“Каждое зерно – удар по врагу!”

С первых дней Великой Отечественной войны началось мощное идеологическое противоборство двух систем за умы – как непосредственных участников боевых действий, так и тех, кто находился в тылу.

Военный плакат на свой лад приближал Победу


С первых дней Великой Отечественной войны началось мощное идеологическое противоборство двух систем за умы – как непосредственных участников боевых действий, так и тех, кто находился в тылу. Общеизвестно, какие силы и средства “третий рейх” тратил на военную пропаганду и как активизировалась деятельность нацистов в данном направлении после нападения на Советский Союз.

Наступательную контрпропаганду вела и советская сторона. Особый интерес представляет наглядная агитация времен войны, прежде всего – плакаты и афиши, ставшие яркими символами своей эпохи. Кто из нас не помнит плакат “Родина-Мать зовет”? Или искрометные карикатуры Кукрыниксов? В сознании большинства соотечественников они стали неотъемлемой частью истории, без которых невозможно представить эпоху “сороковых-роковых”.

Активно развивался выпуск материалов агитационного характера и на местах. С началом фашистской агрессии перестроилась на военный лад работа Казанского книжного комбината им.К.Якуба, Татарского государственного издательства (Татгосиздата) и типографии “Татполиграф”. Значительно увеличился выпуск изданий военно-патриотической тематики. Среди них важное место заняли сборники, выпускавшиеся в помощь агитаторам. Так, в 1941 году комбинат им.Якуба в связи с заказом “Военкниготорга” приступил к публикации изданий “Великая Отечественная война советского народа”, “Героическая борьба советских партизан”, “Героические эпизоды” и ряда других.

Как подчеркивалось в “Объяснительной записке к отчету Татарского государственного издательства при Совнаркоме ТАССР” за 1941 год, по количеству названий выполнение плана по сравнению с 1940-м составило почти 192 процента. В 1940 году Татгосиздат выпустил в свет 342 наименования товарной продукции, а в 1941-м – уже 656. При этом сдача продукции в издательских оттисках по политической и военно-оборонной литературе составила 132 процента к плану.

Важное место в выпуске агитационной литературы принадлежало плакатам и лозунгам, ставшим продолжением легендарных “Окон РОСТА” времен Гражданской войны. Они, являясь наиболее доступным и эффективным средством пропаганды, разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту Отечества. Раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких войск. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу.
С начала 1990-х годов в Национальном архиве РТ упорядочено более трех десятков плакатов и афиш, относящихся к военному периоду. Зачастую исследователи обнаруживали плакаты в фондах райисполкомов, среди сведений статистического характера. Это происходило, по-видимому, ввиду отсутствия бумаги. Для письма попросту использовалась оборотная сторона плакатов.

Так, например, был выявлен один из наиболее интересных плакатов из хранящихся в архиве – “Каждое зерно – удар по врагу!”. Создан он был в 1942 году, а обнаружен в фонде Тельманского райисполкома. На нем изображен Гитлер, проткнутый штыком и колосом, символизирующими единство фронта и тыла. Даже на нас, современников, он производит неизгладимое впечатление – настолько жалок и беспомощен на изображении один из самых кровавых диктаторов Европы!

Конечно, не все плакаты столь иллюстративны. Многие из них состоят исключительно из призывов, помогающих между тем реально ощутить, как и чем жила страна в “лихие сороковые”. Один из них – лозунг “Чем ты помог фронту?”, выпущенный Татгосиздатом в 1942 году тиражом 20 тысяч экземпляров.

В сложное военное время люди не теряли оптимизма, находили в себе душевные силы противостоять невзгодам. Пример тому – афиши Татарской государственной филармонии. Когда враг стоял на Волге у Сталинграда, концертная деятельность не замирала. Тому свидетельство – афиша о концерте 22 мая 1942 года Московского цыганского ансамбля, как указывалось, “для населения освобожденных от фашистского ига районов”.

Согласно производственному отчету Татгосиздата за 1941 год было издано 27 наименований плакатов, листовок и лозунгов политической и военно-оборонной тематики. В плане издательства на следующий год издание плакатов уже проходило отдельной строкой, сразу вслед за военно-оборонной литературой. Планировался выпуск 21 плаката на русском и татарском языках, многие из которых выдержали второе издание.

Большую популярность снискали агитационно-пропагандистские плакаты сатирического содержания художника-графика Рашита Сайфуллина – “Наполеон и Гитлер”, “Вороны в павлиньих перьях”, “Новый порядок в Европе”, “Гитлеровская виселица” и уже упомянутый “Каждое зерно – удар по врагу!”. К сожалению, обнаружить какие-либо факты биографии, помимо справочных, о художнике не удалось. Известно только, что с 1935 года он публиковал свои рисунки в московской
прессе, в годы войны оказался в Казани. Иллюстрировал произведения Г.Тукая, “Башкирские сказки”. Однако в историю искусства республики он вошел именно как художник, специализировавшийся на политических плакатах.

На протяжении всех военных лет художники Татарии систематически выезжали в сельские районы для сбора популярных материалов о колхозной жизни. Только в июле 1943 года Союз советских художников ТАССР направил три бригады художников, объехавших Арский, Билярский, Аксубаевский, Каргалинский, Буденновский и Дрожжановский районы. Результаты этой работы обобщались в монументальных произведениях, становились сюжетами плакатов.

Любопытно, что колхозы готовили отзывы о проделанной художниками работе. В фонде Союза художников республики можно обнаружить немало подобных свидетельств. Вот, например, характеристика, данная в сентябре 1942 года заведующим агитационно-пропагандистским отделом Аксубаевского райкома ВКП(б) бригаде художников, командированной по заданию Татарского обкома: “Участники бригады, тт. Альменов, Катков, Рахманкулова… за время пребывания в колхозе художественно оформили избы-читальни в колхозах “Сукачи”, им. Кирова, в совхозе “Большевик”, сделали зарисовки стахановцев, написали ряд лозунгов и плакатов. Художники зарекомендовали себя как политически сознательные товарищи”. Или другой отзыв, выданный другой бригаде художников, побывавшей в Аксубаевском районе: “Пробыв неделю, бригада провела следующую работу: оформила парткабинеты; сделала зарисовки стахановцев; выпустила стенгазету; подготовила рисованные сюжеты для лозунгов и плакатов, обязательств, взятых рабочими, служащими совхоза. Наш коллектив доволен приездом бригады и рекомендует командировать коллектив художников в другие районы”.

Проблемам совершенствования агитационно-изобразительной работы уделялось пристальное внимание со стороны руководства Союза художников, посвящались специальные совещания. Так, летом 1943 года по указанию Главного управления учреждений изобразительных искусств из Москвы обсуждалось состояние дел в сфере политического плаката по военной тематике. Творчество ряда художников было подвергнуто серьезной критике. В результате правление Союза художников рекомендовало объединению “Татхудожник” заключить договор с графиком А.Прытковым (по-видимому, выдержавшим идеологический экзамен, в отличие от некоторых других коллег) для выполнения цикла сатирических рисунков “Подготовка резерва Красной Армии”. Была дана также оценка эскизам художницы Г.Сатониной, которой надлежало доработать плакаты, “добиваясь художественности в них и отхода от рекламности”.

К 1945 году количество выпускаемых Татгосиздатом плакатов увеличилось, хотя число их наименований сократилось. Это свидетельствовало о повышении качества мастерства художников. Как явствует из производственного отчета “Татгосиздата”, свет увидело десять названий оригинальных плакатов тиражом более 750 тысяч экземпляров и пять переводных плакатов тиражом более 88 тысяч экземпляров.

Плакаты военной эпохи являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Поиск их в фондах Национального архива и других хранилищ республики продолжается.

Людмила КУЗНЕЦОВА,
начальник отдела научной информации и использования документов
Национального архива РТ, кандидат исторических наук

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще