Совсем недавно, до реализации программы ликвидации ветхого жилья, улица Бутлерова в Казани была «заселена» невысокими, в основном деревянными домиками. Сегодня этот уголок города заметно преобразился. Старинных, дореволюционных построек здесь практически не осталось. А вот одной из первых новостроек, возведенных еще в начале семидесятых годов прошлого столетия, стал новый корпус ГИДУВа, ныне — Казанской государственной медицинской академии.
Вообще-то, округа современного перекрестка улиц Бутлерова и Муштари — место историческое. В 1774 году, когда к Казани подошло войско Емельяна Пугачева, здесь были установлены оборонительные укрепления — рогатки в человеческий рост и артиллерийские орудия. Защитники города противостояли осаде «государевых бунтарей», наступавших со стороны Арского поля.
С незапамятных времен улица Бутлерова носила название Ново-Горшечной — по аналогии со Старо-Горшечной (ныне Щапова), на которых проживали в основном мелкие ремесленники. К середине XIX века рабочий люд постепенно вытеснила интеллигенция — студенты, гимназисты, разночинная молодежь и, конечно, преподаватели университета, в основном медики, которые имели здесь многочисленные клиники и приемные кабинеты. Неудивительно, что из-за преобладания в этом районе «ученых» сословий прилегающую городскую местность часто именовали не иначе, как «Латинский квартал».
Весьма символично и то, что после революции улице присвоили имя знаменитого ученого-химика. Впрочем, более правильным было бы, возможно, назвать ее в честь какого-нибудь достойного коллеги-врача А.Бут-лерова, например Николая Виноградова. Именно его семейный особняк мы видим на дальнем плане старой фотографии.
Несколько слов о Виноградове — знаменитом российском враче, профессоре городской клиники внутренних болезней. В детстве Николая Андреевича воспитывал отец-священник. Учился он сначала в Нижегородской духовной семинарии, а в 1851 году, окончательно осознав, что религиозная стезя не для него, поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь по случаю Крымской кампании окончил курс по ускоренной программе и в 1855-м был определен врачом в саперный батальон, находившийся в Царстве Польском.
В Варшаве Виноградов практиковался в знаменитом Александровском военном госпитале, где за короткий срок приготовился к докторским экзаменам и защитил диссертацию. По результатам столь успешной деятельности молодой ученый был переведен в терапевтическую клинику Петербургской хирургической академии, которой заведовал знаменитый профессор Боткин. Под его руководством Виноградов проработал более года и с легкой руки своего нового покровителя отправился за границу на практику в ведущих клиниках того времени — германских больницах Траубе, Шкоды, Оппольцера, Бамбергера, в известном на всю Европу патологоанатомическом институте Вирхова.
По возвращении Виноградова направляют на укрепление медицинской школы в Казань. В 1863 году он избран профессором на кафедру частной патологии и терапии Императорского Казанского университета, затем — заведующим факультетской клиникой. В университете он оказался в переломный момент, когда факультет начал обновляться и вместо профессоров-иностранцев, часто не знавших русского языка и читавших по латыни, предпочитавших в медицине натурфилософские дедукции наблюдению и опыту, выдвинулись молодые соотечественники, общественные убеждения которых сформировались под воздействием реформ 1860-х годов, научные — идей и открытий Вирхова, Клода-Бернара, Пастера. Здесь Николай Андреевич стал наиболее ярким представителем передового направления.
Впоследствии из его школы вышло немало именитых врачей-практиков и профессоров, как, например, Левицкий, Несчастливцев, Хомяков, Котовщиков. Вместе с профессором Кучиным Виноградов основал казанское Общество врачей и был избран его первым председателем. При его же участии было основано Общество вспомоществования недостаточным (или, говоря современным языком, малоимущим) студентам, первоначальный фонд которого образовался из сборов с публичных лекций, прочитанных Виноградовым.
С 1870 по 1878 год Николай Виноградов — декан медицинского факультета. Как практикующий врач он пользовался большой известностью во всем Волжско-Камском крае и далеко за его пределами. После его кончины в аудитории факультетской клиники был вывешен портрет ученого, а больнице, устро-енной им в Адмиралтейской слободе, в память его заслуг присвоено название «Виноградовской». Наконец, Обществом врачей основан и вплоть до революции поддерживался фонд для вручения премии имени Виноградова за лучшие сочинения по терапии.
Как известно, улица Бутлерова и поныне является средоточием многочисленных медицинских центров, на ней расположен и собственно медуниверситет, выделившийся из состава головного — главного в городе в конце 1920-х годов. Здесь же в 1920-м и был открыт легендарный в советские годы ГИДУВ — Государственный институт дальнейшего усовершенствования врачей.
Старое здание ГИДУВа (угловой дом №40/11 по ул.Бутлерова) было построено в 1914 году для казанских отделений двух банков — дворянского земельного и крестьянского поземельного. После окончания Гражданской войны здесь обосновались врачи, работали блестящие ученые-медики. Авторитет и масштаб вуза был столь велик, что для него построили новые помещения — оборудованный передовой техникой корпус, предстающий перед нами на современном снимке.