Сто лет назад в Казани открылась Международная выставка
Ровно век исполняется в эти дни Международной торгово-промышленной выставке 1909 года, которая открылась в Казани в конце июня (4 июля по новому стилю) и стала событием в масштабах России. Соприкоснуться с ним сегодня помогает только что вышедший в свет набор дореволюционных открыток, подготовленных к изданию и снабженных комментарием известного казанского филокартиста Абдуллы Дубина. С его любезного разрешения мы используем сегодня некоторые из них.
Место выставки было выбрано удачно – за Арским полем, в городском парке “Русская Швейцария” (ныне Центральный парк им.Горького), в то время излюбленного места отдыха горожан и приезжих. Специально для нее здесь заново перестроили здание театра, отремонтировали ресторан, возвели музыкальную сцену-“раковину”, установили главные ворота с изящным забором. Оборудованием павильонов занимались участники выставки, состав которых был довольно представительным.
Первоначально выставка задумывалась как смотр достижений в сферах сельскохозяйственного производства и профессионального образования Волжско-Камского региона. Однако интерес к ней еще на стадии подготовки превзошел ожидания. Число желающих представить в Казани свой бизнес все возрастало. В итоге – почти две с половиной тысячи экспонентов из более чем тридцати губерний России. Свою продукцию продемонстрировали также представители почти сорока крупных фирм из Германии, Франции, Швеции и других стран, что придало выставке международный статус.
По своему масштабу и значению казанская “ЭКСПО-1909” заняла наиболее видное место в ряду других, которые имели место ранее, в том числе легендарная Всероссийская научно-промышленная выставка в Казани 1890 года. Конечно, большой сбор 1909 года в “Русской Швейцарии” значительно уступал Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде, но не стоит забывать, что последняя устраивалась правительством и стоила миллионы рублей, а казанскую организовало всего лишь губернское земство. Фондом для ее устройства служили лишь 20 тысяч рублей, ассигнованных в безвозвратное пособие, и еще 20 тысяч – в виде ссуды.
Обратимся, однако, к выставке-юбиляру. Ее программа включала пять основных отделов – мелкой промышленности (то есть ремесел и, выражаясь современным языком, мелкого предпринимательства), профессионального образования, сельского хозяйства, крупной промышленности, огнестойкого строительства и противопожарного дела. Отделы эти, в свою очередь, имели свои развернутые экпозиции.
Если посмотреть топографический план выставки, хранящийся в Национальном архиве Татарстана, можно увидеть, что павильоны были выстроены вдоль линии весьма популярного в то время трамвая – специальной ветки, проложенной в продолжение городской сети. Из всей массы расположившихся на этой территории строений эффектнее всех выглядел наиболее крупный и роскошный павильон фабрик и заводов Алафузовых. Выполненный в стиле модерн, он приковывал взор игривостью линий, органичным сочетанием деталей и благородным белым цветом.
Выделялся и корпус Пермского губернского земства, возведенный в норвежском стиле с уходящими в небо гребнями крыш, башен и шпилей. Эффектно, в мавританском стиле оформили свою экспозицию наследники И.Александрова. Подлинный фурор произвел павильон пивоваренного завода Оскара Петцольда, исполненный в виде более чем 17-метровой пивной бутылки с балконом по ее окружности. Обращали на себя внимание выдержанные в стиле ампир павильоны минеральных вод “Боржом”, технической конторы В. фон Денф-ферна в виде деревянной мельницы, Российского общества винокуренных заводчиков, товарищества “Работник”, акционерного общества Брянских заводов, предприятий М.Рама, Остермана, братьев Журавлевых и другие.
Разумеется, никто из посетителей не миновал центральный павильон, служивший одновременно административным зданием выставки, с отделом профессионального образования. Его вход был увенчан нарядным шатром в богато декорированном русском стиле. Праздная публика, приезжавшая на выставку, любовалась внешним и внутренним убранством павильонов, посещала кафе-шантан, студию моментальной фотографии, бильярд и кегельбан. Деловых же людей влекли сюда прежде всего технические новинки, возможность общения с коллегами и потенциальными партнерами. В рамках выставки проходили съезды, читались лекции, работали курсы. В кинопавильоне, как сообщала газета “Камско-Волжская речь”, демонстрировались научно-познавательные картины, в том числе “Египетские кустари”, “Выделка змеиных шкур в Индии”…
Казанская международная выставка работала до сентября 1909 года и пользовалась большой популярностью у жителей и гостей города. Всего на ней побывало почти 247 тысяч человек. При этом более 10 тысяч учащихся профессиональных учебных заведений, рабочих, свыше 40 тысяч крестьян посетили экспозиции бесплатно.
В 1910 году по итогам работы выставки многие ее участники получили награды. Победителям было вручено в общей сложности 36 больших золотых медалей. Производилось также награждение малыми золотыми, серебряными, бронзовыми медалями. 440 участников отмечены похвальными листами и грамотами императора Николая II.
Конечно, как говорили древние, любое сравнение хромает. Но в 1909 году для казанцев Международная выставка имела, пожалуй, не меньшее значение, чем то, которое мы придаем сегодня предстоящей Универсиаде-2013. Да, другие времена, другие масштабы, но сто лет назад инфраструктура города получила развитие. Выставка, по свидетельству ее современников, способствовала росту авторитета Казани в масштабах всей страны. Кто же поспорит с тем, что большие дивиденды Казани даст и Универсиада?