Сближая точки на карте

И вот он перед нами – Эльбрус… Почти две тысячи километров от Заинска, откуда мы направились в путь с постоянным участником проекта нашей газеты “Открытый Татарстан – время молодых” ансамблем “Мирас”, и каких-то 130 километров от столицы Кабардино-Балкарии Нальчика.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

И вот он перед нами – Эльбрус… Почти две тысячи километров от Заинска, откуда мы направились в путь с постоянным участником проекта нашей газеты “Открытый Татарстан – время молодых” ансамблем “Мирас”, и каких-то 130 километров от столицы Кабардино-Балкарии Нальчика.

Загадочное и удивительное место, с которым красивая легенда связала имя… основателя Волжской Булгарии Кодраг-хана, сына Кубрата, балтавара (правителя) Великой Болгарии, раскинувшейся еще в середине позапрошлого тысячелетия на этой благословенной земле. С подачи известного балкарского этнографа Мухтара Кудаева перескажу эту легенду нашему читателю.

Дело было так: много лет великий правитель держал в секрете удивительный артефакт, который достался ему от самого Атиллы, переходя от одного прямого наследника к другому. Это была золотая чаша, которая придавала силы ее владельцу и оберегала от дурного глаза и недостойных вождя поступков. За чашей давно и упорно охотились сильные мира сего. Не давала она покоя и царю воинственных хазар, который время от времени насылал свои летучие войска на пограничные территории, пытаясь пробиться к столице Великой Болгарии. Почувствовав приближение своего конца, престарелый балтавар решил передать чашу своему сыну Кодрагу, который должен был захоронить ее от злых глаз в далеких вассальных землях Кубрата. В дорогу с братом отправился и Батбай.

Охранять их было поручено ближайшему родственнику балтавара Балкыр-хану. Но в дороге их уже поджидал большой вражеский отряд. Отбиваясь, Кодраг выманил напавших в степные просторы и ушел на Волгу. Батбай принял бой с оставшимся войском, прикрывая Балкыра, который унес золотую чашу в горы. Здесь он ее и захоронил. Гонцы передали, что артефакт надежно запрятан под скалой, которая похожа на клык.

В балкарском и татарском, как, впрочем, и в других тюркских языках, “клык, коренной зуб” – “азау”.

Именно так называется гора, которая находится под самым Эльбрусом. Известно, что многие правители (в том числе и Гитлер) отправляли на Эльбрус экспедиции, тайной целью которых были поиски некоего могущественного артефакта. И кто знает, не о золотой ли чаше Кубрат-хана шла речь? И не в память ли о том факте когда-то был назван Казанью (от слова “казан”) город на Волге, к которому устремлены сегодня чаяния миллионов наших соотечественников?

Именно на Азау прошла в марте этого года акция нашей газеты “Молодежь Татарстана – молодежи Северного Кавказа”. И именно сюда мы вернулись в нынешнем августе. В том же качестве – посланников дружбы, но уже с другой целью.

Мы привезли на балкарскую землю наш Сабантуй…

Долгое возращение праздника

Сабантуй крепко сидит в памяти балкарцев. О нем не забывают нынешние старики, с удовольствием вспоминая ожидание праздника и предпраздничные хлопоты, игры, его предварявшие, с трепетом рассказывая о самом “Сабан тое” – так звучит он по-балкарски. Но это было так давно…

– Мое поколение уже и не помнит его, – говорит глава сельского поселения “Эльбрус” Узеир Курданов, с чьей легкой руки древний праздник возрождается в Балкарии. Кстати, в этом году Узеир Дахирович стал лауреатом всероссийского проекта “Эффективное управление кадрами”. А умение действенно руководить предполагает, и далеко не в последнюю очередь, внимание к духовным и культурным потребностям своих земляков.

Вопрос, нужен ли Сабантуй, сегодня в России просто не стоит. “Разве может быть не к месту или лишним праздник, который не века, а тысячелетия назад, зародившись в самой гуще народа, из языческого весеннего обряда давным-давно превратился в торжество дружбы, мира и согласия?” – заметил глава Эльбрусского района Курман Соттаев, принявший активное участие в организации мероприятий.

Сабантуй – праздник, которому, в противовес иным календарным “красным” дням, удается собрать на одном майдане людей разных наций, религий, возрастов, увлечений…

– Кстати, одно из древнейших упоминаний о нем приходится на эпос о нартах, – рассказывает этнохореограф Мухтар Кудаев. – Исследователи полагают, что балкарский эпос начал создаваться в VIII-VII вв. до нашей эры, а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события. Нарты, согласно карачаево-балкарским сказаниям, – это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы Великим Тейри с определенной целью – установить на земле порядок, истребить поедающих людей великанов-эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает человечеству жить счастливо. Поэтому главное занятие нартов – война. В перерывах же между битвами эти воины влюблялись, женились, трудились на земле. И праздновали Сабан той.

Местом проживания нартов, как пишет в своих работах известный балкарский исследователь и просветитель прошлого века Сафарали Урусбиев, служил весь Северный Кавказ и территория до Волги. Последняя очень часто упоминается в этих сказаниях под именем Эдиль. Через нее нередко переправлялись нарты с целью набегов на своих врагов. Так что о древности любимого татарами и балкарцами праздника и говорить не приходится.

…Мы привезли с собой разработанный сценарий праздника, часть реквизитов и большую концертную программу, которую решили в лучших традициях Сабантуя совместить с номерами местной художественной самодеятельности.

Мало того, было решено непременно внести в развлекательную программу те игры, которые были свойственны древнему балкарскому Сабан тою. И то, что получилось у нас в итоге, без натяжек можно назвать свежей кровью, которая влилась в жилы нашего любимого праздника.

Ему и дождь не помеха

В первую очередь очень понравилась площадка, которую определил Узеир Курданов. Несомненно, это один из лучших российских майданов, на которых разворачивается действие Сабантуя. Он полностью соответствует духу народного празднества.

Честное слово, это надо видеть своими глазами. Огромные горы в местечке Иткол, откуда рукой подать до Азау и подножия самого Эльбруса, будто расступились, освободив большую ровную площадь, щедро сдобренную богатейшим альпийским разно-цветьем. Одна из зеленых гор амфитеатром вознеслась над этим пространством, очень напомнив мне актанышский майдан.

Здесь располагается летний стадион, особо не обремененный сооружениями. Так что было куда пристроить все необходимые снаряды – от столбов до бревен. Надо отдать должное оперативности оргкомитета праздника, куда вошли не только представители местной власти, но и известные балкарские журналисты, писатели, хореографы и этнографы.

Роль последних была особенно важна. Ведь и уже знакомый нам Мухтар Кудаев, и писатель Далхат Таумурзаев не просто подсказали моменты, свойственные древнему балкарскому Сабан тою. У Далхата-эфенди, к примеру, даже сохранились удивительные реликвии. Это специальные камни, в метании которых должен быть силен любой мужчина. Если “мухагир таш” весит 38 килограммов, а “баян таш” – 40, то самый легкий “тему таш” – восемнадцать. Именно его и метали потом на празднике, решив, что это поинтереснее, нежели привычное тягание пудовой гири.

Писатель-этнограф предложил и другие фольклорные игры, которые сегодня подзабыты. Но именно они оказались одними из самых популярных на майдане. Одно дело – взобраться на гладкий столб за петухом, совсем другое – влезть на ту же высоту, только по ремню, смазанному маслом.

На все про все у нас была только неделя, но она была расписана буквально поминутно. Сразу же после завтрака и до самого обеда шли репетиции концертной программы, которую составили из двух блоков: гостевого – татарского – и общего с балкарскими друзьями. А вот между этими блоками было решено вставить “Минуту славы”. Пока артисты будут обедать, главную сцену займут те, кто решил продемонстрировать свои таланты – спеть, сплясать, рассказать стихи. Забегая вперед, скажу, что от “народных артистов” отбоя не было. Да и ведущая, которой стала “министр культуры” Эльбруса Ирина Чумак, смогла так мастерски организовать импровизированный концерт, что народ просто разрывался от желания и тут поприсутствовать, и в играх поучаствовать.

Вечерами зачастую наши ребята выезжали с концертами. Об этом расскажу ниже, а пока вернусь на майдан Сабантуя.

Праздник начался с серьезных переживаний. Все дни стояла солнечная погода, а тут как испытание: ночь напролет лил дождь, который не прекратился и утром. Мы расстраивались, изводили себя. И не переставали удивляться просто олимпийскому спокойствию наших хозяев: “Все в руках Всевышнего…”. И ведь снизошел властитель миров: в девять утра дождь прекратился. И ясная погода держалась ровно до трех часов пополудни. А там как кран на небесах повернули – ливануло так, что вмиг все попрятались. Жаль было, что немного смазался конец программы. Но все остальное было просто замечательно!

Сцену украсила эмблема Сабантуя, которую разработали с учетом особенностей той местности, где он проходит: на ярком синем фоне – белоснежный двуглавый Эльбрус и под ним – чаша. Причем в качестве варианта было выбрано самое древнее из известных ее изображений. Может, именно так выглядела та золотая чаша Атиллы, которую захоронил в этих горах Балкыр-хан, как гласит легенда, так и оставшийся со своими людьми в окрестностях Эльбруса. Эта эмблема теперь будет постоянным логотипом здешнего Сабантуя, который станет в Приэльбрусье ежегодным.

Мы огласили торжественные приветствия председателя оргкомитета Всемирного конгресса татар Рината Закирова и главы Заинского муниципального района Татьяны Воропаевой, и праздник начался…

 Все тут было как на каждом майдане Сабантуя – битые горшки, монеты в айране, разочарования не одолевших высоту, радость победивших на борцовском ковре и другие эмоции, на которые так щедр народный праздник. Но больше всего нас поражала реакция всех без исключения присутствующих на происходящее.

Первыми со словами признательности к нам подошли балкарские старейшины, со слезами на глазах они благодарили за то, что мы вернули им Сабантуй, майдан которого, по словам одного из них, мы не можем делить на татарский и балкарский. И не должны. Это праздник народа, который можно считать одним целым, заметил он. Мало того, до недавнего времени балкарцев официально именовали “горскими татарами”.

Потом большой толпой нас окружили татары, приехавшие сюда со всех концов Кабардино-Балкарии и даже из соседних республик – Дагестана, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Адыгеи. Целая группа приехала из районного центра Тырныауз, где живет большая диаспора наших соотечественников, осевших здесь со времени строительства в этом городе вольфрамово-молибденового комбината.

Удивила чеченская молодежь. Оказалось, они присутствовали на нашем выступлении в Нальчике, где каждый четверг проходит уникальное мероприятие: на свой “Таулы той” собираются молодые балкарцы. Здесь они не только танцуют именно народные танцы, но и обучаются правилам хорошего тона, поведению, манерам, которые приняты в горской среде. После того концерта они решили приехать в Приэльбрусье, чтобы своими глазами увидеть, что же это такое – знаменитый Сабантуй. И то, что увидели, им понравилось безмерно.

Ребята с жаром приглашали нас в Грозный, рассказывая о своих татарских знакомых в родной республике. Кто знает, может и к ним прочертит свой маршрут наша гуманитарная акция, нужность которой уже не вызывает сомнений.

Но были и претензии. Ко мне то и дело подбегали разгоряченные зрители, которые не успевали от одной игровой площадки к другой. Мол, и канат потягать хочется, и на шест взобраться, и полено на скорость порубить, а все идет одновременно. Ну, в этом и есть изюминка Сабантуя, объясняла я. Зато будете ждать следующий, чтобы забрать не выигранные нынче призы.

Подводя итоги

Не знаю, разбирал ли какой другой оргкомитет славного народного праздника “полеты” так, как разбирали его мы. Разложили по косточкам каждую точку майдана от главной сцены до торговых площадок. Отметили слабые стороны, с удовольствием вспомнили яркие моменты.

В числе последних – детская площадка, которую в образе клоунессы вела Ирина Алешина, студентка Казанского университета культуры. Сюда рвались даже взрослые, так было интересно. Нашлось немало желающих научиться татарскому танцу на фольклорном пятачке педагога-хореографа заинского дворца культуры “Энергетик” Лидии Нестягиной. К руководителю вокально-хореографического ансамбля “Мирас”, главного действующего лица этого Сабантуя, Альфие Валиуллиной просто очередь выстроилась из желающих получить хоть коротенький, но профессиональный урок вокала. Наш оператор Вячеслав Загитов больше сам позировал, поскольку о его восхождении на Эльбрус со слов знаменитого альпиниста Абдул-Халима Ольмезова знали многие.

– Глубоко тронул всех собравшихся один из самых неожиданных моментов праздника, который наши татарстанские друзья держали в полной даже от нас, организаторов, тайне, – отметил депутат Тырныаузского горсовета Борис Непеев. – Это земля, которая была привезена ими из великого города Булгара. Ведь именно там обосновался в свое время Кодраг-хан, давший начало государственности вашей республики. Символично вернулась та земля, на которую когда-то осела пыль с его сапог, туда, где наверняка приходилось бывать сыну легендарного балтавара Великой Болгарии. И это своеобразный знак соединения великого татарского народа со своим единокровными балкарскими братьями.

Несомненной яркой ноткой Сабантуя стал фестиваль айрана. Этот национальный напиток, который есть в кухне каждого тюркского народа, пользуется особым почетом у балкарцев. И каждое село Приэльбрусья выставило на суд зрителей напиток собственного рецепта. Свидетельствую: он и в самом деле везде разный. Меня удивляло только одно: как смогло жюри во главе с заслуженным деятелем искусств КБР Мухтаром Кудаевым выделить лучший из них. Сам Мухтар Чукаевич признается, что было очень нелегко. Дело еще и в том, что айран нужно было преподнести в определенных условиях – оформить подворье своего села для конкурса “Наша деревня”.

Как заметила моя коллега из газеты “Кабардино-Балкарская правда” Светлана Моттаева, Сабантуй дал повод удивить собравшихся образцами убранства дома, сакли, изделиями из войлока, струящимися бахромой горскими шелковыми шалями, повседневной и выходной одеждой, искусством национальной кухни. Все это можно было увидеть в импровизированных жилищах, сооруженных жителями Былыма, Кенделена, Тырныауза, Эльбруса, Верхнего Баксана и других сел Эльбрусского района. И как было не воспрянуть духом былымцам, саклю которых со всеми этноартефактами, пенной бузой и национальными блюдами авторитетная комиссия признала победителями конкурса “Наша деревня”. И кроме того, приготовленные хычыны, отварное мясо с тузлуком, сохта, жалбаур и татарские блюда, в том числе чак-чак и другие сладости – все это изобилие стало угощением для участников и гостей Сабантуя.

Дотошный читатель, помнящий мои публикации из рубрики “Татарский мир”, может полюбопытствовать: что же я о местных татарах так мало говорю? К большому сожалению, тот разброд, который царит сегодня в нальчикской диаспоре наших соотечественников, отделил их друг от друга. Но зато понравились оптимизм и желание объединиться у татар, живущих на территории Эльбрусского района. И это здорово. Ведь вместе легче выживать в нынешних непростых реалиях. У нас было много встреч с со-племенниками, живущими как в Тырныаузе, который является центром Эльбрусского района, так и в самом селе Эльбрус. Утешило то, что живется им здесь комфортно.

– Трудности – они у нас общие, – заметил один из самых уважаемых балкарских старейшин Мухадин Циканов, который, несмотря на свой весьма почтенный возраст, приехал на Сабантуй из высокогорной Верхней Балкарии. – И делить тут нечего. А приобрести можно многое. Ведь и дружба, и мир, и уважение к другой нации не появятся по чьему-то приказу. Это надо взращивать, воспитывать, приходить к пониманию даже чужого тебе народа, только открывая ему свое сердце.

И если ниточка, протянувшаяся сегодня из Заинска на Эльбрус, сблизит две точки на карте, богаче от этого будут и Татарстан, и Кабардино-Балкария.


Послесловие: Отдельно хочется отметить тех, благодаря кому нашей газете удалось провести Сабантуй на Эльбрусе. Это глава Заинского муниципального района Республики Татарстан Татьяна Воропаева и глава сельского поселения “Эльбрус” Кабардино-Балкарской Республики Узеир Курданов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще