Какое забавное и непонятное словечко – “матаки” и откуда оно только взялось в татарской глубинке?
Помнится, в юности мне довелось играть на студенческой сцене доярку из Базарных Матак. По сценарию разбитной молодой журналист из Казани приезжает в эту, как нам тогда казалось, тьмутаракань, берет интервью у полуграмотной, но симпатичной деревенской девушки, попутно закручивая с ней роман. Меня так заинтересовало слово “матаки”, что я, помнится, цепко пристала с вопросами к своей подруге-филологине, которая как раз писала курсовую о происхождении различных слов, выискивая в них татарские корни. Мы пересмотрели все ее словари, но точного научного объяснения “матакам” не нашли. И тогда я в шутку предположила, что “матаки”, очевидно, произошло от слова “мотаться”, то есть переезжать с места на место.
Прошли годы, и вот по роду своих занятий я оказалась в тех самых Базарных Матаках – центре Алькеевского района. Тьмутараканью этот ухоженный поселок с красивыми фасадами домов, развитой социальной инфраструктурой, модно одетыми жителями (ничуть не хуже городских) сегодня никак не назовешь. После того как построили новый мост через Каму у Сорочьих Гор и ушла в прошлое старая паромная переправа, все Заволжье, начиная от Чистополя и кончая Болгаром, начало стремительно развиваться. Преобразились и Базарные Матаки, от которых теперь до Казани рукой подать – всего несколько часов езды на автомобиле по добротной асфальтовой дороге.
Первый вопрос, который я задала представителям местной администрации, касался происхождения слова “матаки”. За ответом меня отправили в Старые Матаки – крупное чувашское село в семи километрах от райцентра. Учитель истории местной средней школы Сергей Тихонов со своими учениками Ильмиром Мифтаховым и Виктором Тихоновым написали по этому поводу в прошлом году учебно-исследовательскую работу. К созданию весомого труда их вдохновил тот факт, что на левом берегу реки Актай, прямо напротив Старых Матак, расположен памятник археологии Староматакское селище, ставшее родоначальником всех алькеевских “матак” (в трех километрах от Старых расположены еще и Верхние Матаки). Это селище или даже городище – такое оно большое, площадью 3000 квадратных метров, имело два ряда земляных валов, из которых до наших дней сохранился внутренний “кремль”. Когда-то он был обнесен крепким дубовым частоколом (работал здесь на раскопках в свое время известный ученый, профессор А.Х.Халиков, который и обнаружил фрагменты подземной части древнего частокола). Это городище археологи относят к раннефеодальному периоду булгарского государства.
До сих пор возле Староматакского селища местные жители находят фрагменты боевых мечей, кольчуг, наконечники стрел и другие предметы вооружения, свидетельствующие о некогда кипевших здесь сражениях. Примерно в километре-двух от селища располагался так называемый Девичий городок. Ученые предполагают, что назван он был так потому, что жителями городка были женщины, так как почти всех мужчин перебили в схватке с врагами.
В 5-6 километрах от села Старые Матаки сохранились земельные валы древнебулгарского города Нухрат. Существует легенда, согласно которой эти два населенных пункта были связаны между собой подземным ходом. Правда, обнаружить его пока не удалось.
Летом 2005 года в эти загадочные древние места прибыла археологическая экспедиция под руководством казанского ученого А.Бурганова. На месте кремля древнего Нухрата археологи нашли наконечники стрел, остатки орудий труда, но самой интересной находкой стала монета золотоордынского хана Хызыра.
Как возникло село Старые Матаки? Одна из версий гласит, что оно появилось после создания государства Золотая Орда, по другой – возникновение относится к началу 13-го и середине 14-го веков, то есть к эпохе Белой Орды и Казанского ханства. Во времена правления царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича современные земли Староматакского сельского поселения, считавшиеся в ту пору дикими, были переданы служилому из мурз татарину Дербышу Ахмиметову Урманчееву. Вот при нем, очевидно, земля и стала активно заселяться.
Существует множество легенд по поводу возникновения названия “Матаки”. Одна из них предполагает арабские корни. Для арабов торговое место – это “мятаг”. У местных жителей это слово превратилось сначала в “матаг”, а затем в “матак”. Еще одна легенда утверждает, что первого человека, повелевшего строить жилища и распахивать земли в этих местах, звали Матак, от него, мол, и пошло название села.
А вот и некоторая привязка к моим “мотаниям”, которую я обнаружила в научном труде учителя Тихонова. В свое время болгары имели тесные связи со многими государствами, в том числе с Византийской империей. В греческом языке словом “метек” называется “переселенец” и соответственно “метеки” – это переселенцы. Откуда? До сих пор жителей Верхних Матак нет-нет да назовут мадьярами, которые якобы являются их предками. Верхнематакцы даже немножко обижаются, потому что считают себя чистокровными чувашами. Но от фактов никуда не деться. В 1236 году хан Бату сражался с мадьярами и после их разгрома, захватив немало пленных, направился к булгарским городам Булгар, Биляр, Сувар, Нухрат. Предки современных жителей Верхних Матак некогда населяли деревню Тюгульбаево, но в процессе великого переселения многим пришлось перебраться на новое место. В числе этих переселенцев были в основном венгры. Их культура, язык растворились затем в преобладающем чувашском окружении. Между тем венгерский след остался, и не только на словах. На днях в Тетюшах состоялась международная конференция, посвященная археологии раннесредневековых городов Среднего Поволжья и Предуралья. Участие в ней принял в числе других археологов известный ученый-историк из Будапешта Фодор Иштван. Он сделал на конференции очень интересный доклад, в котором подтвердил факт пребывания венгров в давние времена не только на территории Тетюшского района, но и всего Татарстана. Кстати, интересно, что мадьяров нередко именовали венграми-кочевниками.
Так оно было или не так – ученые пока спорят и ищут вещественные доказательства. Но современные жители Верхних Матак особенные – местные девушки слывут красавицами и хотя считают себя чистокровными чувашками, но, право, есть в них что-то от знаменитой, игриво-задорной, смелой и умеющей постоять за себя Сильвы, героини оперетты Кальмана. Мне, по крайней мере, так показалось, когда общалась с животноводами расположенной в Верхних Матаках племфермы Зиной Ярославлевой, Леной Салюковой и Зоей Гуляевой – веселыми, красивыми и остроумными девушками. Еще больше это мнение укрепилось после встречи с бригадиром Ольгой Григорьевной Гуляевой, про такую можно сказать, что коня на скаку остановит. Как не остановить, коли конь ей по служебной линии приписан в качестве транспортного средства…
Ольга, имея педагогическое образование и проработав много лет заведующей детским садом, резко сменила профессию – пошла на животноводческую ферму. В разговоре она призналась, что таким образом хотела заглушить боль, забыть прошлое и все, что связано с ним, – незадолго до этого погибла в аварии дочь. Выдали Ольге Григорьевне в качестве персонального транспорта лошадь с повозкой, чтобы могла оперативно передвигаться по вверенной ей территории и руководить бригадой, под опекой которой 1000 голов высокопородистых коров. За короткое время Гуляева научилась так ловко управлять гужевым транспортом, будто век с ним была знакома. Ну а с людьми ладить Ольга Григорьевна умеет – организаторская жилка, как говорят, вместе с ней родилась. Она и с добрым словом к человеку может подойти, и строго приказать, если ситуация требует. Руководители хозяйства называют Ольгу Гуляеву одним из лучших бригадиров.
Основным занятием местного населения традиционно являются полеводство и скотоводство, особенно хорошо развито последнее. Еще в советские времена здешний совхоз “Алькеевский” гремел на всю республику, славясь разведением элитного племенного скота. Это было время, когда хозяйство возглавляли Машков, Ахмадуллин, Нагорнов.
А в январе 1993 года в Старые Матаки приехал и принял пост директора совхоза Рафаэль Ибатуллин. В настоящее время он является начальником Староматакского отряда “Востокзернопродукт” компании “Красный Восток-Агро”. О своей работе, как настоящий ас животноводства, Ибатуллин готов рассказывать часами. И не просто рассказывать, но и показывать. Не поленился тут же завести свой “уазик”, чтобы повезти нас на ферму. Впрочем, это огромное хозяйство как-то непривычно в старом нашем представлении именовать фермой. Это, скорее, современный животноводческий завод.
– Сейчас мы занимаемся подготовкой молодняка. Со всех хозяйств “Красного Востока” сюда привозят маленьких телок. Готовим племенной скот, который затем продаем животноводческим комплексам, – рассказывает Рафаэль Ибатуллин. – В настоящий момент в хозяйстве две тысячи голов скота, но в скором времени планируем довести поголовье до четырех тысяч за счет приема телят с других комплексов. Таким образом, в Верхних Матаках будет 2000 коров, в Старых Матаках – 700 и в Абдул-Салманах – еще 1000. Быки у нас племенные – канадские, голландские, немецкие. Думаю, они нам помогут улучшить породу и придать новый импульс развитию животноводства республики.
Оглядываясь на прожитые в Старых Матаках годы, Рафаэль Самигуллович с удовлетворением отмечает, как изменилось и похорошело село, сколько появилось здесь новых жилых домов, объектов соцкультбыта. И это несмотря на трудности, финансовые неурядицы. Наверное, если есть в людях стержень, придающий прочность и надежность, никакие потрясения не страшны. Потому что у таких людей в трудные минуты руки не опускаются, депрессия им не страшна – они в вечном поиске, в заботе и в работе. По этим принципам стараются жить сегодня все здешние Матаки…
– Как сейчас помню свои первые дни на алькеевской земле, – вспоминает Ибатуллин. – Хозяйство мне досталось крепкое, работающее стабильно, без каких-либо срывов, оно называлось Алькеевским откормосовхозом. На местных фермах содержалось до трех тысяч голов крупного рогатого скота, занимались их откормом. Позже, где-то в конце 90-х – начале 2000-х годов, совхоз переименовали в СХПК, сюда было завезено маточное поголовье. Дела в целом шли неплохо, мы работа-
ли самостоятельно, добивались определенных успехов вопреки негативным постперестроечным тенденциям. Но ветры перемен в конце концов добрались и до нашего хозяйства. В январе 2006 года к нам, последним в районе, пришел инвестор, так что мы уже четвертый год в “Красном Востоке”. Поначалу люди боялись, переживали, что останутся без работы. Но все обошлось. Ведь кто не ленится, тот при любой ситуации без дела не останется. Теперь могу без преувеличения сказать, что с хорошим инвестором жить на селе во всех отношениях спокойнее и надежнее. Люди отдали свои земельные паи и за это получают дивиденды – зерном и сеном. Живут неплохо, вы сами в этом убедитесь, если пройдете по селу, посмотрите на новые добротные дома, ухоженные подворья.
Что мы и сделали с главой Староматакского сельского поселения Георгием Нагорновым. Он сам родом из Старых Матак, всю жизнь прожил здесь, отлучаясь из родного села только для службы в армии да для учебы в сельхозинституте. Уже несколько лет подряд Георгий Владимирович возглавляет поселение, с гордостью говорит, что девиз его жизни – “Где родился, там и пригодился”. Под его опекой шесть населенных пунктов с центром в Старых Матаках, 84 процента местных жителей – чуваши. Все они свободно говорят как на родном языке, так и на русском и татарском. Так что никаких проблем с общением. Давно нашли общий язык и два главных руководителя Староматакского поселения – чуваш Георгий Нагорнов и татарин Рафаэль Ибатуллин. Многие проблемы на селе они решают вместе, и получается лучше, чем в одиночку.
Мы идем с Нагорновым по селу, он то и дело отвечает кивком головы на приветствия односельчан. Попутно рассказывает то об одном жителе, то о другом. С особой гордостью говорит о молодежи, называя ее своей главной опорой.
– Молодые механизаторы сегодня активно строят жилье по молодежной программе, – говорит Георгий Владимирович. (Мы в этот момент как раз остановились возле одного аккуратного дома из белого кирпича, в окнах которого трепетали занавески – сразу видно, что молодая семья сюда недавно вселилась). – Двадцать пять таких домов появилось в Староматакском сельском поселении. И еще строятся. В прошлом году в Старых Матаках по молодежной программе сдано в эксплуатацию шесть домов, в Верхних Матаках – четыре, в селе Шапкино два дома в этом году достраиваются, в поселке Новая Сихтерма, где всего-то два десятка дворов, в этом году тоже заселим четыре новых дома. Так что жизнь у нас не только продолжается, но во всех отношениях имеет положительную динамику…
Столь оптимистичный настрой невольно вызвал сомнения: все ли вокруг так хорошо, как утверждает глава поселения? Захотелось поспорить. Например, по поводу волнующих сельчан закупочных цен на молоко. Для всех населенных пунктов Староматакского поселения, жители которых почти поголовно держат скот, эта тема очень актуальна. Я спросила Нагорнова, не режут ли здесь коров, коль так невыгодно сдавать молоко. Он честно признался, что закупочные цены на молоко, конечно, не устраивают, они слишком низкие: если зимой за литр молока давали восемь рублей, то сейчас эта сумма уменьшилась до шести, а то и меньше.
– Увы, не мы определяем цены, – горько вздохнул Нагорнов. – Но хочется надеяться, что ситуация выправится, тем более что разрулить ее пообещал сам Президент Шаймиев.
В этот момент Нагорнов приветливо поздоровался с четырьмя по-рабочему одетыми женщинами. И тут же перешел к обсуждению другой злободневной для села темы – безработицы.
– Женщины, которых мы только что встретили, безработные, – стал объяснять Нагорнов. – Сразу же после того, как они потеряли работу в связи с кризисом, встали на учет в центре занятости. Мы им предоставили временную работу, пока на три месяца, они занимаются очисткой населенных пунктов от мусора, покраской, побелкой, обкашиванием дорог. Это сейчас очень актуально, как бы двух зайцев убиваем: предоставляем людям работу и наводим чистоту. Вот так комплексно стараемся подходить к решению наших сельских проблем.