий, десятки научных конференций, прочитаны сотни лекций. А сколько было организовано выставок, литературных вечеров!

Имена многих работников Музея А.М.Горького навечно вписаны в его историю, среди них – Е.А.Колесникова, С.В.Писарева, В.З.Давлетшина, Л.Г.Алексеева, И.К.Никифорова и другие. Удивительно, что здесь и по сей день работают научные сотрудники из замечательной елизаровской когорты – Ф.Ф.Мирзина и Л.Б.Белова.

Казанский музей А.М.Горького стал поистине центром культурной жизни города. Здесь рассказывали о своих встречах с Горьким А.Кутуй и К.Наджми, читали свои произведения о Горьком Г.Паушкин и Б.Нойс, выступали художники, искусствоведы, актеры и режиссеры казанских театров.

И в наши дни здесь нередко царит оживление, но музей переживает далеко не лучшие времена. Основная экспозиция закрыта на ремонт и реконструкцию. Остро стоит и проблема кадров. Музею необходимо молодое пополнение, нужны специалисты-филологи, музыковеды, музееведы, которые бы на основе новейших достижений науки достойно продолжали дело их предшественников. Нужны энтузиасты, люди, которые бы любили Музей А.М.Горького, к которым можно было бы обратиться с надеждой и верой: “Храните музей как достояние нашей культуры, чтобы и потомки увидели его!”

Людмила ДАНИЛОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще