Впервые о населенном пункте с красивым названием Альдермыш довелось услышать со сцены Татарского академического театра имени Камала. В спектакле “Старик из деревни Альдермыш” роль мудрого, лукавого и озорного старика Альмандара с блеском сыграл народный артист СССР Шаукат Биктемиров. Да и другие персонажи – жители этого не придуманного, а реально существующего в Высокогорском районе населенного пункта, известного еще со времен Казанского ханства, вызывали у зрителей неподдельный интерес и чувство гордости за свой народ, его самобытность, искрящееся чувство юмора.
Еще одной визитной карточкой Альдермыша стали мелькающие на дорогах “газели” с надписями на боку “Альдермышский источник”. Так называется предприятие, работающее в этом селе около пяти лет и поставляющее бутилированную питьевую воду. Наконец, довелось как-то в жаркий летний день испить кефира, изготовленного в ООО “Альдермышский молкомбинат”. После чего сделала вывод, что нет ничего вкуснее этого напитка.
И вообще, похоже, в этом Альдермыше сосредоточено все самое-самое, будь то умные и жизнерадостные старики типа Альмандара, чистая родниковая вода, оснащенная компьютерами школа, детский сад с бассейном, местная мечеть – архитектурный памятник XIX века…
Мы с руководителем аппарата Совета Высокогорского муниципального района Минзуфар Усмановой едем в Альдермыш, до которого от райцентра 12 километров. Она уже много лет живет в этом селе, сначала 17 лет проработала в местной школе, затем еще 11 возглавляла сельсовет, а также была одним из первых руководителей Альдермышского молокозавода. Минзуфар Ибрагимовна искренне считает, что нет на свете места привольнее и краше, чем родной Альдермыш.
За разговорами не заметили, как время пролетело, и вот мы уже на въезде в Альдермыш, о чем информировал богато разукрашенный указатель. А возле него с красками и кистью ходил какой-то мужчина. Попросив водителя остановиться, мы вышли из машины. Незнакомец оказался местным художником-реставратором Фирхатом Халиуллиным, он нарисовал не только этот замечательный указатель (таких привлекательных, честно признаюсь, не встречала ни у одного другого населенного пункта Татарстана), но и приложил руку к многим другим объектам на селе. Например, кисти Халиуллина принадлежит живописная роспись ворот и забора, окружающего Альдермышскую мечеть. Впрочем, рисование – своего рода наследственный дар, который альдермышцы получили от своих предков. Здесь вообще многие рисуют. Причем отнюдь не складывают свои произведения в папки, под сукно, а сразу же выставляют на всеобщее обозрение. Любуйтесь, мол, кто хочет и сколько душа позволит. Например, директор альдермышского детсада Эльмира Рахимова своими рисунками украсила стены садика не только внутри, но и снаружи. Это веселые и добрые персонажи сказок, яркие букеты цветов, от которых тепло и уютно местной детворе даже в самый пасмурный зимний день!
Воспитанию подрастающего поколения в Альдермыше уделяют особое внимание. Местная средняя школа, как и детсад, также восхищает. Это современное просторное здание с множеством необходимых для школьников предметных кабинетов, с великолепным спортзалом, куда ребятишки с удовольствием приходят “покачаться” на тренажерах в свободное от учебы время. С гордостью показал нам компьютерный зал молодой директор школы Фанис Насруллин. Сегодня в альдермышской школе обучаются 117 человек, но рассчитана она на перспективу – на 250 учащихся.
Заместитель главы Альдермышского сельского поселения Миляуша Гайнутдинова рассказала, что в настоящее время в селе проживают 600 человек. Альдермыш является центром поселения, в которое входят деревни Ибря и Сая.
– Чтобы прилегающие к Казани деревни и села не поглотил город, чтобы повернуть народ к земле, нужно обеспечить село работой, а также хранить и приумножать свои национальные традиции, – считает Миляуша Гайнутдинова.
Мы обошли и объехали все село – такое чистое и аккуратное, с красивыми домами, утопающими летом в зеленой кипени деревьев, с клумбами повсюду, что невольно хотелось сравнить его с картинкой. Только картинка была не лубочная, а живая, и все вокруг не показуха, а стиль жизни альдермышцев, который сложился очень давно.
История Альдермыша уходит в седую старину. Официально считается, что село образовано в XVI веке, доказательством чему служат могильные памятники, которые датируются 1561 годом. Но есть сведения о том, что Альдермыш был известен еще во времена расцвета Казанского ханства. Вот какое оно древнее!
О происхождении его названия есть разные версии. Одну из них поведала учительница географии и истории местной школы Илкай Рахимова:
– Есть легенда о том, что первыми поселились в этих местах братья Альдерми – в переводе значит люди бойкие, быстрые, предприимчивые, и нарекли после этого селение Альдермыш. Оно изначально было большое и богатое, окруженное со всех сторон густыми лесами, полными живности. В том числе и медведи тут бродили. Даже сегодня в некоторых наших семьях в качестве реликвий и талисманов хранят медвежьи когти. И прозвища в некоторых семьях остались – “аю” (медведь). Наверное, и в моем отчестве медведь замешан…
Илкай Аюповна – миловидная женщина с круглым, покрытым симпатичными веснушками лицом, с ямочками на щеках, со светлыми добрыми глазами. Она говорит неспешно, сдержанно, но чувствуется в этой женщине энергетика сильного и знающего человека. В самом деле, так много и подробно о родном селе, как Илкай Рахимова, в Альдермыше никто не расскажет.
– Коренными жителями нашего села в седой древности были марийцы, или, как их называли, черемисы, богатые и работящие, – рассказывает Илкай Аюповна. – Татары появились позже. Так и жили – в одном конце села марийцы, в другом – татары, но оба народа исповедовали ислам. До сих пор в некоторых названиях наших примечательных мест (например, оврагов) сохранились марийские названия: Раскован, Мари-баши. Но после захвата Казани Иваном Грозным в 1552 году в эти места стали в большом количестве приходить татары из Казани.
На минуту прервав свой рассказ, задумавшись, словно оказавшись мысленно в далеком прошлом, Илкай Аюповна улыбнулась:
– Вот смотришь на жителей Альдермыша – явно есть в их лицах черты марийской нации – лицо круглое, волосы русые и волнистые… Когда-то наше село разделялось на Малый Альдермыш и Большой, и там и там были мечети, при них – медресе, в которых учились шакирды, по 300 человек в каждом. Учили их знаменитые учителя того времени. Например, в нашем селе проживал мулла Муртаза, которого почитали святым. Говорят, на смертном одре Муртаза попросил, чтобы ему принесли воды из источника, и место указал. А ему говорят: нет, мол, там никакого источника, одна земля. “А вы идите и увидите”, – настоял старец. И люди впрямь источник нашли, уже в наше время всем селом обустроили и нарекли родник именем святого Муртазы. Потомки муллы по фамилии Муртазины и сейчас живут в Альдермыше. Это крепкие и достойные семьи.
Илкай Рахимова хорошо осведомлена о своей родословной и может многое рассказать о родственниках многих поколений, чуть ли не с XV века, когда ее предки переселились на здешние земли из Буинского района.
– В старых документах мы не нашли сведений о том, что Альдермыш был крепостным селением, – продолжает Илкай Аюповна. – Видимо, местные крестьяне служили помещикам соседних деревень. Рядом с нами расположены такие русские помещичьи селения, как Мамонино, где правил помещик Мамон. А помещик Кудрявцев заправлял Каймарами. Эту усадьбу потом купили Баратынские. Даже Пушкин туда, говорят, приезжал. Может, и наш Альдермыш видел…
Уже вечером прощаюсь с гостеприимными жителями Альдермыша. И напоследок интересуюсь у Минзуфар Ибрагимовны: насколько реальные события отобразил Туфан Миннуллин в своей пьесе “Старик из деревни Альдермыш” и был ли прототип у необыкновенного старика?
Та улыбнулась загадочно:
– Может, да, а может, нет, кто знает… Но сила искусства и таланта такова, что иной придуманный автором эпизод вдруг становится реальностью. А по характеру, по цельности натуры у нас чуть не каждый старик мог бы послужить прототипом Альмандара.