Тайны древности и открытые сердца

“Надо спуститься в яму, и тогда холмы будут нашей ширмой”. Так, по преданию, сказал во времена Ивана Грозного кто-то из гонимых на десятки верст от Казани татар, впоследствии осевших в этих местах.

Автор статьи: Павел АЛЕКСАНДРОВ

“Надо спуститься в яму, и тогда холмы будут нашей ширмой”. Так, по преданию, сказал во времена Ивана Грозного кто-то из гонимых на десятки верст от Казани татар, впоследствии осевших в этих местах. От этих двух слов – “яма” и “ширма” – и пошло, согласно поверью, название древнего татарского села Ямашурма в Высокогорском районе.

Конечно, жизнь здесь зародилась еще раньше. По легенде, пересказываемой местными жителями, первым поселенцем этих мест был Хасан-бабай. Ну а если оставить в стороне народные преданья и взглянуть на вопрос с позиций исторических фактов, то совершенно определенно можно сказать, что Ямашурма – один из древнейших населенных пунктов республики. Об этом свидетельствуют каким-то чудом сохранившиеся на местном кладбище могильные плиты, датированные 1300-ми годами. Глава Ямашурминского поселения Дания Исмагилова, увлеченно рассказывая нам о своем селе, приводила вполне убедительные версии в пользу того, что оседлые жители в этих местах появились еще во второй половине XIII века.

Кто разгадает загадку древности?

Как и всякое древнее поселение, Ямашурма хранит свои тайны. Одним из главных неразгаданных секретов остаются те самые древние могильные плиты. На одном из этих надгробий просматривается Звезда Давида, так называемая гексаграмма, а под ней – полустертая надпись, расшифровать которую могут сегодня лишь специалисты.

Вообще-то Звезда Давида изначально не была лишь символом иудаизма – ее наносили в качестве мистического знака и арабы, и христиане. Поэтому ее наличие на надгробном камне не может быть однозначным свидетельством пребывания в этих местах иудеев. Зато можно с уверенностью утверждать, что Ямашурма представляет интерес для историков и археологов. Но об их экспедициях в селе никто не помнит. Может, просто у ученых пока руки не дошли до этих мест? А ведь совсем недалеко от Казани – не больше часа.

Вертикаль власти восстановил асфальт

Хотя Ямашурма насчитывает 318 дворов и 1079 жителей, до последнего времени село состояло из трех “автономных” частей. Связь между ними, а точнее транспортное сообщение, была крайне затруднена по причине банального бездорожья. Дело в том, что добираться из одной части села в другую люди вынуждены по склонам возвышенностей и мостам, построенным в низинах. И если в сухую погоду с этим худо-бедно справлялись, то в слякоть “автономия” всех трех частей становилась настолько ощутимой, что начинала доставлять жителям немалые неудобства.

Недаром одним из своих главных достижений на посту главы сельского поселения Дания Исмагилова, занимающая эту должность с 1995 года, считает прокладку асфальтированных дорог между тремя частями села в 2002 году. Таким образом, здесь была наконец восстановлена местная “вертикаль власти”, а то ведь до войны из-за бездорожья приходилось иметь в поселении три мечети, а населявшие его жители трудились в трех разных колхозах…

Теперь мечеть в селе одна – она была воздвигнута в 1999 году и тоже имеет свою особенность. Дело в том, что средства на ее строительство выделил гражданин Саудовской Аравии Абдулхамит Абдулбасыт. В свое время он подружился с председателем местного сельскохозяйственного кооператива Хакимом Заниевым и полюбил ямашурминцев и их село.

Артисты из народа

Почему так сложилось, сейчас трудно сказать, но Ямашурма издавна является единственным селом во всем районе, имеющим свой народный театр. Каждые полгода здесь ставят спектакли и демонстрируют их не только землякам – театр гастролирует по соседним селам и районам. Начиналось все еще до войны. Главным организатором и вдохновителем создания народного театра была директор местной семилетней школы Бану-апа. А поддержали ее в этом начинании учителя, являвшиеся тогда самой образованной и, как сказали бы сейчас, креативной частью жителей. Вообще педагоги 30-х годов прошлого века были, по рассказам сельчан, людьми очень творческими, увлеченными, не чурающимися никакой работы, в том числе и на колхозном поле. Именно благодаря их стараниям жители Ямашурмы имеют сегодня законное основание для гордости. И традиция осталась – большую часть труппы нынешнего театра также составляют сельские учителя.

Как правило, в постановках театра, который в 2002 году получил официальное звание народного, участвует в среднем около двадцати актеров. Но если действо предполагает большее число, артистов легко находят среди сельчан.

В том, что жители Ямашурмы обладают творческой жилкой, журналисты смогли убедиться воочию. Во время нашего пребывания в селе там как раз готовились к Сабантую. Три группы активистов, состоявшие из крестьян, студентов, школьников, ходили по улицам с гармонями, исполняли песни, выкрикивали прибаутки и собирали призовой фонд будущего праздника, в который шло все – от постельного белья до продуктов. Не прошли они и мимо местной власти, ввалившись шумной ватагой в кабинет главы сельского поселения как раз в тот момент, когда из него выходили журналисты.

Помнить о прошлом, двигаясь вперед

Педагоги местной средней школы рассказали нам, что из их села ушли на фронт 508 человек, 379 сельчан сложили головы на полях сражений. Сегодня в Ямашурме проживают шесть ветеранов Великой Отечественной, на базе школы, помимо краеведческого, действует музей Боевой славы, экспонаты двух музеев рассказывают и о быте татарской деревни, и о боевых подвигах земляков.

Как и везде, есть в селе свои проблемы. Нуждается в ремонте построенная более тридцати лет назад школа, срочно требуется новый детский сад (в нем нуждаются 90 ребятишек, а старое здание рассчитано лишь на 30). Конечно, детей сейчас рождается меньше, чем 20-30 лет назад, но, как сказала Дания Исмагилова, убыли населения в Ямашурме нет – однажды приехавшие сюда люди больше эти места не покидают. И ко всем здесь относятся с большим вниманием и уважением. Например, для детей из трех русских семей, проживающих в селе, создали специальные классы с обучением на русском языке.

Сегодня большая часть ямашурминцев трудится на сельскохозяйственном предприятии “Ватан”, часть фермерствует, другие ездят на работу в столицу республики. Дворы в селе крепкие, с просторными домами, обязательным наличием живности, здесь сразу чувствуется хозяйский подход к ведению дел на подворье. Из 18 улиц населенного пункта остается незаасфальтированной только одна.

Огромное трудолюбие жителей, их трепетное отношение к своей истории, межнациональное согласие дают все основания надеяться, что это древнее село, помимо интересного и богатого прошлого, имеет все шансы на благополучное и стабильное будущее.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще