Есть в Новошешминском районе небольшое селение со звучным тюркским именем Тубылгытау. Раскинулось оно на крутом берегу Шешмы чуть по-одаль от бывшего Сибирского тракта – трассы, соединяющей ныне столицу республики с Альметьевском. Близка дорога, да случайный путник на селе – гость нечастый. Любого из них сельчане встретят хлебосольно и в первую очередь поведут к местной достопримечательности – высокому холму Кала баши, нависшему над тем местом, где река делает резкий изгиб и откуда открывается удивительно живописный вид на округу. Дух захватывает вдвойне, когда путник узнает, что, по преданию, под холмом спрятаны несметные сокровища.
Тайна городища
“Кала баши” в переводе с татарского означает “место, откуда начинается город”. По легенде, где-то у основания крутого склона есть потаенная дверь. Очень редко в летнюю полночь дверь отворяется. Кто попадет в пещеру, тот отыщет спрятанный здесь клад. Но трогать драгоценности нельзя – стережет их огромное чудище, никого не выпускающее обратно на свет божий.
В народе до сих пор ходит молва о том, что у местной жительницы Мушарап-апы из древнего рода Хатыповых, умершей четверть века назад, хранилась некая древняя книга с описанием древнего городища и указателем его кладов. Но перед смертью она бросила талмуд в огонь – боялась, что милый сердцу Кала баши перероют и изуродуют черные археологи.
Набожная бабушка не желала и другой напасти – чтобы пришельцы потревожили священный прах предков. Дело в том, что, помимо сокровищ, на холме посреди высокой луговой травы скрылось старинное кладбище – по-татарски “Изгелер зираты”. Это семь разрозненно стоящих древних каменных надгробий, которые ученые признали уникальными памятниками прошлого. На одном из них сохранились надпись с элементами куфи – древнейшего стиля арабской письменности – и еле заметное изображение цветка с восемью лепестками – древний мусульманский символ. По мнению ученых, приблизительная датировка захоронений – первая половина XIV века.
Тамерланова жертва
Старинные могилы недавно обнесли резной оградой. Как говорится, для пущей сохранности. Но вообще-то вниманием специалис-тов древнее городище, увы, не избаловано.
В 1995 году вблизи старого кладбища прошел автогрейдер и, выравнивая дорогу, снял слой земли толщиной до метра. Две местные жительницы после этого обнаружили на дороге спрессованные человеческие кости. На краю дороги виднелась ниша, а в ней – новые фрагменты человеческих останков. От греха подальше женщины собрали кости и закопали их обратно. Этот случай взбудоражил сельчан, пошли разговоры о том, что под Кала баши спрятан древний город, а школьники даже написали об этом письмо казанским ученым.
Послание без ответа не осталось. Девять лет назад в Тубылгытау приехала экспедиция татарстанских археологов под руководством Альберта Бурханова. На южной стороне Кала баши они обнаружили многочисленные предметы быта и гончарную керамику булгарского и золотоордынского периодов. Однако самой ценной находкой стал каменный фундамент крупного здания – скорее всего, мавзолея. Длина остатков культового сооружения – целых девяносто метров.
Дальнейшие раскопки показали, что город был уничтожен пожаром, скорее всего, при осаде врагами. Об этом можно судить по многочисленным конским костям, сложенным в одну кучу. Это свидетельствует о том, что осажденные использовали для пищи конину. Поблизости оказалось и множество следов от пожара и погромов.
Кто же разрушил город? Об этом никто не знает. В исторических хрониках утверждается: то дело рук Тамерлана. Хромоногий завоеватель сжег город и нещадно расправился с местным населением, оказавшим ему отчаянное сопротивление. Другие связывают гибель древнего Тубылгытау с историей падиши (то есть правительницы) Ханифы, которая еще должна вернуться в эти места якобы перед концом света. По легенде, когда русские войска во время осады выстрелили по городу из пушки, белый минарет здания, в котором жила Ханифа, обрушился. Обернувшись в птицу, правительница улетела к жениху за помощью. Но тогда ее так и не дождались…
Целительный кустарник
Тубылгытау по-татарски означает “гора, где растет таволга”. Таволга – луговой кустарник с темно-красной корой и душистыми светло-желтыми цветами. Это многолетнее растение с приятным медовым ароматом и многочисленными лекарственными свойствами. По-русски – “лабазник” или “сорокоприточник”, то есть трава от сорока недугов. Неповторим пряный вкус чая из таволги. Культ этих цветов некогда насаждался повсеместно. Любопытно, что древние татары, к примеру, вкладывали в руку покойного прут из таволги.
В поисках места для поселения наши предки присматривались к поведению своих лошадей. Чуткое животное охотно останавливалось там, где растет таволга. Так появлялись новые татарские поселения, так возникло и Тубылгытау. Кому-то послышится в этом имени название великой Волги, другие уловят звуки татарского “табырга”, то есть “найти”.
Сегодня нет сомнений, что история Тубылгытау уходит в глубокую древность. Временем его расцвета считаются XI-XII века, когда бурно развивалась торговля. Молодое Булгарское государство нуждалось в охране границ от набегов южных кочевых племен. На восточной, самой неспокойной границе, проходившей по реке Шешме, решено было возвести крепость. Место для нее выбрали удачно – с высокого левого берега открывалась вся округа. Враг не мог незаметно подступиться к городу или вторгнуться в пределы государства. Крепость была окружена высокими земляными валами в три ряда и глубокими рвами. На валах построили дубовые крепостные стены в два ряда. По углам поставили высокие башни.
Жители крепости охраняли границы, а в мирное время занимались земледелием, охотой, скотоводством. С трех сторон к крепости подступал лес. Много было в нем ягод, грибов, всякого зверья. По слухам, водилась тут и нечисть, знакомая современникам по произведениям Тукая. Жители села любят в этой связи рассказывать такое предание. Уставших за день лошадей отпускали пастись на лесную поляну. А наутро замечали, что некоторые лошади взмыленные и усталые. Однажды пошли на хитрость: спину одной лошади смазали смолой. Лошадь вернулась наутро с прилипшей обезьяной на спине.
О дальнейшей судьбе “чудища”, которому весьма не поздоровилось, ничего не известно, но развязка оказалась благополучной – дикие лесные обитатели больше не трогали лошадей.
Хвала Никите-кузнецу
Нынешнее село возникло возле городища во второй половине XVII века под новым названием – Верхнее Никиткино. С этим именем связана еще одна легенда, очень похожая на быль.
После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства татары не смирились с положением завоеванного народа. То тут, то там вспыхивали бунты. Дабы пресечь недовольства “инородцев”, царское правительство вознамерилось их обезоружить. Были изданы законы, запрещавшие мусульманам использование в хозяйстве орудий труда из железа, которые могли бы пойти в ход во время восстаний в качестве холодного оружия. Исключением стал топор – в те времена на семью полагался один инструмент, и тот нужно было обменивать на новый только с разрешения Казанской воеводской канцелярии. Само собой, татары категорически не допускались к кузнечному делу, что со временем могло бы привести хозяйство к упадку.
Но шешминцы нашли выход. Однажды в Тубылгытау проездом остановился мастер кузнечного дела по имени Никита. Узнав о роде его занятий, крестьяне упросили парня остаться на селе, а для этого в нижнем конце села возвели для него большую добротную избу. Никита не устоял перед уговорами и остался, и услугами его стала пользоваться вся округа. Кузнец богател, хозяйство его процветало. Вскоре он женился, взяв замуж статную девчину из соседней Слободы Архангельской. Потомки кузнеца прижились, позднее рядом отстроились несколько других русских семей.
С тех пор эта часть села так и называется – Русский Конец, а само село официально – Верхнее Никиткино. Нижним Никиткино в районе по старой привычке именуют современное село Ленино, расположенное по соседству, на Сибирском тракте. В советские годы оба селения входили в состав колхоза-передовика “Советская Татария”.
А вот исконное название Тубылгытау селу было возвращено указом Президиума Верховного Совета ТАССР в 1991 году.
Не изменили вере
До революции село входило в состав Ерыклинской волости Чистопольского уезда. Уже к началу XVIII века костяк жителей Верхнего Никиткино составляли татары-мишаре, переехавшие из Симбирского края и участвовавшие в возведении засечной черты и после ее возведения получившие здесь земли.
В 1730-х годах началась активная христианизация местного населения. Жители Тубылгытау оказались в ведении Новокрещенской конторы, созданной по инициативе императрицы Анны Иоанновны. По данным ревизской сказки 1859 года, в селе проживало 533 жителя, в том числе 250 – мужского пола. Все они официально составляли приход Вознесенской церкви, расположенной в Слободе Архангельской. Но православие здесь не прижилось, так как службы велись даже не на русском, а на старославянском языке. К тому же вокруг осталось много татарских сел, где исповедовался ислам, а в среде мусульман было сильно проповедничество среди единоплеменников.
В 1864 году, на волне общественных реформ, татары – коренные жители села – самовольно захватили часовню и построили на ее месте молитвенный дом в виде мечети без минарета. Прибывшего для усмирения “бунта” исправника Кривошеева не пустили опечатать храм. Тому ничего не оставалось, как сообщить губернатору о том, что “отпавшие в магометанство” крестьяне убедительно просят о дозволении им совершать молитвы в устроенном ими доме за здравие царя Александра Николаевича”. Через неделю пришел категорический ответ: “Не допускать уклонения от православной веры”. Зачинщика этих событий Галима Самигуллина заключили в чистопольский острог, а позднее сослали в казахские степи.
Лишь во время первой русской революции, после обнародования закона о свободе вероисповедания, в Верхнем Никиткино в 1906 году возводят первую мечеть. Еще через год в селе образуется вторая махалля (приход). Местная перепись 1910 года свидетельствует, что ислам в селе на тот момент исповедовали 884 мужчины и 853 женщины.
…Сегодня в Тубылгытау свой мулла – Ханиф Зарипов. Он правнук того самого Галима Самигуллина, которого российское самодержавие отправило в далекую ссылку. Кстати, не ко двору Самигуллины пришлись и во времена советской власти. Отца Ханифа Зариповича в 1932 году объявили кулаком и сослали в Сибирь.
Но семья пережила гонения. Сегодня ветерану Великой Отечественной войны Зарипову 84 года. На фронт он ушел семнадцатилетним парнишкой, а демобилизован из Советской Армии был в 1947-м. После войны почти четверть века он отработал кассиром, а выйдя на пенсию, полностью отдался вере.
Крестьянки-амазонки
Бунтарский дух Тубылгытау проявился и в годы коллективизации. Первое коллективное хозяйство на селе было создано в 1929 году. Записалось в него двенадцать дворов. Как полагается, сдали в общий амбар все зерно, свели скот в одну ферму, начали новую жизнь. Но через год районные власти потребовали от колхозников почти половину всего собранного урожая и заготовленного мяса. Почесали мужики затылки, да делать нечего – знали, что сопротивляться властям рискованно. Помнили тубылгытаусцы Хасаншу Ахметшина и Юсупа Галеева, расстрелянных за участие в восстании против большевиков в 1919 году.
Но колхозницы не забыли и о 1922-м, когда, оставшись без зерна, вымирали целые деревни. Сработал инстинкт матерей. Начался “бабий бунт”. Двенадцать активных жен в марте 1930 года захватили коллективный амбар, поделили по справедливости зерно, забрали по домам скот, вернули дома тем, кто был раскулачен комитетом бедноты.
Но свои порядки продержались недолго. В начале июня были арестованы “организаторы массовых антиколхозных выступлений” – Юсуп Натиев и Найша Харисова – и сосланы на лесоповал под Архангельск. А поскольку волнения не утихли, в марте 1931 года жителей села снова “припугнули”, осудив “за подрывную деятельность” еще восьмерых крестьян. Семерых отправили в чистопольскую тюрьму. Одного вернувшегося – Шамшувара Шамгунова – расстреляли позднее, в ноябре 1937-го.
О том, насколько крепки духом и телом жители Тубылгытау, говорит такой факт. Свидетельница тех далеких событий Шамшеруй Яруллина на своем столетии три года назад сплясала с председателем райсовета Наилей Закировой.
Встречая новый день
Сегодня Тубылгытау переживает второе рождение. Несколько лет назад на село пришел инвестор – объединение “Вамин-Татарстан”. Здесь заработала крупная ферма, на которой нынче содержат голландских коров передовых племенных пород. Сельчане не знают, что такое безработица. Только у доярок средняя зарплата – одиннадцать тысяч рублей. Главное требование администрации – трудиться на совесть. Но шешминцев и не надо уговаривать – они трудолюбивы от природы.
Перестала покидать родные дома молодежь. Четыре года назад в Тубылгытау на свое 75-летие местная средняя школа переехала в просторное современное здание. Есть сельский клуб, музей, библиотека. Недавно в село вернулся Талгат Максумов, мастер на все руки. Во время службы в армии он участвовал в съемках кинофильма “Война и мир”, а потом искал счастье в далекой стороне.
На улицах Тубылгытау – образцовый порядок и чистота. У каждого дома щиплет травку домашняя живность – куры, гуси, козы. Народ живет дружно. Религии мирно уживаются по соседству. Вместе отмечают Рождество и Курбан-байрам, поют общие песни.
И нет сомнения – у села есть будущее.
КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА
Альберт БУРХАНОВ, заведующий кафедрой истории и этноархеологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета:
– Летом-осенью 2000 года мы проводили разведочные и стационарные исследования в районах восточного Татарстана. Основным объектом исследований стали остатки средневекового городища Тубылгытау в Новошешминском районе. До сих пор археологических раскопок на его территории не проводилось.
Городище расположено на левом обрывистом берегу реки Шешма. Форма его почти подквадратная с округлыми углами. С напольной стороны сохранились остатки двух рвов и трех валов; с трех сторон четко видны валы и два рва. С запада к городищу примыкает старинное кладбище, где сохранилось несколько надмогильных камней, один из которых датируется 1349-1350 годами. В районе средневекового кладбища нами прослежены следы фундамента каменного здания – мавзолея.
В целях изучения структуры фортификационно-оборонительных сооружений на юго-западной части памятника был заложен раскоп в виде траншеи длиной 38 метров и шириной 2 метра, разрезавшей три вала и два рва между ними, с прирезкой в северной части четыре на шесть метров.
Основание крепости можно отнести к домонгольской эпохе, и она, скорее всего, существовала до конца XIV века. В ходе своего развития город и его укрепления были неоднократно перестроены. Укрепленное поселение, скорее всего, было уничтожено большим пожаром в ходе осады его врагами. Выявлены следы большого пожара и погрома. В ходе раскопок оборонительных сооружений найдены фрагменты керамической красноглиняной посуды в булгаро-золотоордынских традициях, кости животных (лошади и крупного рогатого скота), изделия из железа. Основная часть находок выявлена на участках во внутренней части внутреннего вала и в прирезке к площади городища. Среди наиболее интересных находок – фрагмент железного казана, ушко котла, железное колечко и наконечник железного копья, а также фрагмент бронзового предмета. Найдены фрагменты общебулгарской краснолощеной керамики и лепной орнаментальной посуды с традициями прикамских культур домонгольской эпохи, а также гончарная посуда золотоордынского времени.